[аяты 36-38]
В следующих аятах продолжается рассмотрение вопроса, взятого темой для общего содержания суры. Речь пойдет об укреплении семьи и общества, об очищении от указанных неисламских недугов, о необходимости преодоления препятствий на пути и ненависти врагов.
ﮖ وَاعْبُدُوا اللَّهَ وَلَا تُشْرِكُوا بِهِ شَيْئًاوَبِالْوَالِدَيْنِ إِحْسَانًا وَبِذِي الْقُرْبَى وَالْيَتَامَىوَالْمَسَاكِينِ وَالْجَارِ ذِي الْقُرْبَى وَالْجَارِ الْجُنُبِوَالصَّاحِبِ بِالْجَنبِ وَابْنِ السَّبِيلِ وَمَا مَلَكَتْأَيْمَانُكُمْ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ مَن كَانَ مُخْتَالًافَخُورًاﯙ ﯚ
36. И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему в сотоварищи ничего. И родителям — добродеяние, и близким [родственникам], и сиротам, и нищим, и соседу близкому, и соседу дальнему, и другу рядом, и ибну сабилу [обездоленному путнику], и тому, кем овладели десницы ваши. Поистине, Аллах не любит тех, кто надменно хвастлив.
Стоит обратить внимание, что аят начинается с союза «и». Следовательно, смысл этого аята связан с предыдущим, а повеления и распоряжения в этом аяте — с повелениями и распоряжениями в предыдущих аятах. А посему следуйте вышеуказанным повелениям и распоряжениям.
«И поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему в сотоварищи ничего».
Эта взаимосвязь еще раз показывает, что в Исламе ибадат и личная, семейная, социальная жизни не отделятся друг от друга. Они все, слившись воедино, составляют общую исламскую жизнь. В Исламе религия и светская жизнь неразделимы.
Среди аятов и фраз о семейных и социальных вопросах, об имуществе, о совершении добра для других, неспроста приводится фраза об ибадате и недопустимости ширка. Совершать ибадат только Самому Аллаху, ничего не придавать Ему в сотоварищи есть тавхид — единобожие. Тавхид Аллаха для Его рабов представляет собой главное вероубеждение — акийду. Тавхид требуется от каждого человека. Это — право Аллаха на Его рабах. Пророк алайхиссалам сказал Муазу ибн Джабалу радияллаху анху: «Знаешь, в чем заключается право Аллаха на рабах?» Он сказал: «Аллах и Его Посланник лучше знающие». Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «В том, что они должны поклоняться Ему, не придавая Ему в сотоварищи ничего». Затем он алайхиссалам сказал: «Знаешь ли, в чем заключается право рабов на Аллахе, если они будут выполнять это? В том, что Он не подвергнет их мучениям».
После повеления к единобожию, в аяте следует повеление совершать добро в отношении нескольких категорий людей.
«И родителям — добродеяние, и близким [родственникам], и сиротам, и нищим, и соседу близкому, и соседу дальнему, и другу рядом, и ибну сабилу[обездоленному путнику], и тому, кем овладели десницы ваши».
Первая категория — родители.
Всем известно, что в Исламе совершение добра родителям является великим делом, заслуживающим внимания деянием. В истории человечества ни в одной религии, ни в одной системе или философии не было таких высочайших учений, приведенных в Священном Куръане и хадисах Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам о правах родителей — этих великих людей, ставших причиной появления на свет каждого человека, об их правах на своих детях, а также о долге детей перед родителями!
В мире и не было народа-нации, которая бы почитала своих родителей так, как это делают мусульмане! В этом аяте Всевышний Аллах непосредственно после Своего тавхида повелевает мусульманам делать добро родителям.
Вторая категория — близкие (родственники).
Обычно родственники являются близкими людьми родителей и потому в упоминании здесь в ряду тех, в отношении кого необходимо делать добро, они следуют сразу после родителей. Конечно же, не только один этот аят повелевает делать добро родственникам. Об этом существуют множество аятов и хадисов. Если привести один из таких благородных хадисов, то в переданном имамом Насаи хадисе Пророк алайхиссалам сказал: «Садака, данная мискину (нищему) — это садака. А садака, данная родственнику — это и садака, и поддерживание родственных уз».
Третья категория — сироты.
В каждом обществе есть сироты, и к ним требуется проявлять особое внимание, потому что сирота — это несовершеннолетний, нуждающийся в помощи, который потерял своих кормильцев и воспитателей. Всевышний Аллах оказывает Свое покровительство сиротам, повелевая, чтобы в отношении них также совершалось добро, проявлялись милость и сострадание. Во многих других аятах, в том числе и в начальных аятах суры «Ниса», этому вопросу уделено особое внимание. Помимо этого существуют множество благородных хадисов о достоинствах покровительства сиротам.
