Согласно шариату, воспитание – обязанность родителей по отношению к своим детям, ведь дети – это залог, о котором родители будут спрошены в день Суда, и Аллах предписал правоверным уберегать своих родных от адского огня: «О вы, которые уверовали! Охраняйте свои души и свои семьи от огня, растопкой для которого – люди и камни» (66 : 6).
К Аллаху наше стремление, и Он указует нам путь!
ВАЖНОСТЬ МЕТОДА ПРИУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ПРАКТИКУ
Значение приучения как одного из приемов воспитания детей связано с самой природой ребенка: ведь его легче направлять, он более склонен к послушанию, чем другие. Кроме того, в нем еще не устоялись привычки, мешающие выполнять то, чего от него хотят, и он не обладает решимостью уклоняться от того, что ему велят делать.
Подтверждением этого является высказывание Избранного пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Каждый новорожденный рождается с врожденным свойством» (текст хадиса согласован), то есть ему от природы свойственны единобожие, вера в Аллаха. Отсюда вытекает значение приучения и контроля при воспитании ребенка, взращивания его в правильной вере в Единого Бога, прививания ему нравственных достоинств, благочестия и приверженности шариатским нормам.
Согласно единодушному мнению, если обеспечить ребенку исламское воспитание, благонравную среду, то он вырастет в истинной вере, усвоит исламскую мораль, приобретет высокие душевные качества и нравственные достоинства. Ведь человек, с детства привыкший к чему-то – к хорошему либо к плохому, - очень редко отходит от этого. Если с отроческих лет он приучен к тому, чтобы вести себя достойно и совершать благие поступки, то он сохранит эти привычки и еще больше разовьет их, когда вырастет и поймет их смысл.
Если же пренебречь тем, к чему он имеет врожденную склонность, или приучить его к плохому, то впоследствии ему будет очень трудно переделывать себя и расставаться с дурными привычками.
По мнению ученых, ребенок в свои первые годы выучивает гораздо больше, чем представляется родителям. Чем он младше, тем больше привычек приобретает. Исследователи полагают, что примерно 90 процентов всего воспитательного процесса приходится на первые пять лет жизни ребенка. Нужно добавить, что в эти годы ребенок ищет родительского одобрения, пытается добиться от родителей похвалы и восхищения тем, что он делает. Поэтому очевидно, что родитель или воспитатель обязан использовать этот важный период для обучения и ориентирования ребенка в правильньном направлении. Ибн аль-Джаузи (да будет доволен им Аллах!) говорит по этому поводу: «Наилучшее исправление бывает в детстве, если же предоставить ребенка самому себе, то он вырастет и укрепится в дурных привычках, и трудно будет тогда его исправить».
Дитя не ведает добра и зла, не отличает хорошего от дурного, однако имеет в душе желание слушаться того, кто направляет и наставляет его, и живет в подчинении таким людям.
Если ребенок не видит такой власти, направляющей и регулирующей его поведение, то он вырастает беспокойным, неуверенным, слабовольным, обладающим неполноценными личностными качествами. Поэтому родителям принадлежит важная роль в приучении детей к добру – так, чтобы оно стало неотъемлемым свойством их личности.
О значимости приучения говорят результаты его применения на практике. Как уже говорилось, ребенок, когда вырастет и поймет ценность привитых ему моральных качеств, становится приверженным им в еще большей степени. Это говорит о том, что привычка, выработанная в детстве, глубоко укореняется в душе и превращается из навыка в глубинную нравственную составляющую личности.
Еще одним результатом приучения к добру через практику является то, что ребенок перестает быть ленивым и инертным, начинает ощущать ответственность за свои поступки, а следовательно заботиться о том, чтобы эти поступки всегда были достойными.
О ПОЛЬЗЕ НАМАЗА И ЗНАЧЕНИИ ПРИВИВАНИЯ НАВЫКОВ К НЕМУ
Намаз – одно из важнейших средств укрепления веры в Аллаха, ощущения Его постоянного присутствия; это правильное средство воспитания и развития души, приучения ее к самым возвышенным и полезным нравам.
