Рави — Тот, от кого передается хадис, то есть стоящий в начале цепочки передававших хадис людей.
Раддийа — опровержение.
Радиаллаху анху (анха, анхума, анхум) — да будет доволен Аллах им (соотв.: ею, ими обоими, ими всеми); произносится после имен почтенных сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Радияллаху анху — Да будет доволен им Аллах (Употребляется в отношении почтенных сподвижников Полсланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам).
Радияллаху анху (анха, анхума, анхум) — Да будет доволен им (соответс. ею, ими обоими, ими всеми) Аллах.
Радияллаху анхум — Да будет доволен Аллах ими всеми. (Употребляется в отношении почтенных сподвижников Полсланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам).
Ракъат — цикл в намазе, состоящий из определенных фард, ваджиб и сунна деяний. Эти деяния, в свою очередь, делятся на определенные телесные действия (афъал) и фразы (азкар). В том числе, в одном ракъате намаза совершаются кийам, тилават, рукуъ и две саджды (кийам — стояние в намазе, рукуъ — особый поясной поклон Аллаху, саджда — особый земной поклон Аллаху).
Рамй — бросание камней, один из обрядов хаджа, заключающийся в бросании камешков в каменные столбы, расположенные в долине Мина и символизирующие шайтана.
Рафизиты (также рафидиты; рафизиты от формы мн.ч. равафиз) — досл. «отвергающие», то есть отвергающие законность халифства Абу Бакра и Умара ибн Хаттаба радияллаху анхума. Рафизиты — одно из распространенных прозвищ шиитов и их последователей, особенно имамитов.
Рафикул Аъла — досл. «Высочайший Друг», то есть Аллах.
Рахимахуллахи — досл. «да помилосердствует его Аллах».
Рахматуллахи алайхи — Да будет на нем (ему) милосердие Аллаха.
Раъуф — досл. «сострадательный, кроткий»; Один из 99 сифатов-атрибутов Аллаха, обозначающий, что Он — Сострадательно Кроткий, Премного Милосердный, Добрый, Благосклонный, Заботливый.
Риба (ربا) — досл. «прибавилось», «чрезмерно увеличилось»; избыточная, чрезмерная прибыль, взымаемая дающим в долг у заемщика поверх предоставленного на определенное время подлинного имущества. Риба бывает двух видов:1. Долговая риба — прибыль, взымаемая за отсрочку выплаты долга. Все равно, будь то обычный долг, или стоимость купленной вещи. 2. Коммерческая риба — взымание чрезмерной прибыли при обмене однородных вещей в золоте, серебре, ячмене, соли и финиках. Ее еще называют «Рибаул фазл». В русском языке некоторые виды риба называются ростовщичеством.
Рида (رداء) — 1. Верхнее мужское одеяние. 2. Верхняя часть одеяния ихрам — кусок несшитой ткани, которой прикрывается верхняя часть мужского тела выше пупка. Рида используют мужчины, вознамерившиеся на совершение хаджа или умры, в качестве одеяния, набросив на плечо.
Ридда-войны — сражения с вероотступниками.
Рийа (رياء) — досл. «видеть», «зреть», «делать что-либо ради того, чтобы это видели люди»; последнее значение свойственно для рийа в его шариатском применении. Шариатское определение рийа выражено в словах Ибн Хаджара Аскалани: «Рийа — это выставление напоказ ибадата для людских глаз с тем, чтобы они восхвалили исполнителя». Словом, рийа — это совершение чего-либо напоказ другим, показуха.
Рукйа — исцеление чтением, отчитыванием определенных аятов или сур Куръана: после тилавата (чтения) определенных аятов чтец дует на страдающего недугом целительным дуновеньем, образовавшимся вследствие чтения священных и пречистых целебных аятов (сур).
Рукн (1) (ركن) — досл. «угол»; а также «опора», «основа»; Как и угол, являющийся опорой для устойчивости здания, рукн также имеет значение основы чего-либо. Рукн — это часть того целого, наличие которого зависит от составляющего его — рукна. Например, саджда является одним из рукнов намаза. Без саджды намазу не быть. Но поскольку саджда — часть намаза, она совершается внутри него.
Рукн (2) (ركن)— досл. «угол»; а также «опора», «основа»; угол Каъбы, где установлен Хаджарул асвад (Черный камень)
Рукуъ — поясной поклон, одна из фард-составляющих намаза.
Сабр (صبر) — слову сабр приводятся такие определения: 1. Рагиб сказал: «Сабр — это удерживание нафса так, как того требует разум и шариат, или сдерживание от того, от чего требуют сдерживания те оба». 2. Мунави дал такое определение: «Сабр — это проявление терпения и выносливости при чувственных и умственных трудностях и страданиях».
