لكل قطر رؤيته
КАЖДОМУ КРАЮ – СВОЕ ВИДЕНИЕ
1218- عَنْ كُرَيْبٍ أَنَّ أُمَّ الْفَضْلِ بِنْتَ الْحَارِثِ بَعَثَتْهُ إِلَى مُعَاوِيَةَ بِالشَّامِ قَالَ: قَدِمْتُ الشَّامَ فَقَضَيْتُ حَاجَتَهَا وَاسْتَهَلَّ عَلَيَّ رَمَضَانُ وَأَنَا بِالشَّامِ فَرَأَيْتُ الْهِلاَلَ لَيْلَةَ الْجُمُعَةِ ثُمَّ قَدِمْتُ الْمَدِينَةَ فِي آخِرِ الشَّهْرِ فَسَأَلَنِي ابْنُ عَبَّاسٍ: مَتَى رَأَيْتُمْ الْهِلاَلَ فَقُلْتُ: رَأَيْنَاهُ لَيْلَةَ الْجُمُعَةِ قَالَ: أَنْتَ رَأَيْتَهُ قُلْتُ: نَعَمْ وَرَآهُ النَّاسُ وَصَامُوا وَصَامَ مُعَاوِيَةُ قَالَ: لَكِنَّا رَأَيْنَاهُ لَيْلَةَ السَّبْتِ فَلاَ نَزَالُ نَصُومُ حَتَّى نُكْمِلَ ثَلاَثِينَ يَوْمًا أَوْ نَرَاهُ فَقُلْتُ: أَوَ لاَ تَكْتَفِي بِرُؤْيَةِ مُعَاوِيَةَ وَصِيَامِهِ قَالَ: لاَ هَكَذَا أَمَرَنَا رَسُولُ اللهِ. رَوَاهُ الْخَمْسَةُ إِلاَّ الْبُخَارِيَّ.
1218. Передается от Курайба радияллаху анху:
«Умму Фадл бинту Харис послала меня к Муавии в Шам.
Я прибыл в Шам и исполнил её поручение. Когда я был в Шаме, наступил Рамадан. Я увидел хилал в ночь на пятницу. К концу месяца я приехал в Медину. Ибн Аббас спросил меня:
«Когда ты увидел хилал?»
Я сказал: «Мы увидели его в ночь на пятницу».
Он сказал: «Ты сам видел его?»
Я сказал: «Да. Люди тоже видели его и стали поститься. Муавия тоже начал поститься».
Он сказал: «Но мы увидели его в ночь на субботу. И мы не перестанем поститься, пока не доведем до тридцати дней или не увидим его (хилал)».
Я сказал: «Не достаточно ли видения Муавии и его поста?»
Он сказал: «Нет. Так нам велел Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Передали пятеро, кроме Бухари.
Пояснение: Cначала познакомимся с равием хадиса Курайбом радияллаху анху.
Курайб ибн Абраха ибн Сабах ибн Марсад ал-Асбахи был из эмиров Йемена. Он был из табиъинов, передававших хадисы. Вместе с Муавией участвовал в фатхе Египта и битве Сиффин. Прожил в местечке под названием Джийза. Хадисы передал от Хузайфы ибн Ямана, а от него передали великие табиъины Шама. Курайб радияллаху анху скончался на 75-м году хиджры.
Некоторые улемы, следовавшие этому хадису, говорили, что жители каждого края сами наблюдают хилал и поступают согласно этому.
Однако большинство улемов считают, что если в одном крае наблюдают хилал, то и другие края должны следовать ему.
Существует множество мнений улемов по этому вопросу. Такое разнообразие взглядов имеют продолжение и по сей день. Некоторые недоразумения в данном вопросе постепенно исчезают. Кто знает, может, наступит время, когда все мусульмане станут мыслить и действовать одинаково.
.