Намаз – это второй из столпов ислама, на которых он зиждится, одна из важнейших его основ. Это установление ислама ближе всего прилежит мусульманину на протяжении всей его жизни, если он подлежит шариатской ответственности и находится в здравом уме.
Великий и Всемогущий Аллах повелел правоверным хранить намаз. Сказано Им: «Охраняйте намазы и средний намаз и стойте пред Аллахом благоговейно» (2 : 238).
Намаз – последнее, что заповедал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) своим сподвижникам перед смертью. Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах!) рассказал: «Последняя заповедь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!), когда пришла к нему смерть, была такой: «Намаз и еще раз намаз, и заботьтесь о том, чем овладели ваши руки». Эти слова вырывались из его груди, и их выговаривал его язык до последнего мгновенья» (передали Ахмад, Ибн Маджа и аль-Хаким). Это говорит о том, какое значение и какое место принадлежит намазу в Исламе, коль скоро Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) заповедал о ней перед разлукой и переходом к Аллаху.
Намаз имеет огромную пользу для нравственности и воспитания души. Пожалуй, самая великая польза от нее состоит в том, что верующий, исполняя намаз, чувствует, что находится в послушании Аллаху, что между ним и Аллахом не существует преграды, что уже одним произнесением слов «Аллах велик!» он прямо обращается к Царю царей, Владыке Судного дня, и это рождает в его душе богобоязненность и благоговейный страх перед Вездесущим и Всемогущим Господом.
Что касается плодов намаза в жизни мусульманина, прививаемых ею нравов и воспитания души, то об этом сказано Всевышним Аллахом: «Намаз удерживает от мерзости и неодобряемого» (29 : 45). Имам аль-Куртуби (да смилуется над ним Аллах!), истолковывая этот священный аят, говорит: «Намаз заполняет все существо молящегося. Если он войдет в михраб, почтительно склонится пред Господом, воспомянет о том, что Господь здесь, рядом с ним, смотрит на него и видит, то душа его исправится и покорится Аллаху, ее пронизает ожидание встречи со Всевышним, всеми фибрами души он ощутит благоговейный страх перед Господом». Иначе говоря, намаз направляет молящегося на прямой путь, пробуждая в нем страх Божий, напоминая о том, что Аллах видит и знает все о своих рабах.
Намаз вырабатывает у мусульманина навык к дисциплине во время ее отправления, к соблюдению тишины. Она также приучает его придерживаться установленых сроков, уважать время. Кроме того, он привыкает постоянно находиться в телесной и душевной чистоте. Велика роль намаза с точки зрения морали, очищения нравов от всего греховного и порицаемого. Помимо этого, она имеет большое значение в плане гигиены и санитарии.
Что касается ребенка, то для него намаз – важнейшее религиозное, общественное, нравственное, воспитательное и историческое событие. И нельзя допустить, чтобы она оказалась мимолетным явлением в жизни ребенка.
Обучение сына намазу в семилетнем возрасте – одна из обязанностей отца по шариату. Сказал Избранный пророк: «Требуйте от своих сыновей намаза, когда им семь лет, и бейте их за нее (т.е. за ее невыполнение), когда им десять лет» (передали Ахмад и Абу Дауд). Для приучения к намазу в Исламе выделен самый долгий период по сравнению с приобретением других навыков поклонения Аллаху: с семи до десяти лет ребенок обучается, приучается и поощряется к намазу, а затем, с десяти лет до наступления возраста шариатской ответственности, применяется наказание.
Этого срока вполне достаточно для отца, заботящегося о благонравии своего сына, чтобы приучить его к намазу.
КАК ПРИУЧИТЬ ДЕТЕЙ К НАМАЗУ?
Процесс приучения к намазу можно разделить на несколько периодов, соответственно приведенному выше хадису:
а) до семи лет;
б) между семью и десятью годами;
в) по достижении десяти лет и до возраста наступления шариатской ответственности.
Для каждого из этих периодов подходят свои методы, которые мы изложим ниже. Начнем же с общих рекомендаций, распространяющихся на все три
периода.
