Ибадат (عبادة) — досл. «рабство», «быть рабом», а также «покориться», «повиноваться», «выражать готовность в подчинении и выполнении повелений»; проявление своего рабства — совершение благих деяний ради сближения с Аллахом, то есть поклонение Аллаху. Ибадат — поклонение состоит из трех уровней: 1. Совершать ибадат Аллаху, надеясь на благое воздаяние от Него и боясь Его мук; 2. Совершать ибадат Аллаху, чтобы облагородиться поклонением Ему; 3. Совершать ибадат Аллаху за то, что Он является Единственным достойным ибадата Господом.
«Нифас» имеет значения «рожать» и «кровь». В шариате этим словом обозначается кровь, которая течет из матки женщины после рождения ребенка.
Ибнус сабил — обездоленный путникам, то есть тем людям, что остались без средств к существованию вдали от родины.
Идда (عدة) — досл. «считать», «вести счет»; промежуточный период времени, который выжидает, не выходя повторно за кого-либо замуж женщина, лишившаяся мужа вследствие его смерти или после объявления им талака ей (развода по шариату).
Иджмаъ (اجماع) — досл. «сбор», «собрание») — решение единодушным мнением мусульманских ученых-муджтахидов — ученых-знатоков религиозных наук и шариата одного определенного вpеменного пеpиода по какому-либо вновь возникшему вопросу. Это решение считается мнением всей уммы.
Иджтихад — досл. «пpоявление усеpдия посредством всех имеющихся возможностей», «настойчивость»; приложение усилий по выведению научными методами положений шариата из доказательств, описанных в Куръане и Сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Изар — предмет одежды для нижней части тела.
Ийман (ايمان) — досл. «вера», «уверование», «подтверждение», «признание»; по шариатскому определению ийман это — признание устами и подтверждение сердцем. Все, кроме ханафитов и матуридитов, утверждали: «соблюдение частями тела также из иймана». Вера — ийман — бывает в (существование) Аллаха, в Его ангелов, в Его книги, в Его пророков, в последний день, в то, что предустановление добра и зла, приемлемое и неприемлемое исходит от Аллаха.
Икама (также икамат — اقامة) — досл. «поставление», «установление»; слова, провозглашаемые перед фард-намазами для призыва мусульман выстроиться в ряды. (Слова икамы те же, что и в азане, лишь с единственным отличием: в икаме дополнительно произносится фраза «кад каматис солат»).
Икрар (اقرار) — досл. «утверждение», «установление», «покой», «неподвижность», «признание»; одобрение или подтверждение правильности того или иного действия своим молчаливым согласием. С точки зрения сунны здесь подразумевается одобрение Пророком саллаллаху алайхи васаллам каких-либо действий, совершенных его благочестивыми сподвижниками.
Илмул якийн — непреложное знание, не вызывающее никаких сомнений точное знание.
Имам (امام) — досл. «предводитель», «начинатель»; человек, возглавляющий намаз общины. Имамами называются также выдающиеся ученые в области исламских наук, предводители и основатели мазхабов и т.п.. В древности имамом также называли и главу государства.
Имам-мухаддис — предводительствующий выдающийся ученый, обладающий глубокими знаниями в области хадисоведения.
Имамул Харамайн (досл. «имам двух заповедных») — имам двух Заповедных Мечетей — Заповедной Мечети в Священной Мекке и Мечети Пророка в Лучезарной Медине.
Инсан — человек; Арабские лингвисты отмечают, что слово инсан — человек — происходит от слова нисйан, что означает «забывание». Это обстоятельство указывает на присущую в природе человека забывчивость. В такой этимологии подразумевается забывание человеком про все, и в первую очередь про свое сотворение Всевышним Аллахом.
Иншааллах — досл. «Если пожелал Аллах»; правоверный мусульманин, говоря о будущем, всегда уповает на Аллаха, подчеркивая свое бессилие и немощность перед сокровенностью будущего, одновременно указывая на зависимость предстоящих событий только от воли Всевышнего Аллаха. Поэтому, к своим высказываниям о будущем он искренне добавляет фразу «иншааллах».
