Казá и кадар [часть 2]
Всевышний Аллах сказал:
«Поистине, каждую вещь Мы сотворили с мерой» (сура «Камар», аят 49).
Следовательно, Всевышний Аллах сотворил каждую вещь с определенной мерой, размерив ее, и непрестанно ведает о каждой вещи.
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поскольку Аллах азза ва джалла[1] предопределил предустановленное для творений, написал в Книге, что у Него над Троном: “Поистине, Мое милосердие опережает Мой гнев”».
Передали два шейха и Тирмизи.
В этом благородном хадисе отражена одна сторона вопроса о кадаре — предустановлении.
Изречение Пророка саллаллаху алайхи васаллам «Поскольку Аллах азза ва джалла предопределил предустановленное для творений…» означает, что Всевышний Аллах извечно знал, что будет со всеми творениями в будущем.
Следовательно, Всевышний Аллах знал, каковой будет судьба всего живого еще до его сотворения. Ибо знания Его безграничны. Только Ему известно сокровенное. И только Ему Самому известны все дела, которые свершатся до Судного дня.
Под Книгой, упомянутой во фразе «в книге, что у Него над Троном», подразумевается Лавхул махфуз.
Следовательно, Книга, в которой Всевышний Аллах записал судьбы всего сущего, называется Лавхул махфуз. Уверование в нее также является необходимостью.
О слове «трон»: в словаре арабскому слову арш дается значение «трон, на котором восседает правитель». Как отмечают ученые науки акоид, согласно описаниям, приведенным в аятах и хадисах, Арш представляет собой трон с подножием, который поддерживают поднятым ангелы. Трон возвышается над миром, словно купол. Он является крышей творений. Всевышний Аллах не нуждается в Троне. Но Он создал его по мудрости, о которой знает Он Сам:
Фраза «в книге, что у Него над Троном» не подразумевает физического значения. Ибо над Аршем ничего нет. Имеется в виду высшая степень пространства, что находится при Аллахе.
Под словом «написал» понимается, повелел написать Каламу (письменной трости, перу).
Как видим, в этом благородном хадисе упоминаются некоторые понятия, относимые в науке акоид к категории сокровенного. В этом хадисе наряду с напоминанием о значимости Трона (Арша) и Книги (Лавхул махфуза) при Аллахе, относящихся к сокровенному, уверование в которых необходимо, утверждается, что милосердие Аллаха опережает Его гнев. А это необходимо для нас с вами — рабов Аллаха, дабы всегда надеяться и рассчитывать на милосердие Всевышнего Аллаха.
Поистине, милосердие Всевышнего Аллаха преобладает над гневом Его.
В Священном Куръане Всевышний Аллах сказал:
«Мое милосердие обширнее всего».
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Нет новорожденных, кроме как рожденных в фитре [своей чистой природе]. Итак, родители делают его иудеем, или христианином, или огнепоклонником. Это подобно тому, как животное рождает животное во всей целости. Замечали ли вы чтобы у него были срезаны ухо или нос у него?
Затем Абу Хурайра говорил:
— Если желаете, прочтите аят: “...Фитра Аллаха, в которой [Он] сотворил людей. Не подлежит изменению творение Аллаха. То и есть безупречная религия…”[2]».
Передали четверо.
Речь в хадисе идет о том, что хотя в процессе творения Всевышний Аллах и создает людей в их чистой природе-фитре, впоследствии, в частности по причине воспитания родителей, этой природной чистоте будет нанесен урон, она может повредиться.
Фитра — значит истинная чистая природа, способность правильно воспринимать религию.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам извещает о том, что каждый ребенок в мире рождается в истинной чистой природе, со способностью принять религию Всевышнего Аллаха.
Следовательно, Всевышний Аллах никого изначально не принуждает быть иудеем, христианином или огнепоклонником. Существует причина, по которой они становятся приверженцами той или иной религии:
«Итак, родители делают его иудеем, или христианином, или огнепоклонником».
То есть вследствие воспитания родителями своих детей в собственной религии, нарушается чистота их истинной природы и они становятся иудеями, христианами или огнепоклонниками.
Здесь, с целью разъяснить почтенным сподвижникам этот смысл более подробно, Пророк саллаллаху алайхи васаллам приводит один жизненный пример:
«Это подобно тому, как животное рождает животное во всей целости. Замечали ли вы чтобы у него были срезаны ухо или нос у него?»
То есть каждый детеныш животного рождается от матери целым. Никто из них не рождается со срезанным ухом или носом. Однако с целью пометить их или с каким-нибудь еще другим намерением их владельцы срезают часть их ушей, носов.
Подобно этому человек рождается от матери с чистой природой, он не рождается иудеем, христианином или же огнепоклонником. Но становится иудеем, христианином или огнепоклонником вследствие воспитания родителей.
Абу Хурайра радияллаху анху, пересказывая данный хадис, имел привычку добавлять:
«Если желаете, прочтите аят: “Фитра, в которой Аллах сотворил людей. Нет изменения творения Аллаха. То и есть истинная религия”».
Тем самым он пытался сообщить, что смысл, приводимый в хадисе Пророка саллаллаху алайхи васаллам, подтверждается и Священным Куръаном.
В этом хадисе мы видим великую мудрость. В первую очередь, понимаем, что неправильно оправдывать свои проступки, списывая все на казá и кадар (предопределенность и предустановленность). Потому что Всевышний Аллах создает всех в их чистой истинной природе. Аллах не создает кого-то обладателем чистой, а кого-то обладателем порочной природы. В сохранении или нарушении той самой чистой природы важна роль самого человека.
В этом деле весьма велика степень участия родителей. Родители с их воспитанием занимают важное место в формировании религиозных представлений у ребенка. Среди благ, которыми Всевышний Аллах наделил родителей, одним из самых ценных являются дети. Ценить это благо, значит, воспитывать ребенка приверженцем религии Аллаха в чистоте его истинной природы, той, в которой сотворил его Наделивший этих родителей таким благом. Это является долгом родителей. Каждый родитель мусульманин должен всецело осознавать эту ответственность. Должен уделять огромное внимание тому воспитанию, о котором упомянуто в этом хадисе. Если бы казá и кадар (предопределение и предустановление) являлись бы принуждением, как полагают многие, то не упоминалось бы о принятии разных религий вследствие воспитания.
Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2231--a--3.html
[1] Аллах азза ва джалла — Аллах, Всемогущий Он и Великий.
[2] Сура «Рум», аят 30.
.