I. Общие рекомендации
1. Прежде всего надо пояснить, что процесс приучения к требуемым поведенческим стереотипам требует времени, наблюдения и терпения. Необходимо подразделить его на ряд естественных периодов, которые понадобятся для достижения полного результата. На это отчетливо указывается в вышеприведенном хадисе.
Прежде чем приступить к этому воспитательному процессу, родители должны изучить образ мышления детей, проследить за тем, как они реагируют на то, что им приказывают, и всегда учитывать индивидуальные различия между своими детьми.
2. Семья должна вести себя последовательно, то есть родители должны быть согласны между собой в деле приучения ребенка к намазу. Не должно возникать противоречия, когда один из родителей требует совершать намаз, а другой считает, что время для этого еще не пришло. Это ведет к колебаниям и сомнениям ребенка, который начитает думать, кому из родителей лучше угодить; пропадает эффект склонности ребенка к подражанию и послушанию. Требовать от ребенка намаз и послушания должны все его родные без исключения.
3. Необходимо напоминать о значимости намаза в жизни мусульманина, ее месте в исламе, разъясняя это ребенку таким способом, который соответствует его возрасту и особенностям мышления.
4. Расскажите своим детям, зачем нужен намаз, объясните, что верующие молятся для того, чтобы Аллах любил их, что тому, кто совершает намаз, уготован рай в день Суда, что намаз – один из столпов религии, что она является признаком верующего человека.
5. Родители должны своим поведением подавать добрый пример детям: им следует неукоснительно придерживаться намаза, заботиться о том, чтобы совершать его в положеное время, соблюдая все необходимые правила намаза.
6. Пример побуждает к подражанию, и это тем легче произойдет, если между ребенком и родителями будут царить любовь и взаимное расположение, если родители будут много общаться с детьми, часто бывать с ними, участвовать в их играх, разделять их интересы. Все это усилит стремление подражать родителям и выполнять их требования.
7. Старайтесь подбирать детям друзей из числа совершающих намаз. Ведь, как сказано в хадисе, человек держится религии своего друга. Хорошо известно, что друзья оказывают большое влияние на поведение и нравы детей. Друзей лучше подбирать из числа посещающих мечети, медресе, исламских курсов, и т.д.
8. Главным образом следует применять метод стимулирования и поощрения, ведь собственное желание ребенка сделать что-то сильно побуждает его к действию. Средств для этого немало: это, в частности, похвала за хороший поступок – причем хвалить нужно в присутствии взрослых и сверстников ребенка; подарок – например, даримый за то, что ребенок рано встал на намаз, и т.д. Ребенка также следует поощрять оптимистическими, стимулирующими фразами.
9. Используйте религиозные поводы (например, исламские праздники или пятничный намаз) для приучения детей к намазу: ведите их в мечеть, демонстрируйте стремление торжественно отметить эти дни.
10. Приучая детей к послушанию, необходимо принимать во внимание следующее:
а) не следует требовать от ребенка чего-то, когда он занят другим делом, которое ему нравится;
б) позаботьтесь о том, чтобы просьба или требование были ясными и простыми;
в) не нужно одновременно предъявлять несколько требований;
г) проследите за тем, как ребенок выполнил требование, и убедитесь в адекватности его реакции на него;
д) просьба или требование, выраженое в стимулирующей форме, побуждает ребенка действовать с воодушевлением.
11. Родители должны чаще молиться о благонравии своих детей. Молитва, прибегание к Великому и Всемогущему Аллаху за помощью имеют огромное значение для исправления детей. Известно, что молитва родителя за своего ребенка не остается без ответа по благоволению Господа.
Сказал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Нет сомнения (в том, что Аллах отзовется) в следующем: молитве притесняемого, молитве путешествующего и молитве отца за своего сына» (передал Ибн Маджа). Эту благосклонность Аллаха к родителям нужно использовать, вознося молитвы за свое потомство, прося Великого и Всемогущего Аллаха об исправлении, наставлении и сохранении детей.
Пример такой молитвы находим в Священном Куръане: «Господи наш! Дай нам от наших жен и потомства усладу глаз и сделай нас образцом для богобоязненных!» (25:74). Родитель должен всячески остерегаться молитвы с пожеланием зла своим детям: ведь Аллах откликается на молитву как за потомство, так и против него.
