Казá и кадар [часть 3]
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Поспорили Адам и Муса алайхимассалам перед Господом своим. И превзошел Адам Мусу в споре.
Муса сказал: “Ты [ли тот] Адам — Аллах сотворил тебя Своими руками, вдунул в тебя от Своего духа, повелел ангелам совершить тебе саджду, поместил тебя в Свой рай, затем спустил на землю людей из-за твоего греха?”
Тогда Адам сказал: “Ты [ли тот] Муса — Аллах избрал тебя для Своего посланничества [Своим посланником] и Своего слова, даровал тебе страницы, на которых есть разъяснение всего и для мольбы приблизил тебя к Себе? И как ты посчитал, за сколько до моего сотворения Аллах написал Таурат?”
“Сорок лет”, — сказал Муса.
“Видел ли ты в нем, что Адам ослушался Господа своего и ошибся?” — сказал Адам.
“Да”, — сказал Муса.
Адам сказал: “И ты будешь упрекать меня в совершении деяния, которое Всевышний Аллах записал за сорок лет до моего сотворения?”.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Итак, Адам превзошел Мусу в споре».
Передали имам Бухари, Муслим и другие.
В данном благородном хадисе затрагивается одна из тонкостей вопроса о казá и кадаре (предопределении и предустановлении).
Речь о том, что эта тема вызывала вопросы у людей, начиная от Адама алайхиссалам вплоть даже до такого великого пророка, как Муса алайхиссалам.
Здесь говорится о том, что эта тема стала даже поводом спора между двумя великими пророками.
Мухаддисы приводили этот хадис в различных варияциях цепи его передачи и в разных текстах. Все они дополняют друг друга. Одна из передач этого хадиса выглядит так:
«Муса сказал:
— О Господь мой, покажи мне Адама, который выдворил из рая и нас, и себя.
Так, представил Аллах ему его отца Адама алайхиссалам.
Сказал [Муса]:
— Ты наш отец Адам?
Сказал [Адам]:
— Да.
Сказал [Муса]:
— Ты ли тот — Аллах вдунул в тебя из Своего духа, научил всем именам, повелел ангелам совершить тебе саджду?
Сказал [Адам]:
— Да.
Сказал [Муса]:
— Что заставило тебя выдворить из рая и нас, и себя?
Адам сказал:
— Кто ты?
Сказал:
— Я Муса.
Сказал [Адам]:
— Ты ли тот, кого Аллах избрал для Своего посланничества [в качестве Своего посланника]? Ты ли тот пророк сынов Исраила, с кем из числа Своих творений Аллах говорил, находясь за завесой и не ставя посланников между тобой и Собой?
Сказал [Муса]:
— Да.
Сказал [Адам]:
— Разве ты не знал, что это было в книге Аллаха, до моего сотворения? Будешь ли ты упрекать меня в том, по поводу чего до меня было предопределение Аллаха?
Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— И Адам превзошел Мусу в споре. И Адам превзошел Мусу в споре. И Адам превзошел Мусу в споре».
Очевидно, что речь идет не о мыслях, которые могут прийти на ум при поверхностном рассмотрении первого хадиса. Речь идет не о том, что ошибка, совершенная Адамом алайхиссалам, произошла из-за принуждения его Всевышним Аллахом. А также Адам алайхиссалам вовсе не хочет сказать этим, что нет его вины в допущении той злополучной ошибки, когда он съел плод запретного дерева. И Адам алайхиссалам вовсе не говорит, мол, Аллах принудил меня совершить это, и поэтому не упрекай меня в этом. Речь идет совсем о другом.
Прежде всего, известно, что Адам алайхиссалам признал свою ошибку и покаялся в ее совершении. Все единогласно признают это.
В Священном Куръане много раз повторяются аяты, в которых говорится о покаянии Адама алайхиссалам. Адам алайхиссалам совершил злосчастный проступок, съел плод запретного дерева.
Когда Всевышний Аллах спросил: «Почему ты съел запретное?».
На это Адам алайхиссалам не стал говорить: «О Господь мой, я съел, поскольку Ты Сам изначально предустановил это. Я не повинен в этом», а сказал:
«О Господь наш! Мы совершили несправедливость по отношению к себе, и если не простишь нам и не помилосердствуешь нас, непременно будем из потерпевших убыток» (сура «Аъраф», аят 23).
