الباب الثالث
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
يجب الصوم والإفطار برؤية الهلال
ПОСТ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПОСТА НАЧИНАЮТСЯ
С ОБНАРУЖЕНИЕМ НОВОЛУНИЯ
1210- عَنِ ابْنِ عُمَرَ عَنِ النَّبِيِّ قَالَ: لاَ تَصُومُوا حَتَّى تَرَوُا الْهِلاَلَ وَلاَ تُفْطِرُوا حَتَّى تَرَوْهُ فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَاقْدُرُوا لَهُ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ. وَلَفْظُ التِّرْمِذِيِّ: لاَ تَصُومُوا قَبْلَ رَمَضَانَ صُومُوا لِرُؤْيَتِهِ وَأَفْطِرُوا لِرُؤْيَتِهِ فَإِنْ حَالَتْ دُونَهُ غَيَايَةٌ فَأَكْمِلُوا ثَلاَثِينَ يَوْمًا. وَلِلْبُخَارِيِّ: فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَأَكْمِلُوا عِدَّةَ شَعْبَانَ ثَلاثِينَ. وَفيِ رِوَايَةٍ: فَإِنْ غُمَّ عَلَيْكُمْ فَصُومُوا ثَلاَثِينَ يَوْمًا.
1210. Передается от Ибн Умара радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Не поститесь, пока не увидите хилал и не разговляйтесь (не прекращайте пост), пока не увидите его. А если (он) скрыт от вас, то вычисляйте его».
Передали пятеро. Слова Тирмизи:
«Не поститесь перед Рамаданом. Поститесь, увидев его (хилал), и разговляйтесь (прекращайте пост), увидев его. А если он скрыт за облаком, доведите (месяц) до тридцати дней».
Слово Бухари:
«А если (он) скрыт от вас, то доведите отсчет Шаъбана до тридцати».
В другом предании:
«А если (он) скрыт от вас, то поститесь тридцать дней».
Пояснение: В этих риваятах подчеркивается, что начало и конец месяца Рамадан происходит при наблюдении хилала – новолуния месяцев Рамадан и Шаввал.
Также, если из-за неблагоприятных природных условий наблюдение нового месяца не представляется возможным, то предшествующий Рамадану месяц Шаъбан завершается полными тридцатью днями, а со следующего дня начинается первый день Рамадана. Точно также, на двадцать девятый день месяца Рамадан все ожидают хилал месяца Шаввал. Если хилал виден, то объявляется, что пост завершен, а завтра утром – Ийдул фитр (Праздник разговения). Если хилал не будет виден, то постятся и в тридцатый день, а на следующий день наступает Ийд.
Это и есть определение месяца согласно воле Всевышнего Аллаха. Только мусульмане поступают таким образом. Они исчисляют начало всех двенадцати месяцев года по видению хилала и зафиксируют их завершение также по его видению. Всем известно, что луна оказывает большое влияние на землю и на все живое на ней, и, в частности, на человека. Так почему же она не должна влиять и на исчисление месяцев?
А теперь давайте подумаем, есть ли логика в других методах исчисления месяца. Логично ли будет назначать начало каждого месяца за один или даже несколько лет вперед, объявлять его началом нового месяца, независимо от того, попадает ли данный день на начало, середину или конец фаз луны? Конечно, нет.
Потому и говорим, что только исламское исчисление месяца является правильным и естественным. В принятии луны в качестве мерила для исчисления времени имеется множество мудростей.
Прежде всего, луна считается одной из самых больших знамений для Земли. Начинать и заканчивать пост согласно такому большому знамению обеспечивает ясность и открытость в этом важном деле. Никто не может внести изменения в это. Все люди равны и они начинают или закачивают предписанный Аллахом пост в соответствии с месяцем, являющимся одним из величайших Его знамений.
Во-вторых, начало нового года по лунному календарю ежегодно сдвигается на двенадцать (одиннадцать) дней относительно солнечного (астрономического) года. Следовательно, Рамадан каждого года наступает на несколько дней раньше предыдущего. Таким образом, за тридцать три года Рамадан приходится на все времена года. А это обеспечивает соблюдение поста по всему миру в разных погодных условиях. Не бывает так, чтобы в одном регионе всегда было удобно поститься благодаря умеренному климату, а в другом трудно из-за постоянной жары.
В третьих, начало и завершение поста по наблюдению новолуния является равным и одинаковым предписанием для всех мусульман, что является также символом их единства. Существует множество других мудростей этого, но об истинных смыслах ведает лишь Сам Всевышний Аллах.
1211- وَعَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ قَالَ: إِنَّا أُمَّةٌ أُمِّيَّةٌ لاَ نَكْتُبُ وَلاَ نَحْسُبُ الشَّهْرُ هَكَذَا وَهَكَذَا يَعْنِي مَرَّةً تِسْعَةً وَعِشْرِينَ وَمَرَّةً ثَلاَثِينَ. رَوَاهُ الثَّلاَثَةُ وَالنَّسَائِيُّ.
1211. Передается от него же:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Мы – народ умми: не пишем и не считаем. Месяц бывает таким и таким».
То есть один раз двадцать девять дней, а другой раз тридцать дней».
Передали трое и Насаи.