II. Период до семи лет
На этом этапе ребенок смотрит, как его родители и родственники совершают намаз. Кроме того, это период подражания им, особенно в первые годы, предшествующие совершеннолетию.
Поэтому родители должны уделить особое внимание этому периоду в жизни ребенка. Нужно избегать постоянного прямого побуждения к намазу; цель данного периода состоит в том, чтобы ребенок привык к позам и действиям во время намаза и видел, как его родителя молятся. Для этого отец исполняет дополнительные намазы (сунна и нафл) дома на виду у детей.
Отправляясь в мечеть, отец должен сказать об этом детям. Известно, что исполнять дополнительные намазы (нафл) дома лучше, чем в мечети. Сказал Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Сделайте свои дома домами намаза и не превращайте их в могилы» (текст хадиса согласован). И еще сказано Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Лучший намаз после предписанных (т.е. после обязательных намаз) – намаз человека в доме своем» (передал аль-Бухари).
Эти хадисы со всей очевидностью побуждают совершать дополнительные намазы дома. Несомненно, что благодаря таким намазам в доме обретается благодать, а кроме того, увеличивается воздаяние и вознаграждение от Аллаха. Благодаря им обеспечивается сильное и устойчивое воспитательное воздействие на маленьких детей, которые видят, как их отец падает ниц перед Великим и Всемогущим Аллахом, благоговейно предстоит пред Ним, не обращая внимания на то, что делается вокруг.
Такая картина ежедневно повторяется на глазах у детей, и благодаря этому в их душах зарождается осознание величия Всемогущего Аллаха, Его роли в жизни людей. Вместе с тем, когда они видят отца молящимся, у них появляется желание самим встать на намаз. Они привыкают к созерцанию молящегося и узнают действия, совершаемые во время намаза - такие, как воздевание рук к небу, коленопреклонение, опускание ниц и предстояние.
Часто маленький мальчик, желая подражать отцу, становится рядом с ним и повторяет действия намаза, еще не отдавая себе отчета в их значении. Ясно, что ежедневное повторение такой картины делает намаз привычным для ребенка делом, и, достигнув совершеннолетия, он сам будет с легкостью и желанием исполнять ее.
Отцу не следует проявлять слишком большую строгость к несовершеннолетнему сыну в том, что касается ритуального омовения и прикрывания аурат (у мужчин – часть тела от пупка до колена), предоставляя ему действовать по собственному усмотрению. Не следует также прогонять его, мешать попыткам мальчика подражать ему в коленопреклонении и опускании ниц, поскольку такое отстранение и строгость по отношению к несовершеннолетнему отвратят его от намаза, с которой у него будут связаны неприятные ассоциации.
По мере приближения с школьному возрасту отец должен научить мальчика читать первую суру Куръана – ал-Фатиху, и несколько других коротких сур, позаботиться о том, чтобы сын выучил их наизусть, а также научить его нескольким поминаниям, произносимым во время коленопреклонения и опускания ниц, и ташаххуду (молитва в конце намаза, содержащая приветствия Аллаху, Его Пророку, и свидетельство о вере).
Отец может записать мальчика в кружок при мечети, где его обучат коротким сурам из Священного Куръана. При этом нужно позаботиться о том, чтобы руководитель кружка был надежным, добросовестным человеком, умеющим разумно обращаться с детьми такого возраста.
Когда ребенок приблизится к семилетнему возрасту, отец напоминает ему о том, что вскоре мальчик вступит в пору ответственности за намаз, и старается увлечь его, сделав приятной мысль о том, что он станет мужчиной и будет наравне с мужчинами ходить в мечеть.
В книжных магазинах имеются книги, разъясняющие, как нужно совершать омовение и намаз. Купив такие книги, отец побуждает мальчика раскрашивать их. Ребенку могут хорошо пригодиться имеющиеся в таких книгах молитвенные фразы, описание порядка омовения. Кроме того, имеются аудиокассеты с записями песен о намазе, о Куръане и т.д. в детском исполнении; они тоже могут принести пользу в этом возрасте.
III. Период между семью и десятью годами
1. Обучение омовению.