Исбал — досл. «свешивание»; высокомерное и хвастливое излишнее свешивание одежды, то есть нарочное удлинение одежды сверх надобности, в результате чего одежда свисает больше, чем нужно.
Исра (اسراء) — досл. «водить ночью», «перенесение ночью»; так называется перенесение Всевышним Аллахом Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам в одну из ночей из Масджидул Харам — Заповедной Мечети в Мекке в Заповедную Мечеть Акса в Иерусалиме.
Истигфар (استغفار) — досл. «сокрытие», «прикрытие чего-либо»; фраза «Аллах совершил магфират такого-то» означает «Аллах сокрыл грехи такого-то». Истигфар это испрашивание у Аллаха прощения грехов посредством молитвы, покаяния и иными поклонениями. На деле истигфар это произнесение рабом божьим фразы астагфируллах — «прошу прощения Аллаха» и подтверждение этого значения сердцем. В общем значении истигфар выражает религиозность человека.
Истиска (استسقاء) — досл. «просить изобилия воды», «требовать орошения»; в терминологии шариата «прошение воды, когда ее поступление задерживается». Истиска бывает трех видов: (1) вознесение молитвы в одиночестве или в составе джамаата; (2) вознесение молитвы после намаза; (3) прошение обилия воды после совершения намаза в два ракъата в составе большого джамаата и произнесения хутбы в двух частях, как это делается при совершении пятничной хутбы. Истиска совершается вновь и вновь, пока не прибудет вода в изобилии.
Истифада — досл. «использование»; утверждение определенного переданного сведения подавляющим большинством достоверных хадисов.
Истихаза (استحاضة) — кровотечение из матки женщины помимо обычных циклов хайза (менструации) и нифаса (послеродовых кровотечений). Женщина, страдающая истихазой, называется мустахаза.
Ихлас — искренность; то есть совершение благих деяний — шариатских повелений исключительно ради довольства Аллаха.
Ихрам (احرام) — досл. «делать харамом — запретным»; войти в состояние ихрам, значит вознамериться на совершение хаджа и умры и начать эти поклонения, т. е. хадж или умру. Для человека, вошедшего в состояние ихрам, дозволенные до этого состояния некоторые действия становятся запретными — харамом. Например, человек до ихрама мог душиться благовониями, но в ихраме, это действие становится для него харамом. Состояние ихрама существует и в намазе: когда совершающий намаз, произнеся такбирул ихрам (Аллаху акбар), вступает в намаз, он уже не имеет права совершать движения, не относящиеся к намазу, вплоть до произнесения таслима (приветствия) в конце намаза. Также ихрамом именуется особое одеяние, в которое облачается в мийкате (месте вступления в состояние ихрам) человек (только мужчины), совершающий хадж или умру. Ихрам-одеяние состоит из двух кусков чистой белой несшитой материи. Верхний кусок называется рида, нижний кусок, предназначенный для опоясывания нижней части тела (аврата), называется изар.
Ихсан — истинно шариатское значение ихсана Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам описал так: «Ихсан — это совершение тобой ибадата Аллаху так, словно видишь Его. А если не видишь, то поклоняться Ему так, что (ощущаешь, что) Он смотрит на тебя».
Ихсар — в исламском шариате то, что паломник не смог совершить хадж или умру из-за исходящей от врагов опасности или по болезни или же по другой причине, называется ихсар.
Ихтилам — непроизвольное выделение семенной жидкости у мужчин (поллюция) и половой жидкости у женщин вне полового контакта.
Ишаратус саббаба — досл. «ругательный жест»; в арабском языке указательный палец называется саббаба. Поэтому жест указательным пальцем в ташаххуде намаза называется ишаратус саббаба («жест указательным пальцем»). Сам жест указательным пальцем является ругательным, саббаба в словаре означает «ругать», «бранить». Этот ругательный жест в намазе адресован шайтану и совершается во время ташаххуда поднятием указательного пальца при произнесении фразы «ашхаду ал-лаа илааха», точнее — при произнесении отрицательной частицы «лаа» в этой фразе. При поднятии указательного пальца, указывая им в сторону киблы, остальные пальцы сгибаются в кулак.