Четвертая категория — мискины (нищие).
С точки зрения экономического благосостояния члены общества не всегда равны. Всегда есть люди, по разным причинам попавшие в сложное положение, это естественно и неизбежно. Все общества по-разному относятся к своим членам, оказавшимся в состоянии мискина (неимущего). В исламском обществе на богатых и зажиточных его членов возложена задача совершать добро в отношении мискинов, помогать им выйти из сложного материального положения. Об этом существует множество аятов и хадисов. Ин шаа Аллах, мы изучим их в свое время.
Пятая категория — близкие соседи.
Шестая категория — дальние соседи.
Упоминаемых в священном аяте «соседей близких» улемы-муфассиры обозначили как соседей-родственников, то есть это соседи, имеющие родство, а «соседям дальним» они дали толкование «обычные соседи», не имеющие родства. Исламские учения относительно совершения добра соседям также не имеют аналогов в мире. Пользуясь моментом, давайте упомянем здесь несколько благородных хадисов.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху, Посланник Аллаха алайхиссалам сказал:
«Джабраил давал мне столько рекомендаций по поводу соседей, что я стал думать, а не имеют ли они долю еще и в наследстве».
В хадисе, переданном имамом Тирмизи от Абдуллаха ибн Амра ибн Àсса радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:
«Лучший друг перед Аллахом — это тот, который делает добро своему другу. Лучший сосед перед Аллахе — это тот, который делает добро своему соседу»
Абу Бакр ал-Баззар передает от Джабира ибн Абдуллаха радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Соседи бывают трех видов: сосед, имеющий одно право. Это сосед, у которого меньше всего прав; сосед, имеющий два права и сосед, имеющий три права. Это сосед, у которого больше всего прав.
Сосед, имеющий одно право — это сосед-многобожник. У него есть всего лишь право соседства. А сосед, имеющий два права — это сосед-мусульманин. У него есть право мусульманства и право соседства. А сосед, имеющий три права — это сосед-мусульманин, являющийся родственником. У него есть права мусульманства, родства и соседства».
Как известно, совершение добра соседям служит укреплению человеческих связей в обществе, делает общество сильным и могучим.
Седьмая категория — друг рядом.
Многие наши муфассиры говорили, что под «другом рядом» подразумеваются спутники в дороге и партнеры по работе. Выходит, мусульманин должен также быть в хороших отношениях со своим попутчиком и коллегой-сослуживцем, по мере возможности делать им добро, совершать благотворительность.
Восьмая категория — ибну сабил (обездоленный путник).
Людей, оставшихся на улице без крова, на арабском языке называют ибну сабил — дословно «сын улицы, сын дороги». В эту группу людей чаще всего входят путники, которые оказались на чужбине, а потом попали в тяжелое материальное положение. В Исламе существует повеление совершать добро и в отношении этой группы людей. Они даже составляют одну из восьми категорий нуждающихся, имеющих право на получение закàта. Им дается закàт с учетом реальности, когда принимается во внимание их бедственное положение в конкретный момент и в конкретных обстоятельствах, даже если у себя на родине они состоятельны. В аяте подчеркивается, что помимо закàта, долгом мусульман является делать им добро.
Девятая категория — те, которыми овладели ваши десницы.
О том, сколько добра сделало исламское учение для рабов, было сказано много. И здесь еще раз следует напоминание совершать им добро наряду с указанными выше другими категориями.
Самое большое добро, совершаемое в отношении раба — это дать ему свободу или помочь ему стать свободным. Те, которые имеют рабы, также должны хорошо обходиться с ними. В хадисе, переданном имамом Муслимом, Пророк алайхиссалам сказал: «Право раба — питание, одежда и посильная работа». В хадисе, переданном имамом Бухари, Посланник Аллаха алайхиссалам сказал: «Они ваши братья, ваши рабы. Аллах дал их в ваше распоряжение. Если у кого в ведении находится его собрат, пусть кормит его тем, что ест сам, и пусть одевает тем, что надевает сам. Не повелевайте их на тяжкую работу. А если прикажете тяжкую работу, то и сами помогите».
Если человек делает добро этим девяти категориям людей, то, следовательно, он делает добро своей семье и всем нуждающимся в добре группам своего общества. А это укрепляет и семью, и общество. Улучшает взаимоотношения между членами общества. Каждая семья, каждое общество постоянно нуждаются в добре. Те, кто делает им добро — это правоверные мусульмане, скромные люди, которые повинуются велению Аллаха. А те, кто не делает им добра — это гордецы, обладатели ложного тщеславия.