Готовясь к правильному намазу с соблюдением необходимых требований, отец незадолго до того, как сыну исполнится семь лет, учит его ритуальному омовению и правилам ритуальной чистоты: обучает его, как очищаться от нечистоты, чистить наружные и внутренние органы, подмываться. Эти органы он называет так, как их принято называть в шариате, не прибегая к эвфемизмам. Затем отец обучает сына омовению на собственном примере, несколько раз совершая омовение на глазах у него, пока тот не усвоит требуемый порядок. Следует использовать теплую воду, не холодную и не горячую, чтобы сыну она не показалась неприятной. Хорошо обучать омовению летом, поскольку в жаркий сезон дети любят охлаждаться. Можно дать сыну несколько иллюстрированных брошюр, предназначенных для обучения маленьких детей ритуальному омовению.
Затем отец дает сыну возможность совершить омовение на практике у него на глазах. Заметив какие-нибудь ошибки, отец поправляет сына, не прибегая к строгости или жестокости. Если омовение получится правильным, отец должен похвалить сына, обнять и поцеловать его, давая понять, что доволен им.
Недостаточно лишь обучить сына порядку совершения омовения; отец должен еще рассказать ему о важном моральном значении омовения, разъяснить, что оно повелено Аллахом, что научил нас ему Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!), что мусульманин, совершая омовение в определенном порядке, подражает Избранному Пророку (да благословит его Аллах и да приветствует!). Отец объясняет сыну благодатность омовения, укрепляя в его душе склонность и любовь к омовению.
Сказано Пророком (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Когда мусульманин совершает омовение, выходят егогрехи из ушей, глаз, рук и ног. И когда он начинает (намаз), начинает (его) прощенным» (передал Ахмад). Сын усваивает моральное значение омовения и понимает, что оно необходимо для очищения и тела, и души.
2. Отец объясняет мальчику условия намаза: чистота, прикрытие аурат, обращение лицом к кибле. Он обучает сына отдельным элементам намаза: произнесению слов «сами’а-ллаху лиман хамида», «аль-хамду лиллях», молитвам ташаххуд и салават, побуждает запомнить наизусть отдельные мольбы.
3. Следует разъяснить сыну, какая обстановка должна быть в мечети и как нужно вести себя в ней. Отец рассказывает мальчику, что мечеть – это дом Аллаха, место встречи благочестивых людей, объясняет, как молятся в мечети, чтобы сын не был застигнут врасплох, когда войдет в нее.
4. Нужно брать с собой сына на пятничнқй намаз, сделав это еженедельным обычаем. Пусть мальчик надевает особую одежду для этого случая и пользуется особыми ароматами. Неплохо разнообразить мечети, приходить к имаму, который читает недлинные проповеди, или посещать просторные и красивые мечети.
После пятничного намаза, выйдя из мечети, отец старается побеседовать с сыном о теме проповеди, о том, что мальчик из нее понял.
Если сын не проявляет желания идти в пятницу в мечеть только из-за того, что ему хочется поиграть или что-то в этом роде, то отцу не возбраняется предоставить ему возможность поразвлекаться до тех пор, пока он вырастет, достигнет десятилетнего возраста, осознает благодать пятничного намаза и сам захочет пойти на нее.
Таким было мнение Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!), который предпочитал оставлять маленьких сыновей в покое и не проявлять к ним строгости, заставляя идти на пятничный намаз. О нем рассказывали, что однажды он вошел в пятницу в мечеть, увидел там мальчика и сказал: «Иди, мальчик, поиграй». – «Но я пришел в мечеть», - сказал мальчик. – «Иди, мальчик, поиграй», - «Но я пришел в мечеть». – «И что, будешь находиться здесь, пока не выйдет имам?» – «Да».
В этом рассказе отразилась суть богословско-юридического суждения Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах!) по данному вопросу, проявилась его дальновидность. Он считал, что не следует испытывать терпение мальчика, принуждая его пребывать в чистоте и долго сидеть, не играя, в ожидании выхода имама, а затем слушать проповедь и исполнять намаз. Шариат не обязывает маленького мальчика к этому, и проявление к нему суровости, принуждение к тому, чего он сделать не в состоянии, отвратят его от мечети, породят неприязнь к ней, и когда он вырастет, ему трудно будет совершать намаз должным образом.