Иътикаф — досл. «всецело отдаваться чему-либо»; В шариате оно обозначает «предаваться ибадату в мечети не покидая его пределов с намерением стать ближе к Аллаху». Пророк алайхиссалату вассалам сидел в иътикафе в последние десять дней священного Рамадана. Сидящий в иътикафе человек посвящает себя только поклонениям по возможности не выходя из мечети. Для этого раб отделяется, отчуждается от всего для Аллаха. Поэтому он сдерживает себя и от совершения близости со своими женщинами.
Кадар (قدر) — досл. «мера» — имеющий меру, предустановление; убеждение в том, что Всевышний Аллах извечно предустановил, размерил каждую вещь Своими знанием и волеизъявлением.
Кадарийа — (от слова кадар — «предустановление»); прозвище «кадариты» было дано категории людей, которые в противоположность джабритам, выдвигали концепцию, что человек является творцом (халик) своих действий. (Джабрийа — (также «джабарийа», «муджбира» от арабск. джабр); в отличии от взглядов кадаритов (кадарийа), джабриты — последователи учения джабрийа, считают, что Аллах является единственным подлинным действователем и посему создания, в частности человек, принуждаемы (маджбур) к своим действиям, а не выполняют их по своей воле, свободно. К «истинным» джабритам относят джахмитов.)
Кади (قاضية, также кадий, кази) — досл. «выносящий приговор», «решающий»; шариатский судья, деятельность которого направлена на обеспечение соблюдения шариатских положений и норм, вынесение решений по тяжбам, прекращение раздоров.
Кадир — один из сифатов-атрибутов Аллаха: Всемогущий — Обладатель Безграничного Могущества. Он может все. Всякое дело для Него легко осуществимо.
Казá (قضاء) — предопределение; извечное знание Всевышним Аллахом всего, что произойдет в будущем.
Казийул кузат (кадийул кудат) — главный кади (судья), верховный судья.
Калáм — (досл. «слово», «речь»; в вопросах акийды подразумевает илмул калáм — «наука калáм»); наука, в которой на основе канонов Ислама осуществляются суждения о сущности (зат) и качествах (сифат) Всевышнего Аллаха, а также о состоянии таких вероятностей, как начало и возвращение. Причиной использования термина калáм послужило то обстоятельство, что вопрос о калáме — Слове Всевышнего Аллаха было наиболее известным среди вопросов акийды и оно вызвало наибольшее разногласие среди обсуждавших вопросы акийды людей. Впоследствии ученые этой науки стали применять только само слово калáм, отчего оно и получило свое название. Мутакаллим — ученый науки калáм.
Калаид – метки, увешанные на жертвенных животных для того, чтобы метить скот как предназначенных для жертвоприношения.
Камийс — «рубаха»; традиционная рубаха арабов. Камийс также включает в себя и другие схожие одежды для верхней части тела.
Карамаллаху ваджхаху — Да осветит Аллах его лик.
Кари — чтец и знаток Куръана, обладающий знаниями и навыками совершать кираат на основе таджвида.
Карматиты (также карамита, карматийа) — радикальное военизированное и политизированное шиитское течение, последователи одной из двух ветвей исмаилитов — сабъитов (досл. «семеричники»), которых также называют мубаракитами. Каррамиты, как одна из глубоко заблудших групп людей, с одной стороны, наподобие мушаббихитов и захиритов опирались на буквальном понимании смыслов аятов Священного Куръана, с другой стороны, в вопросах вероубеждения выдвигали крайне противоречащие с истинной акийдой Ислама идеи, главным образом, утверждая о материализации божества и исключая зависимость явлений материального мира от предустановления божества.
Каср — сокращение четырех ракъатных фард-намазов.
Касыда (касида) — риторический жанр арабской поэзии со сквозной рифмовкой (аа, ва, са и т. д.).
