Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Поистине, моя умма будет вызвана в Судный день с сияющей белизой на лбу, руках и ногах от следов омовения. Кто же из вас сможет продлить свою отметину, пусть сделает это».
Передали пятеро, кроме Абу Давуда.
Пояснение: В своем благословленном хадисе Пророк сал-лаллаху алайхи васаллам извещает нас о достоинствах омове-ния, проявляющихся в Судный день.
Нам известно об ужасах Судного дня, его мраке и смуте. В этот день никто не сможет узнать никого. Лица многих будут омрачены печалью и полны ужаса. Но одна группа людей будет отличаться своим наипрекраснейшим образом, потому что их лица, руки и ноги будут сиять белизной, вызывающей восхищение у других. Эти счастливые люди являются уммой Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам – мусульманами, которые на протяжении всей жизни совершали омовение и совершали намаз. Сам Пророк саллаллаху алайхи васаллам о них говорит следующее:
«Поистине, моя умма будет вызвана в Судный день с сияющей белизой на лбу, руках и ногах от следов омовения».
Фраза, которую мы перевели как «с сияющей белизой на лбу, руках и ногах», в тексте хадиса звучит как «гурран мухаджжалийн». Слово «гурран» арабы используют для обо-значения лошади с белым пятном на лбу, а «мухаджжал» – с бе-лыми передними и задними ногами выше копыт. Обычно такие лошади выделяются своей красотой даже среди большого коли-чества различных других лошадей.
Также и умма Пророка саллаллаху алайхи васаллам будет выделяться в Судный день среди других людей. Ввиду того, что они всю жизнь совершали омовение, те части их тела, которых касалась вода, будут сиять и блестеть так, что это вызовет зависть других.
Пользы, извлекаемые из этого хадиса:
1. Нет сомнения в том, что Судный день настанет.
2. Омовение обладает большими достоинствами.
3. В Судный день умма Пророка саллаллаху алайхи васаллам будет вызвана, а их лбы, руки и ноги будут сиять из-за совершенного в этом мире омовения.
4. Можно увеличить такое сияние на лбу в Судный день. Для этого вместе с лицом необходимо мыть и шею.
5. Можно увеличить сияние от следов омовения, которое появится в Судный день на руках и ногах. Для этого достаточно мыть руки вместе с локтями и выше, а ноги – вместе с щиколотками и выше.
Так же делали и Пророк саллаллаху алайхи васаллам, и Абу Хурайра радияллаху анху, передавший этот хадис.
Обычно при омовении полностью омывается лицо, руки с локтями, а ноги – включая щиколотки, потому что эти части тела более подвержены загрязнению, попаданию пыли. Мыть именно эти части тела по несколько раз в день является фардом для каждого мусульманина, что и называется омовением (на арабском – вузуъ).
Деяния человека неполноценны без омовения. Без него ни один верующий не сможет совершать намаз, который является для него обязательным, к тому же, человеку без омовения нельзя даже держать в руках Куръан. Он также не сможет совершать без омовения таваф, являющийся одним из самых великих деяний в его жизни.
Всевышний Аллах сделал омовение обязательным условием для выполнения этих деяний. Пользу от этого получает сам человек. В первую очередь, человек с омовением всегда ходит чистым, и он свободен от различных нечистот и вероятных их последствий в виде болезней и недугов. Тем, кто постоянно совершает омовения и содержит свое тело в чистоте, в ахирате обещается великое положение.
Как же счастливы те люди, которые следуют в своей жизни велениям Аллаха, подчиняются предписаниям шариата с благими намерениями и совершают поклонения, будучи омытыми! Каждое их поклонение станет предпосылкой бесконечного счастья, в первую очередь в этом мире, а самое главное – в загробной жизни. В Судный день от следов совершенных омовений их лица, руки и ноги будут сиять белизной, блистать ярчайшим светом, отличая их от остальных.
Великолепное сияние, исходящее от тех мест, которых касалась вода омовения в этой жизни, будет символом достижения счастья в загробной. До чего прекрасно, что это сияние будет отличать их в Судный день от тех, кто провел свою жизнь без омовения, от тех, чьи лица будут омрачены тем, что они приговорены к пребыванию в аду! Раз так, то давайте всегда будем ходить в чистоте после омовения и стараться увеличить то сияние, которым будут отмечены наши лбы, руки и ноги в Судный день!
Из книги
досточтимого шейха Мухаммад Садыка Мухаммад Юсуфа
"Чистота" серии "Хадисы и жизнь"
.