Саваб — награда, благое воздаяние, за благие деяния, совершенные ради довольства Аллаха.
Садакатул фитр (صدقة الفطر) — саадака (милостыня), даваемая по случаю выхода из Рамадна к фитру (разговенью). Садакатул фитр был введен в действие во втором году хиджры.
Саджда (سجدة) — совершаемый исключительно Аллаху особый земной поклон, сопровождающийся произнесением словами возвеличивания Аллаха, поминания Его пречистым и молитвами.
Садждатус сахв (سجدة السهو) — досл. «саджда по забытому»; саджда, совершаемая в конце намаза для восполнения и исправления изъяна, допущенного невыполнением определенных деяний по упущению из памяти.
Сакина (سكينة) — досл. «спокойствие»; умиротворение, спокойствие души, всесторонная уравновешенность.
Салават (досл. «молитва») — вознесение молитвы — прошение Аллаха о благословении Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, что на арабском звучит как саллаллаху алайхи васаллам или алайхис солату вассалам («да благославит его Аллах и приветствует»).
Салафиты (от арабс. салаф — досл. «предки», «предшественники»); салафиты — общее название религиозных деятелей, которые в различные периоды истории Ислама выступали с категорическими призывами ориентироваться в деяниях и акийде на «праведных предков» (салафус салихун), под которыми в первую очередь подразумевается самая ранняя община мусульман, состоящая из сподвижников (сахабиев). Своей основной задачей салафиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых, с их точки зрения, ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Они квалифицируют как бидъу все поздние нововведения, включая аллегорическое толкование Куръана, всевозможные новшества, привнесенные в мусульманский мир его контактами с Западом. Также салафиты расценивают как бидъу проведение обряда мавлид. Противники салафитов обвиняют приверженцев данного течения в оставлении исламской традиции передачи знаний, попытке толковать аяты Куръана и хадисы не имея достаточных для этого знаний. Преобладающее большинство (джумхур) улемов общепризнанных мазхабов Ахлус сунна вал джамаа утверждают, что современный салафизм не имеет ничего общего с образом жизни салафус салихин — праведных предшественников. Салафиты известны своей резкой категоричностью ко всем положительным новшествам, принятым мазхабом Ахлус сунна вал джамаа. К салафитам причисляются, в частности, Ибн Таймийа, ваххабиты, ассоциация «Братья-мусульмане» и прочие. В западной литературе для характеристики идеологии салафитов используются термины «традиционализм», «фундаментализм», «возрожденчество». Вкратце можно сказать, что «салафиты», это название, которым ныне называют себя ваххабиты и их приверженцы.
Салафус салихин Праведные предки — (арабск. салафус салихин) — под праведными предками (салафус салихин) понимаются сподвижники Пророка саллаллаху алайхи васаллам, табиъины, табаъа табиъины — предшествовавшие мусульмане, прошедшие в первые три столетия Ислама.
Салафы (سلف) — дословно «предки», «предшественники»; предшествовавшие праведные мусульмане, прошедшие в первые три столетия.
Салва — перепел (одна из малых полевых птиц семейства фазановых).
Саллаллаху алайхи васаллам — Да благославит его Аллах и приветствует; молитва-пожелание произносится (пишется) при каждом прямом или косвенном упоминании о Посланнике Аллаха cаллаллаху алайхи васаллам.
Самаъ — (досл. «слушать») слушание в определенных кругах текстов и стихотворных произведений, читаемых нараспев.
Санад — досл. «опора»; опорный путь, который ведет к содержанию хадиса (т.е. цепочка передавших хадис лиц).
Сахабии (или асхаб; ед. сахаби, сахабий) — сподвижники: видевшие Пророка саллаллаху алайхи васаллам и общавшиеся с ним верующие мусульмане.
Сахих (صحيح) — досл. «здоровый», «правильный», «сильный»; в терминологии мухаддисов сахих хадис это «достоверный хадис».
Саъ (صاع) — мера объема для сыпучих тел. Так назывался сосуд вместимостью 2,75 литра. Согласно ученым фикха шафиъитов и ученых Хиджаза, один саъ равен 2751 граммам (что равняется четырем муддам, а по весу равняется 2,176 кг). По Абу Ханифе и иракским факихам эта мера равна 3800 граммам.
Саъй — ритуальная ходьба в быстром темпе хаджи (паломника), семь раз преодолевающего расстояние между холмами Сафа и Марва во время умры или хаджа. Саъй начинается с возвышения Сафа и заканчивается на холме Марва. Подробное описание саъй см. ниже в тафсире аята 158 суры «Бакара».
Сийра — наука о жизнеописании Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Сиротул мустакийм — букв. «прямой путь».
Сиррийа — досл. «скрытно»; произнесение фраз про себя.
