Табаъа табиъины — следующее поколение мусульман после табиъинов.
Табиъины — досл. «последователь»; следующее после сподвижников Пророка алайхиссалам поколение мусульман.
Таватур (تواتر) — досл. «множество раз повторно»; согласно терминологии ученых, этим словом обозначают способ достоверной передачи хадисов от Пророка саллаллаху алайхи васаллам, когда передача хадисов от Пророка саллаллаху алайхи васаллам в первом, втором и третьем звеньях осуществлена настолько большим количеством людей, что это исключает возможность их сговора с целью искажения передаваемых сведений. К примеру, один хадис от Пророка саллаллаху алайхи васаллам передали тридцать сподвижников. Этот же хадис, от этих тридцати сподвижников, передали столько же или еще больше табиъинов, а от последних — столько же xe "табаъ табиъинов"табаъа табиъинов. Хадисы, переданные путем таватур называются мутаватир.
Таваф — ритуальное поклонение в виде обхода вокруг Каъбы.
Тавкиф — ниспослание повеления Аллаха.
Тавхид (توحيد) — относить кого-либо, что-либо к единственности и обособленности, и отрицание его множественности. В терминологии науки акийды тавхид — это отречение от всех видов придания сотоварища Аллаху и верование в отсутствие равного Аллаху в Его сущности (зат), в Его качествах (сифат), в Его делах, в Его именах, в Его положениях (хукм).
Таджвид — наука о правилах правильного произношения букв и размеренного чтения аятов Куръана.
Такбир — досл. «возвеличивание»; возвеличивание Аллаха, то есть произнесение «Аллаху Акбар» («Аллах Превелик»). Также подразумевается и сама фраза возвеличивания — «Аллаху Акбар». Такбир, произносимый при начинании намаза, называется такбирул ихрам.
Таква — досл. «предохраняться», «быть осторожным»; Преклоняться перед Аллахом посредством Его света, надеясь на Его милосердие, прекращать посредством света Аллаха деяния, от которых Он отвратил, боясь Его кары. Повиноваться Аллаху и не ослушиваться Его, вспоминать Его и не забывать Его, всегда быть благодарным Ему, и не проявлять неверия. (Почтенный халиф Умар ибн Хаттаб радияллаху анху говорил: «Когда человек проходит через местность с колючками, остерегаясь колючек и опасаясь пораниться, арабы называют это таква. Так же и в религии, когда мусульманин в своих деяниях остерегается запретов Аллаха, тем самым, он совершает таква».)
Таквин — качество таквин означает сотворение всего словом «Кун» — «будь». То есть каждая вещь сотворена словом «Кун» — «будь» Всевышнего Аллаха. Качество таквин Всевышнего Аллаха это появление вещей по Его повелению «Кун» — «будь».
Такфир — досл. «сделать кафиром»; обвинять кого-либо в куфре — неверии.
Талак (طلاق) — досл. «освобождать, отпускать, выпускать что-либо»; в шариате означает освобождение от супружеской связи открытым высказыванием или намеками. Такие фразы, как «Ты — талак», «Даю тебе талак (развод)» открыто означают развод супругов. Намеками же являются такие высказывания, как «Ты для меня являешься харамной».
Талбийа — произнесение слов «Лаббайка аллахумма лаббайк! Лаббайка лаа шариика лака лаббайк! Иннал хамда ван ниъмата лака вал мулк, лаа шариика лак!», которую начинает произносить в мийкате (место вхождения в ихрам) паломник после вхождении в состояние ихрама. Человек, который намеревается совершить умру или хадж, должен произносить единую для обоих случаев слова талбию, слова которой означают: «Вот я перед Тобой, о Аллах мой, вот я перед Тобой! Вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой! поистине, и хвала, и блага принадлежат Тебе и владычество, нет у Тебя cотоварища!»
Талкин — досл. «обучать, наставлять; подсказывать, суфлировать»; обычно, когда применяется в сочетании «совершать талкин шахады», подразумевается повторение фразы свидетельства иймана «Ашхаду ал-Лаа илааха иллаллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ъабдуху ва расуулуху» у изголовья умирающего, чтобы он произнес свидетельство - повторил шахаду. Здесь подразумевается талкин, совершаемый над могилой усопшего согласно приводимому далее в тексте преданию.
Талхис — краткое изложение, заключение, резюме.
Таравих (تراويح) — досл. «перерыв», «отдых») намаз, совершаемый в Рамадане джамаатом в ночном бодрствовании после сунна намаза иша, но до намаза витр. Намаз таравих входит в число нафл (дополнительных) намазов.
Тарикат (происходит от арабского «тарик» — «путь») — в шариате — «духовный путь». Путь в тасаввуфе (суфизме) по воспитанию духа и усмирению страстей нафса — страстей своего естества. Тарикатом стали называть путь членов общины, получавших от единого ученого учителя (алима, достигшего высокого уровня духовного совершенства) духовное воспитание и воплощавших его в свою жизнь.
