О совершении рукйа (часть 3)
(продолжение)
Улемы отмечают, что совершение рукйа служит предупреждению болезни, а при ее возникновении служит уменьшению вреда, подобно тому, как помогают лечебные меры воздействия на психику в излечении от болезни после ее начала. В подтверждение своих слов они приводят несколько хадисов.
В хадисе, переданном имамом Муслимом от Абу Хурайры радияллаху анху, сказано так:
«Один человек пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам и сказал:
– О Посланник Аллаха, ночью меня укусил скорпион, и я совершенно измучился.
Тогда он саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Если бы ты с наступлением ночи сказал «Аъузу бикалиматиллахи тааммаати мин шарри маа халак», тебе не причинилось бы вреда».
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом от Аиши радияллаху анха, сказано следующее:
«Каждый раз, укладываясь в свое ложе, Пророк саллаллаху алайхи васаллам читал «Кул хуваллаху ахад» и две [суры] «Кул аъузу…» и дул на обе ладони, а затем протирал [ими] свое лицо, досягаемые места тела».
2610. Шифа бинти Абдуллах радияллаху анха сказала:
«Зашел Пророк саллаллаху алайхи васаллам, когда я была у Хафсы, и сказал мне:
– Не научишь ли ее делать рукйа от намилы, как ты научила ее письму?»
Передали Абу Давуд, Ахмад и Хаким. Хаким назвал сахихом.
Пояснение: Намила – это язва, появляющаяся на боку человека, которая болит так, словно муравей ползает по телу и кусает.
Передавшая этот хадис Шифа бинти Абдуллах радияллаху анха совершала рукйа против этой болезни во времена джахилии. Она совершила байъат Пророку саллаллаху алайхи васаллам в Мекке. После хиджры, прибыв в Медину, она сказала:
– О Посланник Аллаха, во времена джахилии я совершала рукйа против намилы. Сейчас хочу проверить ее правильность у вас.
Затем она начала читать: «Бисмиллахи, саъалту хатта яъуда мин афвахиха ва лаа тазурру ахадан. Аллахумма икшифил баъса, Роббаннаси».
Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Почитав это, подуешь семь раз на веточку, чистое место этой веточки окунешь в уксус и протрешь о камень, затем помажешь по намиле».
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Мужчине в своем доме дозволяется здороваться и разговаривать с женщиной, беседующей с его женой.
Подобно тому, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам разговаривал с Шифа бинти Абдуллах радияллаху анха, которая разговаривала с матерью правоверных Хафсой радияллаху анха.
2. Допускается, чтобы женщина также занималась совершением рукйа. Шифа бинти Абдуллах радияллаху анха занималась этим во времена джахилии и также продолжала заниматься и после принятия Ислама.
3. Допускается обучать выполнению рукйа другого человека или учиться ей у знающего человека.
4. Женщин необходимо обучать письму.
5. Можно овладеть навыками совершения рукйа только против одного недуга.
В этом предании речь идет о том, что Шифа бинти Абдуллах радияллаху анха освоила рукйа от болезни намила, и о том, как она ее совершала. В предыдущих преданиях речь шла о мужчине, который совершал рукйа при укусе скорпиона.
Вероятно, у некоторых людей может быть дар отвращения яда ядовитого животного, в зависимости от духовных и других способностей, которыми они наделены Всевышним Аллахом. Либо определенные категории людей могут обладать способностью лечить определенные болезни. Это положение обсуждается и сегодня. Было бы хорошо, если бы в будущем специалисты изучили этот вопрос на научной основе.
2611. Арабские женщины делали рукйа от намилы, произнося следующие слова:
«Ал-арусу тахтафилу, тахтазибу ва тактахилу. Ва кулла шайъин тафтаъилу. Гойро алла таъсияр раджла».
Передал Абу Давуд.
Пояснение: Арабские женщины совершали рукйа, произнося эти слова из хадиса в отношении страдающих болезнью намила утром и ночью.
2612. Передается от Анаса радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам разрешил нам делать рукйа при сглазе, отравлении ядом и при намиле».
Передали четверо. Аллах наилучший знающий.
Пояснение: «Отравление ядом» подразумевает укус ядовитых тварей. Однако из этого хадиса не следует делать вывод, что в других случаях, кроме этих трех, нельзя совершать рукйа. Ибо этот хадис сказан в порядке ответа на вопрос, когда можно совершать рукйа, а когда нет, а не для создания ограничений.
.