Сирфа — досл. «повернуть», «отвернуть»; в Куръане существуют аяты, категорически утверждающие о том, что человеческий род не сможет привести речь, схожую с речью Куръана. Но зачинщики разногласий по поводу непосильности и бессилия человека перед чудом Куръана выдвинули противоположную мысль вопреки всем признавшим чудо этой Книги. Эта идея называется сирфа — «отвернуть». Зачинщики разногласия заявляли: «Сам Куръан не является человеку непосильным — оставляющим его бессильным перед собой, а сама способность приводить равнозначное ему слово «отвернута» от людей и по этой причине люди не могут привести равную ему речь».
Сифат — досл. «качество», «свойство»; в терминологии улемов подразумевает качества Всевышнего Аллаха.
Сифату заида — дополнительные качества
Солат (صلاة), то же, что и намаз (персидс. происхожд.) — «дуа», «благая молитва»; в терминологии шариата солатом (намазом) называется выполнение в определенном порядке ряда действий (афъал) и молитв (азкар), которые начинаются с такбирул ихрама (произнесения Аллаху акбар) и заканчиваются таслимом (приветствием). Солат (намаз) является вторым столпом Ислама. Фард-намазы (обязательные) совершаются пять раз в день, в определенные промежутки суток. Это намазы фаджр (рассветный или утренний), зухр (полуденный), аср (послеполуденный), магриб (вечерний) и иша (ночной).
Солатул хауф (صلاة الخوف) — намаз, совершаемый мусульманами, когда существует вероятность нападения врага, когда мусульмане находятся в состояние войны и войска выстроены для сражения. (Солатул хауф — намаз при опасности; намаз, совершаемый в обстановке, когда очевидна угроза возможного нападения врага.)
Сподвижники (сахабии) — видевшие Пророка саллаллаху алайхи васаллам и общавшиеся с ним правоверные мусульмане.
Сулук — процесс прохождения пути духовного возвышения самостоятельными усилиями ученика, находящегося под руководством духовного наставника — шейха тариката.
Сунна (سنة) — досл. «тарикат — духовный путь», «пример», «образец». Сунна имеет три основных значения-определения: 1. Сохранившиеся и переданные до нас сведения относительно высказываний, поступков, одобрений Пророка саллаллаху алайхи васаллам, его природных (особенности телосложения) и нравственных качеств, а также биографических данных (терминология мухаддисов). 2. Категория деяний по примеру Пророка саллаллаху алайхи васаллам, выполнение которых требуется шариатом не категоричным образом; человек, выполняющий эти деяния получит воздаяние, не выполнивший — не осуждается (терминология факихов). 3. Исходившие от Пророка саллаллаху алайхи васаллам и могущие служить доводом-доказательством для положений (хукм) шариата каждые высказывания, действия или одобрения (терминология ученых науки усулул фикх).
Сунна муаккада (السنة المؤكدة) — подтвержденная, утвердившаяся сунна. Так именуются все деяния, которых Посланник Аллаха совершал регулярно, постоянно, выполнение которых он не оставлял без уважительной причины, невыполнение которых ненавистно и становится причиной для укора, выполнение которых исходит от совершенства религии. Например, совершение намаза в составе общины, провозглашение азана, совершение сунна намазов.
Сунна ратиба намазы — намазы сунна, совершаемые вместе с намазами фард, то есть сунна-намазы, сопутствующие фард-намазам.
Сура — (имеет следующие лексические значения: «местопребывание», «крепость и слава»); В терминологии улемов «сура — одна из 114 частей Куръана, состоящая из отдельной группы аятов, имеющих определенные начало и конец. Иными словами, группа замкнутых цитаделью определенных аятов называется сурой.
Суфий (также мутасаввиф) — суфий, это человек, который «последовал по пути тасаввуфа». Одно из самых известных определений слова суфий: «Суфий, это личность, которая все расставляет на свои места, временем и действиями распоряжается опираясь на знания, с созданиями обращается соразмерно их статусу (статус творений, а не творца (перев.)), повеления Господа исполняет неукоснительно, скрывает то, что требует сокрытия, раскрывает то, что должно быть раскрыто и совершает все дела под стать, наслаждаясь душой, со здравым тавхидом (единобожие), с совершенными познаниями, соблюдением подлинной искренности — сидки ихласа».
Суффа — земляная подиумообразная возышенность в мечети Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в Медине. Следует отметить, что во времена Пророка саллаллаху алайхи васаллам суффа, на которой, согласно преданиям, размещались до 400 неимущих сподвижников, находилась позади мечети, то есть рядом с мечетью. С расширением мечети суффа оказалась внутри мечети Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Сухур — предрассветный (до наступления поры фаджр) прием пищи с целью подкрепиться и набраться сил для ибадата Аллаху — соблюдения поста от начала рассвета до заката солнца (магриб).
.