Отцу следует исходить в данном вопросе из позиции авторитетных улемов прошлого. Не нужно заставлять сына, не достигшего десятилетнего возраста, ходить на пятничный намаз. Старайтесь поощрять сына, возбуждать в нем интерес, используя лишь принцип «пряника», но не «кнута». Пусть он занимается своими детскими делами, пока ему не исполнится десять лет или около этого, и лишь тогда надо начать обязывать его.
5. Старайтесь сделать так, чтобы намаз ассоциировался у сына с какими-то любимыми делами или вещами. Например, собираясь на прогулку, привяжите ее по времени к окончанию послеобеденного или вечернего намаза и т.п., и тогда мальчик получит стимул к исполнению этого намаза в положенное время и не забудет о ней, поскольку она привязана к чему-то приятному. Пусть отец постарается увязать все действия, совершаемые совместно с детьми, с расписанием намазов, и тогда дети научатся организовывать время, распределять его в зависимости от распорядка намазов; кроме того, это будет напоминать им о совершении намазов в положенное время. Отец может привить сыну интерес, записав его в кружок при мечети, где он подружится со своими сверстниками, также посещающими кружок.
6. Полезно отметить наступление возраста, когда у мальчика появляются первые религиозные обязанности. Родители должны позаботиться о том, чтобы достижение семилетнего возраста не осталось без особого внимания. В журнале «Валади» за январь 1999 г. приведен рассказ о саудовской семье, устроившей праздник по поводу достижения сыном семилетнего возраста. Празднование с участием всех членов семьи открыла бабушка, рассказавшая в своем вступительном слове о значении намаза в Исламе, о том, что намаз является одним из основных элементов религии. Затем слово взял дядя, рассказавший о важности приучении детей к намазу.
Мать мальчика сказала журналистам о том,что этот праздник сыграл очень большую роль, пробудив в нем энтузиазм, усилив желание хранить намаз. Она рассказала о том замечательном чувстве, которое охватывает родителей, когда они готовят сына к вступлению в новый этап его жизни, связанный с исполнением намазов.
7. Используйте педагогический прием поощрения и стимулирования.
Когда мы хотим привить ребенку добрые обычаи, следует стараться вознаграждать его за усердие, так как в этом случае в душе его рождается чувство морального удовлетворения.
Награда может быть как осязаемой (например, игрушка, сладости, и т.п.), так и моральной, радующей душу (похвала, улыбка, рассказ о том, как хорошо ведет себя ребенок, в присутствии других людей).
Однако при этом воспитатель не должен забывать о том, что излишняя похвала противоречит нормам поведения в исламе. Этим педагогическим установлением ему также следует руководствоваться. Не нужно говорить чересчур много слов одобрения, так как они могут утратить свою ценность и посеять в детской душе тщеславие и высокомерие.
Не следует также делать денежное вознаграждение основным видом поощрения, поскольку в дальнейшем это может дурно сказаться на психологии ребенка. Поддерживайте равновесие между материальной и моральной сторонами поощрения.
8. Среди моральных средств побуждения детей к намазу можно посоветовать повесить в детской комнате график с расписанием намазов. Пусть мальчик или девочка каждый раз делают пометки в графике об исполнении или неисполнении намазов. Если в доме несколько детей в возрасте от семи лет, можно устроить между ними соревнование и еженедельно давать призы тем, кто был усерднее других в совершении намазов и посещении мечети в пятницу.
9. Кроме того, можно поручить детям сделать бумажные часы с подвижными стрелками и повесить их в доме, чтобы напоминать всем членам семьи о времени намаза.
10. Девочку, достигшую семилетнего возраста, можно поощрять к намазу, подарив ей платье, которое бы она надевала в намазе.
11. Хотим подчеркнуть, что необходимо неустанно следить за детьми, постоянно напоминать им об их обязанностях в этот период. Господь сделал его достаточно долгим для того, чтобы родители смогли использовать все возможные приемы и средства для приучения детей к намазу, для того, чтобы они исполняли намазы по собственному внутреннему побуждению, без приказа или просьбы.
