.
ВОПРОС-1115: Как известно, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был неграмотным. Священный Куръан был ниспослан ему на протяжении 23 лет посредством вахий. Но сунна, то есть указания и наставления Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не были ниспосланы через вахий. Он говорил только исходя из Священного Куръана. В суре “Хаакка” есть следующие аяты: “(Куръан) ниспослан Господом миров. И если он (Мухаммад) скажет от Нашего (имени) некоторые (лживые) речи, Мы, обязательно, схватим его могуществом. Потом, обязательно, перережем ему аорту”.
Мой вопрос: Каким образом Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам научился сунне? Как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам брал деяния сунны?
ОТВЕТ 1115: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Представители Улумул Куръан (наук Куръана) приводят Священному Куръану следующее определение
«Куръан — это Слово Всевышнего Аллаха, ниспосланное Мухаммаду саллаллаху алайхи васалам посредством вахий, переданное путем таватир, которое читается (тилават) в ибадатах и перед которым бессилен человек».
Для того, чтобы лучше понять это описание, придется немного прокомментировать его.
Из фразы «ниспосланное Мухаммаду саллаллаху алайхи васалам посредством вахий» можно заключить, что такие вахий от Всевышнего Аллаха, как Забур, Таурат и Инджил, которые были ниспосланы не Мухаммаду саллаллаху алайхи васалам, не являются Священным Куръаном.
Истинные Забур, Таурат и Инджил также являются словами Всевышнего Аллаха, но так как они были ниспосланы не Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, они не могут считаться Священным Куръаном.
Из фразы «…переданное путем таватир» можно заключить, что слово, переданное иным путем, чем таватир, не может считаться Священным Куръаном. А выражение «передавать путем таватир» означает, что слово передано до такой степени большим числом людей, что их невозможно объявить лжецами. Они все являются достойными доверия людьми, которые ни разу не приближались ко лжи, а по причине их большого числа у них нет даже возможности сговориться солгать.
Именно таким образом был передан Священный Куръан, начиная с самого первого его слова и до самого последнего. От Всевышнего Аллаха Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам Священный Куръан передал амин — верный носитель вахий Джабраил алайхиссалам.
Многие сподвижники становились свидетелями — своими глазами видели и своими ушами слышали, каким образом происходила такая передача, то есть, как Джабраил алайхиссалам передавал аяты Священного Куръана Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам.
К тому же каждый раз после ниспослания вахий Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам говорил, чтобы к нему позвали писарей, и когда приходили сподвижники, записывающие вахий, цитировал им священные аяты именно так, как принял их от Джабраила алайхиссалам. Сподвижники-писари с огромным вниманием записывали каждую букву аятов, а другие сахабии с таким же вниманием заучивали их.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам придавал неописуемо большое значение принятию, запоминанию, записыванию каждого аята и следованию с беспримерным вниманием каждому слову и каждой букве Священного Куръана.
А Всевышний Аллах в Священном Куръане велел нашему Пророку саллаллаху алайхи васаллам внимательно слушать чтение Джабраила алайхиссалам.
В свою очередь, и великие сподвижники, принявшие от Пророка алайхиссалам аяты Священного Куръана, обращались со своими учениками в описанной манере. Таким образом, до нынешнего дня Священный Куръан передается достоверным и надежным способом неисчислимым количеством людей.
Из фразы «читается в ибадатах» вытекает смысл — читаемый в намазе.
Намаз не бывает без чтения Священного Куръана. Другие вахий от Всевышнего Аллаха, например, хадис кудси, нельзя читать в намазе. Только Священный читается в намазе — это его особенность. Это одно из особо выделяющих эту божественную Книгу качеств.
Такое качество, как «слово… оставляющее (человека) бессильным» также является одним из свойств, присущих только Священному Куръану.
Каждый аят, каждая сура Священного Куръана и в лексическом отношении, и в смысловом отношении, и в информационном отношении, и в отношении предписывающих положений оставляют людей бессильными перед собой. То есть сколько бы люди ни старались, они не смогут сочинить что-либо подобное ему.
Всевышний Аллах в Священном Куръане призвал людей привести что-нибудь подобное Священному Куръану, если им это под силу. Люди, как ни пытались, не смогли справиться с этим делом, да они и не в состоянии сделать что-либо подобное.