Кафиз — мера емкости, равная 33 литрам или по весу — 26,112 килограммам.).
Кафир — тот, кто совершает куфр, то есть неверный.
Каъба — досл. «куб»; каменное строение кубической формы в Благословенной Мекке. Впоследствии вокруг Каъбы воздвигалась Заповедная Мечеть. Каъба является первым храмом на земле, построенным для поклонения человека Всевышнему Аллаху. Все мусульмане обращаются лицом к ней во время намаза, и ежегодно миллионы мусульман съезжаются в Мекку для совершения паломничества — хаджа и умры и обхода вокруг древнего святилища.
Кибла — досл. «то, что находится напротив, прямо перед кем-н.»; направление Каъбы, куда обращаются лицом мусульмане во время намаза.
Кийам (قيام) — стояние в намазе как одно из его положений-действий (афъал).
Кийас (قياس) — досл. «сравнение», «сопоставление»; решение вновь появившейся проблемы путем сопоставления с существующими в Куръане и Сунне положениями.
Кулах — перс. «шапка», головной убор, наподобие колпака; общее названье покрышки на голову.
Кунут (قنوت) — «мольба», «искреннее смиренное прошение»; умолять Аллаха стоя в намазе об устранении зол и привлечении добра. По ханафитскому мазхабу молитва кунут читается в намазе витр.
Куня (кунйа) — обычай у арабов звать человека именем его старшего сына — «отец такого-то», «мать такого-то».
Куруъ (قرؤ) — досл. «хайз — менструация»; «очищение от менструации». В текстах обычно используется само это слово, так как перевести это слово с арабского на другой язык совершенно невозможно. Это слово имеет два противовположных значения. Первое значение куруъ — это «менструация», а второе его значение прямо противоположно первому — «очищение от менструации». Как муфассиры, так и наши имамы — главы мазхабов фикха в использовании значений этого слова также разделились на две стороны: Имам Абу Ханифа рахматуллахи алайхи пояснил куруъ как собственно менструацию. В соответствии с этим, значение фразы из священного аята 228 суры «Бакара», «И разведенные (женщины) выжидают сами три куруъ…» будет — «выжидают три периода менструации». Противоположное значение подразумевает «выжидают три периода очищения от менструации».
Кусуф (كسوف) — досл. «солнечное затмение»; намаз кусуф-намаз совершается при солнечном затмении.
Куфр (كفر) — досл. «скрыть и оградить что-либо». Тот, кто скрывает — кафир. В арабском языке земледелец также может называться кафиром, так как он «скрывает» в земле семена, но при этом будет применено лексическое значение слова кафир, а не значение шариатского термина. В шариате куфр применяется в двух значениях. Первое — противоположное ийману (вере) — неверие. Например: уверовал в Аллаха с одновременным проявлением куфра (неверия) к идолам и истуканам. Второе — противоположное благодарению. Например: «такой-то проявил куфр к благам». Т.е. не проявил благодарения в отношении данного себе блага, то есть не признал — не уверовал, что это благо исходит к нему от Аллаха. В шариате под словом куфр иногда подразумевается значение, выводящее из религии, а иногда, подразумевается куфр, не выводящий из религии. Некоторые улемы также называют эти два куфра «куфром в убеждениях» и «куфром в деяниях».
Лавхул махфуз — досл. «хранимый, защищенный Лавх (плита писания)». Лавхул махфуз — это книга, которая находится при Аллахе и в ней написано абсолютно обо всем. Священный Куръан первоначально находился в Лавхул махфузе. Про него Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Поистине, Аллах сотворил Лавхул махфуз из белого перла. Его страницы сделаны из рубина. Его калам (перо) — это луч. Его книга — свет. В нем есть для Аллаха триста шестьдесят мгновений каждый день. Его ширина — как расстояние между небом и землей. Он (Аллах) каждый день бросает взор на него триста шестьдесят раз. Творит. Раздает удел. Умертвляет. Оживляет. Возводит в почет. Низвергает в жалкое состояние. Делает все, что пожелает».
Лахв — напрасный, развлечение, увеселение.
.