Вопрос: Я видел таких людей и даже совершал позади них намаз, и точно знаю, что они не совершают сунна-намазы при совершении пятикратных фард-намазов. Каков хукм шариата в отношении такого человека?
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Передается от Умму Хабибы радияллаху анха:
«Я слышала, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Который мусульманин — раб [Аллаха] станет совершать ежедневно двенадцать ракъатов добровольного намаза помимо тех, что являются фардом, то воистину, Аллах построит для него дом в раю (или для него в раю будет построен дом).
Умму Хабиба сказала:
— С тех пор я всегда совершаю их».
Из пятерых не передал только Бухари.
Тирмизи добавил:
«Четыре ракъата до и два после намаза зухр. Два ракъата после магриб намаза, два ракъата после иша-намаза. Два ракъата до намаза фаджр».
Ханафитский мазхаб крепко держится за этот хадис и должным образом претворил его в жизнь. В этом хадисе есть твердый призыв к постоянному совершению сунна-намазов, сопутствующих намазам фард. За совершение этой категории сунна-намазов дано великое обещание.
Данное обещание состоит в том, что в качестве награды за эти намазы в раю Всевышним Аллахом будет построен отдельный дом.
Наверное, нет более привлекательного поощрения в пользу постоянного совершения сопутствующих фардам сунна-намазов. чем это.
Именно поэтому мать правоверных Умму Хабиба, начиная с момента, когда она услышала этот хадис, ни разу не пропустила эти намазы. Мы тоже должны поступать таким образом.
Сунна-намазы, совершаемые перед фард-намазами, выполняет также своеобразную задачу подготовки к фард намазу. Для того, кто совершил этот намаз и достаточно подготовился, легче войти в состояние хушуъ и хузуъ (смиренности и покорности) во время фард-намаза.
Что же касается сунна-намазов, совершаемых после фард-намазов, то они выполняют задачу восполнения некоторых недостатков и изъянов, если таковые случились во время совершения фард-намаза.
Именно поэтому в шариате эти намазы называются также мукаммилат — восполняющими намазами.
Резюмируя, можно сказать, что в ханафитском мазхабе особое внимание уделяется сунна-намазам из категории сунна-муаккада (Сунна-муаккада — наиболее выполнимая степень деяний из категории сунна — категория деяний, которые Пророк саллаллаху алайхи васаллам выполнял неуклонно; по важности сунна-муаккада следует после деяний ваджиб). Этому приводятся доказательства из сунны Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Есть даже хадисы о том, что он порой совершал пропущенные (кадаъ) сунна-намазы.
Улемы отмечали: «Если во время движения в путешествии нет возможности совершать сунна-намазы, то это допускается. Но при остановке на привал, они совершаются».
В таких книгах по фикху, как «Инсаф», «Аз-Заваджир ан иктирафил Кабаир», «Ал-Мавсуъа ал-Фикхийа» сказано: «У тех, кто без уважительной причины и продолжительное время оставляли эту категорию сунна-намазов, справедливость слагается [чувство справедливости пропадает], то есть они становятся не заслуживающими доверия людьми, чье свидетельство не принимается».