Такая личность, как Адам алайхиссалам, не скажет Всевышнему Аллаху одно, а Мусе алайхиссалам другое. О совершенном им проступке не скажет Аллаху: «Я виновен», а Мусе алайхиссалам: «Я не виновен».
Отсюда и видно, что в изучаемом нами хадисе речь идет не о том, что Адам алайхиссалам, не признавая свою ошибку, пытается оправдаться, ссылаясь на кадар — предустановление. Тогда о чем же идет речь?
Если изучить хадисы по этой теме, то выяснится следующее: Муса алайхиссалам в свое время пережил много трудностей и страданий. И видел, что помимо него в затруднениях жило и множество людей — адамовы отпрыски.
Особенно часто он был живым свидетелем различных страданий сынов Исраила, угнетаемых Фараоном. Безусловно, он задумался: «Что является причиной этих тяжких испытаний, трудностей, страданий и мучений?».
В итоге он предположил: «Возможно, всего этого не было бы, если бы Адам не был изгнан из рая». То есть пришел к мнению, что за всем этим стоит совершенная Адамом алайхиссалам первая ошибка.
И поэтому, обращаясь к Всевышнему Аллаху, он сказал:
«О Господь мой, покажи мне Адама, выдворившего из рая и нас, и себя».
Затем, когда Всевышний Аллах показал ему его праотца Адама алайхиссалам, между ним И Адамом возник вышеупомянутый спор.
При внимательном изучении спора проясняется многое.
Муса алайхиссалам пытается возложить на Адама алайхиссалам ответственность за испытываемые человечеством трудности. Он хочет сказать, что если бы Адам алайхиссалам не совершил ту злосчастную ошибку, человечество не было бы выдворено из рая и оставалось бы там, и не было бы стольких трудностей, страданий и мучений.
Адам алайхиссалам в свою очередь пытается доказать, что приход человечества в мирскую жизнь и его существование в упомянутых условиях никак не связаны с его ошибкой.
Всевышний Аллах не создавал людей вследствие ошибки Адама алайхиссалам. Не предустановлял их житье таким образом. Все это было предустановлено изначально. Адам алайхиссалам в споре привел это доказательство. И Муса алайхиссалам удовлетворился этим. Таким образом, Адам алайхиссалам превзошел Мусу алайхиссалам в споре.
В процессе изучения этого благородного хадиса мы узнали множество мудростей. В том числе, ясно осознали, что опасно делать заключения, основываясь лишь на поверхностном значении одного хадиса по определенной теме.
Издавна множество злоумышленников, делая выводы на основе мнимого значения изучаемого нами хадиса, пытались оправдаться, дескать, Адам превзошел Мусу в споре, выставив в качестве довода предустановление, и мы тоже совершаем наши грехи не по своей воле — раз уж Сам Аллах предписал нам такую судьбу, что ж тут поделаешь?
В действительности же, Адам алайхиссалам отрицал свою ответственность за несчастье всего человечества, сказав, что это происходит на основе извечного предустановленного знания Всевышнего Аллаха. Однако при первом же совершении ошибки он признал ее и покаялся. И Всевышний Аллах принял его покаяние.
Следовательно, говорят ранние наши ученые, человек сам ответственен за свои поступки, и он не упрекается за то, что совершено по воле Аллаха и к чему нет его причастности. Существование мира и распространение в нем человечества не является следствием ошибки Адама алайхиссалам, и он не ответственен за трудности и страдания человечества.
Следовательно, распутники поступают неверно, пытаясь оправдать свои грехи предустановлением. Если бы они оказались правыми и человек совершал бы все деяния по принуждению, то миропорядок стал бы абсолютно не логичным. В мире не осталось бы различия между добром и злом. Ибо добрый творил бы добро по принуждению, и поэтому его добро не могло бы быть его достоинством. Злой творил бы зло по принуждению, и поэтому его зло не могло бы быть его пороком. Кто бы и что бы ни делал, он не отвечал бы за это, и любой мог бы творить зло.
Это очень опасная идея, она является призывом к разрушению мироустройства. Последовать такой идее означало бы признать, что все мировые религии, шариаты, пророческие миссии, божественные книги бессмысленны — ведь они отвращают людей от злодеяний и призывают к благодеянию.
Продолжение статьи: http://www.islam.uz/islam/iyman/2242--a--4.html
.