Всевышний Аллах не любит «тех, кто надменно хвастлив».
Значение, которое мы перевели как «надменный», в священном аяте выражено словом мухтал, а значение, которое мы перевели как «хвастливый», выражено арабским словом фахур. Ученые-лингвисты толкуют мухтал как «надменный», «спесивый», «высокомерный». А фахура охарактеризовали как человека, который бахвалится перед людьми дарованными ему Аллахом благами, однако сам не возносит благодарения Аллаху.
Всевышний Аллах описывает их нижеследующим образом:
الَّذِينَ يَبْخَلُونَ وَيَأْمُرُونَ النَّاسَ بِالْبُخْلِوَيَكْتُمُونَ مَا آتَاهُمُ اللَّهُ مِن فَضْلِهِ وَأَعْتَدْنَالِلْكَافِرِينَ عَذَابًا مُّهِينًا ﯫ
37. [Они те,] которые скупятся и повелевают людей к скупости, и скрывают то, что дал им Аллах из Своего благоволения. И приготовили Мы для неверных унизительное мучение.
То есть Аллах не любит скупцов, повелевающих к скупости и утаивающих то, что Аллах даровал им из Своего благоволения. Скаредный человек не сотворял сам то благо, что находится в его руках, это благо даровал ему Аллах. Несмотря на это, он скупится дать это другому, такому же человеку, как он сам, но который оказался сейчас в трудном положении. Скупость становится причиной ненависти среди членов общества, возникновения различных смут.
Поэтому Посланник Аллаха алайхиссалам говорил: «Избегайте скупости. Ибо она погубила тех, кто был до вас. Она повелела разорвать отношения и они разорвали. Она повелела к распутству и они стали распутствовать».
Мало им собственной скупости, так эти беспутные люди еще и других повелевают быть скаредными. Наряду с этим, они утаивают блага, которые даровал им Всевышний Аллах. Боятся показывать их людям. Чтобы не прознали люди, влачат жалкую жизнь и даже сами не кушают, не пьют и не одеваются.
А ведь Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в своем хадисе сказал:
«Если Аллах дает кому-то благо, то Он любит, чтобы это отражалось на нем».
В конце священного аята говорится:
«И приготовили Мы для неверных унизительное мучение»
И становится еще яснее, о ком были ниспосланы эти аяты. Как приводится в некоторых хадисах, эти аяты были ниспосланы об иудеях и мунафиках. В следующих аятах Всевышний Аллах продолжает их описание:
وَالَّذِينَ يُنفِقُونَ أَمْوَالَهُمْ رِئَاءَ النَّاسِ وَلَايُؤْمِنُونَ بِاللَّهِ وَلَا بِالْيَوْمِ الْآخِرِ وَمَن يَكُنِالشَّيْطَانُ لَهُ قَرِينًا فَسَاءَ قَرِينًاﭤ
38. И те, которые расходуют свои имущества лицемерно перед людьми и не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день. А кому шайтан является товарищем, [то] какой же плохой товарищ!
И вновь приводятся некоторые качества высокомерных и хвастливых людей, которых не любит Аллах. Они действительно являются скупцами и уклоняются от расходования имущества на благое. А если и будут тратить, то, как приводится в священном аяте, расходуют чтобы видели люди, ради показухи, ради рийа.
«И те, которые расходуют свои имущества лицемерно перед людьми».
Стало быть, Всевышнему Аллаху ненавистны жадность и скупость. Также Всевышнему Аллаху не нравится, когда дают нафаку лицемерно, ради рийа, напоказ. Потому что совершающий рийа — показушник, он расходует имущество лишь для того, с той целью, чтобы люди увидели и услышали это, пустили о нем молву, похвалили его. А не ради Аллаха, не ради Его довольства.
Посланник Аллаха алайхиссалам говорил:
«Самыми первыми в аду будут гореть трое: ученый-показушник, судья-показушник и благотворитель-показушник. Благотворитель скажет: «Я расходовал (давал нафаку) на все, чем Ты доволен». А Аллах скажет: «Ничего подобного. Ты хотел, чтобы тебя называли щедрым. Ты добился только этого».
То есть своей цели, которую преследовал от пожертвований, ты достиг еще при жизни. Они совершают такие вот непотребности.
«И не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день». А главная причина этого — они слушаются шайтана и следуют по его пути.
«А кому шайтан является товарищем, [то] какой же плохой товарищ!»
Раз уж человек сближается с шайтаном и берет его себе в товарищи, то конечно, тот направляет своего «товарища» по дурному пути, к неверию, к рийа, скупости и другим мерзостям. Выходит, они сами себе пожелали зла.
.