Пояснение: Слово «умми» означает человека, которые не научился читать и писать. Говоря «не пишем», Пророк саллаллаху алайхи васаллам подразумевал общее состояние арабов того времени. Ибо всем известно, что среди арабов того времени были и грамотные люди. Они и записывали Священный Куръан при Пророке саллаллаху алайхи васаллам. Говоря «не считаем», Пророк саллаллаху алайхи васаллам имеет в виду астрологические вычисления.
Также из этого хадиса мы узнаем, что месяц лунного календаря состоит иногда из двадцати девяти, а иногда тридцати дней. Пророк саллаллаху алайхи васаллам поведал об этом, указывая пальцами. Один раз он обозначил тридцать дней, показав десять пальцев три раза подряд, а второй раз – двадцать девять дней, показав два раза десять пальцев и один раз согнув один палец.
1212- عَنْ أُمِّ سَلَمَةَ رَضِيَ اللهُ عَنْهَا أَنَّ النَّبِيَّ آلَى مِنْ نِسَائِهِ شَهْرًا فَلَمَّا مَضَى تِسْعَةٌ وَعِشْرُونَ يَوْمًا غَدَا أَوْ رَاحَ فَقِيلَ لَهُ: إِنَّكَ حَلَفْتَ أَنْ لاَ تَدْخُلَ شَهْرًا فَقَالَ: إِنَّ الشَّهْرَ يَكُونُ تِسْعَةً وَعِشْرِينَ يَوْمًا. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلاَّ أَبَا دَاوُدَ. وَزَادَ مُسْلِمٌ: َ ثُمَّ طَبَّقَ النَّبِيُّ بِيَدَيْهِ ثَلاَثًا مَرَّتَيْنِ بِأَصَابِعِ يَدَيْهِ كُلِّهَا وَالثَّالِثَةَ بِتِسْعٍ مِنْهَا.
1212. Передается от Умму Саламы радияллаху анха:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам поклялся не приближаться к женам в течении месяца (объявил ийла). Когда прошло двадцать девять дней, он вошел утром (или вечером к ним домой). Ему сказали: «Ведь вы поклялись, что не войдете (к нам) месяц».
Он алайхиссалам сказал: «Месяц бывает и двадцать девять дней».
Передали пятеро, кроме Абу Давуда. Муслим добавил:
«Затем Пророк саллаллаху алайхи васаллам три раза соединил руки, дважды – (показал) все пальцы, а в третий раз – девять».
Пояснение: «Ийла» в шариатской терминологии означает клятву мужа не входить к жене и не совокупляться с ней в течении определенного времени.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам поклялся не входить к своим супругам радияллаху анхунна в течении месяца. Двадцать девять дней он не входил ни к одной из них.
А когда он вошел к ним в тот день, они удивились, думая «Почему Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вошел к своим женам до истечения назначенного срока, ведь месяц длится тридцать дней?». Когда об этом напомнили Пророку саллаллаху алайхи васаллам, он сказал, что месяц иногда бывает и двадцать девять дней. Тот месяц был двадцатидевятидневным, поэтому его ийла не была нарушена.
Следовательно, месяц Рамадан длится иногда двадцать девять, а иногда тридцать дней. А это, как говорилось выше, определяется наблюдением хилала.
1213- عَنْ أَبِي بَكْرَةَ عَنِ النَّبِيِّ قَالَ: شَهْرَا عِيدٍ لاَ يَنْقُصَانِ رَمَضَانُ وَذُو الْحِجَّةِ. رَوَاهُ اْلأَرْبَعَةُ.
1213. Передается от Абу Бакра радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Два месяца ийд – Рамадан и Зулхиджа – не бывают неполными (подряд)».
Передали четверо.
Пояснение: Наши улемы высказывали разные толкования этого хадиса. В толковании, касающемся данной главы, говорится, что в одном году оба месяца ийд – Рамадан и Зулхиджа – не могут быть неполными, т.е. состоять из двадцати девяти дней в одном и том же году. Только один из них может длиться двадцать девять дней.
навали себя истинными правоверными, а монголов считали неверными и многобожниками, ничего не стоящим неблагородным народом. Они гордились тем, что имеют божественные предписания относительно вероубеждения, нравственности, приличий, человеческих взаимоотношений, поклонений и многих других вопросов, и на врагов смотрели свысока. В то же время, понимали, что из-за некоторых их недостатков на них обрушились несчастья и потому они потерпели поражение от монголов, и старались устранить эти недостатки. Для этого понадобились сотни лет. В конце концов мусульмане одолели монголов и восстановили свое правление: впервые за всю мировую историю народ-победитель принял религию побежденного народа.
То же самое произошло и с крестоносцами. Европейские христиане-агрессоры с большой силой захватили сердце исламского мира. Они поставили перед собой цель не оставить ни одного мусульманина на земле. И как сторона, одержавшая военную победу, на протяжении сотни лет упорно пытались осуществить эту цель.
Мусульмане же смотрели на них свысока. Чувствовали свое превосходство. Смотрели на них как на впавших в заблуждение неверных, как на несчастных, лишенных веры. В итоге мусульмане восстановили свое правление, а многие захватчики даже приняли Ислам и стали мусульманами.
Мусульмане сегодняшнего дня нуждаются именно в таком чувстве, в осознании истинной правоверности и того, что по этой причине они стоят выше других.
О мусульмане! Если вы истинные правоверные, то не слабейте, не печальтесь, таковы дела мирские.
.