Вопрос: Когда мы вошли в мечеть, что на окраине кишлака, разница между намазом магриб и иша составлял час (т.е. на часах мечети было указано, что время иша наступает через час после намаза магриб). Почему у нас это время составляет 1,5 часа? Как должно быть на самом деле?
Ответ: Бисмиллахир Рахманир Рахим
Времена намазов определяется в основном по солнцу. Календари и часы же, установлены после наблюдения за положением солнца. Они различаются в зависимости от места. В наших краях наступление времени намаза иша в большинстве случаев устанавливается исчезновением на горизонте зари — красного зарево. В некоторых краях, в целях предосторожности, под понятием «заря» принято появление белизны на горизонте (появляется сразу, как только исчезает красное зарево). В связи с этим, время иша наступает после исчезновения той самой белизны. Фатва же дана на первый (предыдущий) признак.
3. Время намаза аср начинается после окончания времени намаза зухр до заката (захода) солнца.
Время наступления намаза аср начинается, когда длина тени каждого объекта в два раза превышает высоту объекта, и длится до заката солнца.
Доказательством этого положения является хадис о том, как Джабраил алайхиссалам, совершив намаз, обучал Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
4. Время намаза магриб начинается после окончания времени аср и длится до исчезновения зарево заката. Оно представляет собой красноту на горизонте и фатва дана относительно ее.
В хадисе, переданном имамом Муслимом от Ибн Умара радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Пока зарево заката не исчезло, есть время для магриба».
В хадисе, где Джабраил алайхиссалам показал Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам времена намаза, говорится: “Затем он совершил магриб в такое время, когда зашло солнце, когда начинает ифтар постящийся. Затем (Джабраил) совершил намаз иша когда исчезло зарево заката”. Таким образом, время намаза магриб — между этим двумя периодами.
عَنْ عَبْدِ اللهِ بْنِ عَمْرِو بْنِ الْعَاصِ أَنَّهُ قَالَ: سُئِلَ رَسُولُ اللهِ r عَنْ وَقْتِ الصَّلَوَاتِ فَقَالَ: «وَوَقْتُ صَلَاةِ الْمَغْرِبِ إِذَاغَابَتِ الشَّمْسُ مَا لَمْ يَسْقُطْ الشَّفَقُ». رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلَّا الْبُخَارِيَّ.
Передается от Абдуллаха ибн Амра ибн Асса родияллаху анху:
«Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили о временах намаза. Так, он сказал:
“...Время намаза магриб — с поры исчезновения солнца до (исчезновения) зарево заката”.
Из пятерых не передал только Бухари.
5. (Время) иша и после него витр — оба начинаются от вышеупомянутого времени до наступления времени фаджр.
«От вышеупомянутого времени» означает после окончания времени намаза магриб.
В хадисе, где Джабраил алайхиссалам показал времена намаза Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, говорится: “Затем он совершил намаз иша после исчезновения зарево заката”.
Здесь речь идет о совершении намаза иша в ее начальное время. Конечное же время длится до наступления поры фаджр. Здесь время намазов иша и витр одинаковое. («Кифая»).