Арабское слово мавлид лексически означает «рождение», «момент рождения». В исламской терминологии это слово применяется для обозначения появления на свет последнего Посланника Аллаха Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам, а также обозначения дня и месяца его рождения и проводимых в связи с годовщинами этого события обрядов и читаемых на них произведений.
Вниманию нашего народа представлено уже немалое количество статей и докладов о шариатском положении проведения обрядов мавлида. В частности, наш учитель, достопочтенный шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф опубликовал самые умеренные, необходимые и лаконичные заключения. Эти сведения стали словно бальзам на душу и посредством них был положен конец многим разногласиям. Также и Мубашшир Ахмад, посредством относительно менее объемной статьи, представил информацию о некоторых видах разногласий и ответах на исходящие от разногласящей стороны утверждения. По сути, если говорить на эту тему, то можно сказать о многом. Книг с разным объемом, посвященных этой теме, существует множество. Если на то будет воля Всевышнего, у нас еще будет возможность ознакомиться с ними. Но именно сейчас, чтобы сделать для себя нужные выводы, разумному человеку достаточно и вышеупомянутых статей. Поэтому, здесь, не вдаваясь в детали о допустимости или недопустимости обряда мавлид, я хочу поделиться с вами с некоторыми собственными соображениями, которых я вынашивал долгое время. Если в них есть добро, то это от Всевышнего Аллаха. Я надеюсь на Его снисхождение и прощение относительно моих упущений и прошу вас, мои дорогие, оказать помощь на пути исправления.
Кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид, Рабиул аввал, 1435 год хиджры
Почему во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и последующие восхваленные века не было обычая отмечать мавлид? Ведь наши праведные предки любили Пророка саллаллаху алайхи васаллам и повиновались ему больше, чем мы?
Основные доводы противников мавлида исходят именно из этой точки. Они говорят: «Раз уж Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам полноценно донес религию, то всякое дополнение к ней теперь явилось бы бидъой». Верно, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам никогда не отмечал свой день рождения, специально собирая для этого людей. В этом нет сомнения. Однако он саллаллаху алайхи васаллам постился каждый понедельник и когда его сросили о причине, он ответил: «Это день моего рождения». Стало быть, он алайхиссалам принимал во внимание свой день рождения, предпочитал проводить этот день в своеобразном поклонении Аллаху. К тому же, при его жизни, поводы организовывать обряды мавлида и преследуемые от этого цели вовсе были неуместны. Это же самое наблюдалось и во времена всех праведных предков. Многого из действующих в наши дни дозволений во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не было. Не было ни одного из таких дел, как издание Куръана в форме книги, совершение хатм Куръана в намазах таравих во время Рамадана, совершение тахаджжуд-намаза джамаатом последние десять дней этого месяца, учреждение медресе и университетов, проведение различных мероприятий и собраний по какому-нибудь знаменательному случаю и другие. Но вместе с тем, от подобного рода действий никто не отвращал, напротив, был заложен фундамент для них, были предоставлены широкие возможности для их осуществления, определены их основы. Согласно тем же основам, улемы каждой эпохи, исходя из условий своего времени и существующих обстоятельств, организовали необходимые для того периода благие дела. Таким образом, во все времена Всевышний Аллах Своим благоволением внушал умме Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам дела, которые становились причиной развития и защиты Ислама. Не будет ошибкой, если скажем, что к таким же делам относится и мавлид. Вполне возможно, что во времена наших предков в далеком прошлом мавлид не проводили потому, что у них не было такой потребности. Очевидно, такая потребность стала появляться в последующие времена, что привело и внедрению этого дела нашими улемами. К примеру, в некоторых краях Европы, в частности в Андалусии, где мусульмане правили 800 лет, христиане отмечали свои различные праздники и проводили разного рода мероприятия. И стало заметно, что такие праздники оставляли свои следы в сознании молодых мусульман. И тогда, чтобы предотвратить эту опасность, андалузские ученые организовали проведение обрядов мавлида, допуская таким образом, использование мубах деяний ради оберегания масс от порицаемых деяний.
И потом, никто не считал мавлид как введенное в основу шариата деяние. Мавлид рассматривался как хороший обычай, как средство, служащее во благо целей шариата, а не противоречащее шариату. Если бы мавлиду был дан шариатский окрас и определен в качестве одной из таких категорий деяний, как фард, ваджиб или сунна, тогда его можно было бы воспринимать как новшество в религии.
Во все времена мавлид отмечался как обычное мероприятие. К тому же, если Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и следующее за ним поколение праведных предков не делали какого-нибудь дела, то это не требует недопустимости этого дела. Это известное единодушно утвержденное правило фикха. В шариате предоставлены широкие возможности для обычаев. Не противоречащие Куръану и Сунне обычаи считаются мубахом. Когда такие деяния служат во имя целей шариата, созвучны с ним, то в зависимости от намерений они воздадутся савабом. В наши дни среди мусульман распространилось отмечать различные праздники. Более того, появились вовсе чуждые для мусульман праздники. Многие дети мусульман не знают о дне рождения своего Пророка саллаллаху алайхи васаллам, не ведают об эпохе, в которой он прожил, но хорошо знают «день Валентина» и прочие «праздники». Большинство мусульман не знают о своем летоисчислении ― какой сейчас год и какой месяц по лунному календарю хиджры, никто не ведает даже когда наступает новый год, тогда как к христианскому летоисчислению они так не относятся. Нет сомнения в том, что причиной этому служат проведение мероприятий в те самые «знаменательные» дни. Теперь же, чтобы ознакомить людей с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, чтобы напомнить им о том, когда и каким образом он алайхиссалам проживал, самым удобным средством, несомненно, стало проведение обрядов мавлида.
В последнее время, ввиду слабости мусульман, количество неподобающих высказываний и непристойных действий в отношении Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам несколько увеличилось. В такой обстановке возвеличивание мусульманами его личности, выражение ими своей любви к нему, своих обетов, проведение обрядов мавлида стало бы своего рода ответом относительно тех самых непристойных поступков. Опыт показывает, что такие мероприятия служат и для самих мусульман в укреплении их веры и их любви к нему алайхиссалам, служат точкой обновления их обетов Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Ярким примером верности нашего суждения является то обстоятельство, что ежегодно на обрядах мавлида на африканском континенте тысячи христиан принимают Ислам.
(продолжение следует)
Кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид, Рабиул аввал, 1435 год хиджры