12. Родителям не следует прибегать к физическим наказаниям в этом возрасте. Бить детей за невнимание к намазу можно лишь после достижения ими десяти лет.
13. Нужно приучать сына к азану, совершать намаз во время семейных путешествий и прогулок. Надо также научить его предстоянию среди своих сверстников во время таких путешествий.
14. Неплохо заснять сына на пленку, когда он призывает на намаз и совершает намаз среди своих друзей, и время от времени просматривать эту запись всей семьей.
IV. Период после достижения десятилетнего возраста
Это период наступления шариатской ответственности, в конце которого, когда мальчик или девочка достигают совершеннолетия, намаз становится обязательным для мусульманина. В этот период следует предпринимать следующее.
1. Мальчику или девочке приказывается исполнять обязательные намазы, которые они не исполнили вовремя.
2. Им также велят исполнять обычные дополнительные намазы (нафл) и намаз витр, причем с той же неукоснительностью, которая применяется к обязательным намазам.
3. Дети запоминают поминания и славословия, входящие в намаз, обучаются отдельным правилам ее исполнения: например, паданию ниц при окончании намаза в случае, если они по рассеянности пропустили какой-то ее элемент.
4. Отец заботится о том, чтобы регулярно брать сына на общий намаз, и приказывает ему посещать ее. Участвуя в общем намазе, мальчик, помимо привыкания к намазу, приучается находится среди массы мусульман, знакомится с выдающимися улемами, обучается правилам поведения во время выслушивания проповедей и напитывается духовной пищей.
В позднем детском возрасте ребенок в силу своей природы склонен участвовать в богослужениях вместе со взрослыми и любит бывать с ними в храмах. Отец должен использовать эту склонность и развивать ее, применяя разнообразные педагогические приемы.
5. Об одном из средств, помогающих привить мальчику или девочке усердие к намазу, рассказал журнал «Валяди» за январь 1999 г. Приведем выдержки из рассказа одного мусульманина, помещенного в журнале:
«Я всегда помню теплую руку, в которой лежала моя рука, когда мы выходили из мечети. Ее тепло до сих пор разливается по моему телу. Это рука моего отца, с которым я всегда ходил в мечеть…
Всякий раз, вспоминая об этом, я чувствую, насколько важно, чтобы мой сын с младенческих лет привыкал к намазу… Я много работал над ним, но сложность с ним состоит в том, что он слишком любит играть и очень забывчив. Ему уже девять лет, но он до сих пор не исполняет обязательных намазов, если ему об этом не напомнят. Особенно часто это случается, когда он находится вне дома, среди своих двоюродных братьев и сестер.
Мне пришла в голову мысль поручить ему, чтобы он обучил свою младшую сестру намазу и следил за ней, когда она исполняет все намазы. И результат был замечательным для них обоих! Приготовясь к намазу и надев специальное платье для этого, сестра всегда звала его, чтобы совершать намаз вместе. Признаюсь, что такого результата я и не ожидал».
6. Купите книги или кассеты, в которых говорится о значении намаза, и читайте или прослушивайте их всей семьей, а затем обсуждайте их. Во время таких обсуждений сыну надо предоставить больше возможностей для разъяснения значимости намаза.
7. Родителям следует позаботиться о том, чтобы у детей в этом возрасте были благочестивые друзья, вместе с которыми они приучались бы совершать намаз и неукоснительно придерживались распорядка намазов: ведь, как говорится, с кем поведешься, у того и наберешься.
8. Если сын, достигший десятилетнего возраста, не исполняет обязательный намаз, отец должен указать ему на это и дать соответствующее наставление, ссылаясь на повеление Великого и Всемогущего Аллаха и Его пророка (да благословит его Аллах и да приветствует!). Если этого окажется недостаточно, следует перейти на более жесткий тон, отчитать сына, перестать шутить и общаться с ним, лишить его некоторых излюбленных вещей. Такое психологическое наказание возымеет безусловный эффект и для большинства детей окажется достаточным, избавив родителей от необходимости прибегать к физическому воздействию.