Ничто кроме слова Аллаха не является Куръаном. Если Джабраил алайхиссалам принесет слово Аллаха в сердце Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и в нем будет чудо, это считается Куръаном. А если Джабраил алайхиссалам принесет слово Аллаха в сердце Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и в нем не будет чуда, то это считается хадисом кудси.
Смысл обычных хадисов — от Всевышнего Аллаха, а их слова — от Посланника Аллаха.
Об этом Всевышний Аллах говорит следующим образом:
«Он не говорит из воздуха» (сура «Наджм», аят 3).
То есть, когда Мухаммад алайхиссалам говорит от имени Всевышнего Аллаха, то он не берет слова из воздуха. Напротив, называемое им «ниспосланное мне Аллахом»:
«Это (Куръан) не что иное, кроме как вахий» (аят 4).
Враги религии возводили такие наветы и поклепы, как: «Мухаммад говорит все, что приходит ему в голову, и дурачит нас, объявляя что ему явилась весть от Аллаха, он использует хитрость ради своего авторитета, то, что он называет Куръаном, это не весть от Аллаха, а слова, которые он сочинил сам». Вышеприведенные священные аяты ниспосланы в качестве опровержения таких свойственных неверным взглядов.
Значит, Священный Куръан не что иное, кроме как вахий, ниспосланный от Всевышнего Аллаха. От начала и до конца оно является словом Всевышнего Аллаха, ни Мухаммад алайхиссалам, ни ангел Джабраил не вправе изменить хотя бы одну его букву. (Тем более, что никто и не сможет изменить даже одну его букву, и не изменял).
А как нужно понимать слова «не говорит из воздуха»? О Куръане было решительно сказано, что его смысл и слова, и даже буквы, они от Аллаха. Хадис (слова Пророка алайхиссалам) — это указание-весть, смысл которого от Аллаха, а фразы от Мухаммада алайхиссалам. Однако, его слова, все равно, стоят на втором месте после Куръана.
В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом, Абдуллах ибн Амр радияллаху анху сказал так: «Чего бы я ни услышал от Пророка алайхиссалам, я все записывал, чтобы заучить. Когда люди из племени Курайш сказали: “Ты записываешь все, что услышишь от Пророка алайхиссалам, а он тоже человек, и говорит когда сердится”, я перестал записывать. Однажды я рассказал об этом Посланнику Аллаха и он сказал: “Можешь писать, клянусь Аллахом, из меня не выходит ничего, кроме слова истины”».
А ещё имам Ахмад передает от Абу Хурайры радияллаху анху, что когда Пророк алайхиссалам сказал:
«Я не говорю ничего, кроме истины», некоторые сподвижники сказали:
— О Посланник Аллаха, но ведь Вы шутите с нами?»
Он снова сказал:
— Воистину, я не говорю других слов, кроме истины».
Его шутки тоже были истиной. Он не использовал чтобы рассмешить, говоря что это шутка, неистинные выражения. К примеру, однажды пришла старая женщина и сказала:
— О Посланник Аллаха, надеюсь я стану обитательницей рая.
Тогда Пророк алайхиссалам сказал:
— Старухи не войдут в рай.
Женщина начала плакать. Потом, когда ей объяснили, что в рай не входят старыми, все войдут тридцатитрехлетними, она обрадовалась.
Если к этому происшествию добавим событие, известное под названием «Опыление фиников», появится полное представление. Как приводятся в достоверных хадисах, однажды, когда Пророк алайхиссалам проходил мимо одного из финиковых садов в Лучезарной Медине, люди что-то делали наверху финиковых пальм.
«Что они делают?» — спросил он.
«Опыляют финики, если так сделать, то урожай будет обильным» - ответили ему. Пророк алайхиссалам произнес слова такого значения, что:
«Если Аллах даст, то и так будет обильным». Садовники под влиянием этих слов прекратили опыление. К концу года урожай не был обильным. Когда люди сообщили об этом Пророку алайхиссалам, он сказал:
«Если я скажу что-то в вашей религии, примите полностью, а в делах ваших мирских вы сами лучше осведомлены». Исходя из этого, улемы говорят, что в отношении религиозных положений Пророк алайхиссалам не говорил от себя. А в делах, связанных с опытом и человеческим мастерством, он говорил от себя. Валлаху аълам.