Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 61-63)
61. И когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», ты увидишь, как лицемеры преграждаются от тебя преграждением.
Обычно человек готов на все, даже пожертвовать жизнью на пути того, во что он уверовал, на пути своего вероубеждения, вероисповедания. Однако посмотрите-ка на мунафиков, если им говорят: «Живи согласно указаниям Того, в Кого ты сам уверовал, сделай свои деяния в жизни соответствующими Его предписаниям», и призывают к ниспосланному Аллахом Куръану и к Пророку алайхиссалам, они отворачиваются.
Естественно, возникают трудности и несчастья, раз уж они не выполняют указаний Аллаха, не следуют по Его пути, не хотят решений-предписаний от Аллаха, а предпочитают положения от тагута.
62. И каково же [будет], когда постигнет их горе за то, что представили их руки, потом придут к тебе, клянясь Аллахом: «Мы не хотели ничего, кроме благодеяния и согласия»?
Значит, если на их головы обрушатся несчастья, в этом виноваты они сами, потому что не последовали по пути Аллаха, и решений-положений захотели не от Аллаха, а от других. Мунафики все равно проявляют свое лицемерие: когда на их головы обрушиваются невзгоды, они сразу же вспоминают о своем рабстве Аллаху. Но даже при этом не признаются, что получают по заслугам. Подобно тому, как они произносили шахаду лишь на устах, а затем притязали на обладание верой, точно так же, когда их постигает бедствие, они отстраняются от признания вины и жалуются, почему же это их должно постигнуть несчастье. Начинают прикрывать то, что оставили повеление Аллаха и пожелали предписания тагута. По своей привычке, в целях придания веса своим словам они скажут, клянясь Аллахом:
«Мы не хотели ничего, кроме благодеяния и согласия».
Видите ли, оказывается не ходить по пути Аллаха и следовать пути шайтана — это добро, а неподчинение предписаниям Аллаха, но повиновение решениям тагута — это, оказывается, согласие. Таково истинное лицо лицемерия — человек притязает на наличие иймана, но совершает поступок неверного. Следует не повелению Аллаха, а указаниям от шайтана. И к тому же еще утверждает, что совершает благое дело.
Во времена, когда был ниспослан этот священный аят, таких мунафиков было очень мало. Но как же сейчас? Сейчас, куда ни смотри, подобных людей полным полно. Притязают на обладание ийманом и на мусульманство, но даже в мыслях не допускают соблюдать Ислам. Они не то что не желают соблюдать положения Аллаха в каждом деле, но и не выполняют даже ибадаты, установленные для них как фардул айн. А о распространении учения Аллаха можно и не говорить. Посмотрите на чудотворность священного аята, сегодняшние мунафики, точно так же, как и мунафики древности, когда на их головы обрушиваются беды, хотят сложить с себя вину и взвалить ее на Ислам и мусульман. Этим они пытаются скрыть свою вину. Но возможно ли скрыть это?
63. Они — те, которые — знает Аллах, что в их сердцах. Отвернись же от них и увещевай их! И скажи им самим [уединенно] слово действенное!
Истинная причина лицемерия — это неведение о том, что Всевышний Аллах знает обо всем, в том числе и о том, что сокрыто в сердцах. Мунафик как бы пытается показать себя людям в качестве правоверного мусульманина, говоря слова, относящиеся к ийману и Исламу, выполняя некоторые деяния. На самом деле они не имеют иймана, забывают, что когда обманывают людей, Аллах ведает обо всем, что сокрыто в их сердцах.
Учитывая обстоятельства, существовавшие в период ниспослания этого аята, Всевышний Аллах призывает Своего Посланника быть еще более снисходительным, прощающим, и говорит:
«Отвернись же от них!»
То есть повелевает: «Не упрекай их за нифак (лицемерие), которое они скрывают в своих сердцах. “И увещевай их!”, авось на этот раз увещевание и наставление подействуют на них. Возможно, они покаются и встанут на прямой путь».
«И скажи им самим [уединенно] слово действенное!»
Если говорить при людях, они могут заупрямиться, постыдиться и настоять на своем. А если говорить им наедине, авось это подействует.
.