Тасаввуф — как и то, что сам тасаввуф (суфизм) стал причиной множества споров среди людей, так и словарное значение этого слова стало поводом для множества полемик среди приверженцев суфизма и прочих людей. Высказаны несколько соображений по поводу происхождения слова тасаввуф и какой смысл этим подразумевался. Следовательно, со словом суфий обнаруживается та же самая ситуация. В сущности же оба слова и смысла неразделимы друг от друга. Однако большинство полемизирующих твердят, что слово суфий было производным от арабского сувф — «шерсть». Саввафа фуланан — означает «такого-то посчитал из суфийев». Тасаввафа фуланун — означает «такой-то стал суфийем». Тасаввуф это образ сулука — духовного пути и его основа состоит в том, чтобы прожить скромную и украшенную достоинствами жизнь ради очищения нафса и возвышения духа. Наука тасаввуф — это во что веруют суфийи и приличия, которых они соблюдают как в своих общинах, так и оставшись наедине.
Тасбих (1) (تسبيح) — поминание Аллаха пречистым. Произнесение Субханаллахи — досл. «Поминаю Аллаха пречистым». «Быть пречистым» подразумевает абсолютную чистоту Аллаха от всех пороков и изъянов, и в первую очередь, чистоту от имения себе равных в смысле объекта поклонений. Тасбих сначала утверждается в сердце человека, а потом передается на уста. Повторение фразы Субханаллахи и есть совершать тасбих, то есть поминать Аллаха пречистым от всех пороков. Также тасбих собирательно означает одновременно сам тасбих (произнесение Субханаллахи), тахмид (произнесение Алхамдулиллахи — Хавала Аллаху) и такбир (произнесение Аллаху акбар — Аллах Превелик).
Тасбих (2) (سبحة — арабск. субха) — четки. Четки принято также называть тасбихом, поскольку четки изначально предназначались для подсчета количества произносимых (обычно после намазов) зикров, то есть для определения нужного количества каждого из совершаемых тасбиха (произнесение Субханаллахи), тахмида (произнесение Алхамдулиллахи) и такбира (произнесение Аллаху акбар).
Тасдик — подтверждение.
Таслим — досл. «приветствие»; приветствие в завершении намаза: произнесение совершающим намаз «ассаламу алайкум ва рахматуллах» («Да будет мир вам и милосердие Аллаха») дважды — сначала повернув голову в сторону правого плеча, потом в сторону левого.
Татоввуъ — добровольное совершение всякого благого дела ради получения саваба.
Тафсир — толкование, комментарии к аятам Куръана.
Тахаджжуд — намаз тахаджжуд (صلاة التهجد) — «намаз после сна»; Намаз, который совершается после некоторого времени ночного сна. Этот намаз также называется «намаз кийам». Вначале этот намаз являлся ваджибом. Через год это предписание стало мансухом (было отменено).
Тахмид — восхваление Аллаха произнесением фразы «Алхамдулиллахи» («Хвала Аллаху»).
Тахсиният — досл. «улучшение»; в шариатской терминологии подразумеваются улучшающие положения.
Тахсис — досл. «обособление»; ограничение, обособление хукма (положения) Куръана, когда сунна, утвердившаяся посредством таватур, обособляет (ограничивает) действие повеления Куръана. Например, совершение масха на масхи (ичиги) при омовении (вузуъ) разрешено в шариате на основании мутаватир хадисов, хотя в Куръане повелевается мыть ноги при совершении омовения. В данном случае, сунна, на основе таватур сведения, обособляет положение Куръана в вопросе мытья ног и разрешает наносить масх на специальную обувь в определенных обстоятельствах в определенное время. Тахсис — ограничение, обособление хукма (положения) Куръана, когда сунна, утвердившаяся посредством таватур, обособляет (ограничивает) действие повеления в Куръане. Например, совершение масха на масхи (ичиги) при омовении (вузуъ) разрешено в шариате на основании мутаватир хадисов, хотя в Куръане повелевается мыть ноги при совершении омовения. В данном случае,
Ташаххуд — (досл. «свидетельствование»); молитва засвидетельствования, которая читается в намазе сидя после двух ракъатов и после завершающего ракъата.
Ташбих — досл. «сравнение», «уподобление»; под этим термином понимается представление божества в человекоподобном обличии, или любое отожествление и сравнение Аллаха с чем-либо, то есть суждение об Аллахе посредством человеческих представлений (величина, движение, цвет и т. п.). Различается два вида ташбиха: 1) Уподобление Сущности (аз-Зат) Аллаха любому телу (джисм), в том числе телу человека; 2) Уподобление божественных качеств-атрибутов (сифат) свойствам тел, в том числе человеческим атрибутам.
Таъвил (таъвийл) — слово таъвил лексически означает «перевод одного слова или понятия с поверхностного смысла в другой смысл». В исламской терминологии подразумевает толкование подлинных значений исламских текстов и фраз.
Таълийк — это предание, приводимое дополнительно для сведения, дескать, «по этому вопросу существует и такое высказывание». То есть его можно принимать к сведению, но он не пригоден в качестве аргумента, довода, доказательства.
Таяммум (تيمم) — досл. «вознамериться», «решиться на что-либо». В терминологии же шариата таяммум — это, вознамерившись на сближение с Аллахом, протирать лицо и обе руки веществом очищающей земли специфического свойства. Таяммум совершается при отсутствии, недоступности воды или отсутствии возможности ее использования.
Тийн — смоква, инжир.
Тилават — досл. «чтение», «произнесение вслух»; чтение аятов Куръана согласно правилам таджвида. То же, что и кираат, однако, в отличие от кираат, тилават применяется исключительно относительно Священного Куръана, тогда как кираат может применяться и в отношении других текстов.
.