[аяты 39-40]
وَمَاذَا عَلَيْهِمْ لَوْ آمَنُوا بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِوَأَنفَقُوا مِمَّا رَزَقَهُمُ اللَّهُ وَكَانَ اللَّهُ بِهِمْ عَلِيمًاﭵ
39. А что (случилось) бы с ними, если бы уверовали в Аллаха и в Последний день и расходовали из того, чем наделил их Аллах? Ведь Аллах — о них Знающий.
И вообще, какой вред понес бы человек, который следует пути иймана, пути религии? Что бы вредного случилось с человеком, уверовавшим в Аллаха? Что бы вредного случилось с человеком, верующим в Судный день — последнюю жизнь? Что бы вредного случилось с теми, кто расходует на пути Аллаха?
Да, «А что (случилось) бы с ними, если бы уверовали в Аллаха и в Последний день и расходовали из того, чем наделил их Аллах?»
Человек, который с искренним сердцем ищет ответы на эти вопросы, обязательно уверует. Потому что для разумного человека все явственно видно. К тому же, как сказано в аяте:
«Ведь Аллах — о них Знающий».
И еще, неизбежно наступит то состояние, которое описывается в нижеследующих аятах:
إِنَّ اللَّهَ لَا يَظْلِمُ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ وَإِن تَكُ حَسَنَةًيُضَاعِفْهَا وَيُؤْتِ مِن لَّدُنْهُ أَجْرًا عَظِيمًاﮆ
40. Воистину, Аллах не поступит несправедливо даже весом c мельчайшую частицу (в малейшей степени), и если [деяние] будет прекрасным, приумножит его и даст от Себя великое вознаграждение.
То есть деяния человека, совершенные в этом мире, не остаются без учета и последующего расчета. Аллах выносит приговор с абсолютной справедливостью. Всем дает сообразно совершенным ими деяниям и делам. Никому не причинит несправедливости даже с мельчайшую частицу.
«Воистину, Аллах не поступит несправедливо даже весом c мельчайшую частицу (в малейшей степени)».
Однако у раба «…если [деяние] будет прекрасным, приумножит его» Аллах в несколько раз.
В нижеследующем хадисе смысл этого аята проясняется еще больше.
Ибн Абу Хатим передал от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:
«В Судный день будет приведен человек, будь то мужчина или женщина, и перед всеми созданиями, от первого до последнего, глашатай объявит: “Это такой-то, сын такого-то. Если у кого есть право на нем, пусть придет и возьмет”. Женщина станет грезить: если бы у меня было право на моем отце, на моей матери, на моем брате, на моем муже».
Сказав это, Абдуллах ибн Масъуд прочитал аят: «Нет в тот день родства между ними, и не будут расспрашивать друг друга», и продолжил:
«Аллах простит из Своего права то, что захочет, но не простит ничего из прав людей. Затем Он обратится к людям и скажет:
— Отдайте людям принадлежащее им право.
Человек скажет:
— О мой Господь, но ведь мир закончился, как я отдам их права?
Аллах скажет:
— Возьмите из его хороших деяний и отдайте каждому правообладателю сообразно понесенной несправедливости».
Если человек является другом Аллаха, то даже если у него останется хоть крупинка благодеяний, Аллах умножит это в несколько раз и благодаря этому савабу водворит его в рай».
Затем Абдуллах ибн Масъуд радияллаху анху прочитал аят: «Воистину, Аллах не поступит несправедливо даже весом c мельчайшую частицу (в малейшей степени), и если (деяние) будет прекрасным, приумножит его …», и продолжил свои слова:
«Если же человек злосчастный, то ангел скажет:
— О мой Господь, у него не остались благодеяния, но много истцов.
Аллах скажет:
— Возьмите из злодеяний истцов и прибавьте к его злодеяниям. Затем дайте ему место из ада».
Однако дело не ограничивается одним лишь приумножением благодеяний счастливых. Сверх того им дается еще и самое большое вознаграждение:
Аллах им «даст от Себя великое вознаграждение».
Этим великим вознаграждением является рай.
.