Истинными целями считаются деяния фард, ваджиб и сунна, выполнение которых требуется и поощряется шариатским текстом, имеющим статус доказательства. Такие деяния нужно выполнять именно так, как это указано в шариате, никто не имеет права изменять по своему желанию. А если изменит, то самое меньшее станет бидъой (нововведением). Однако в шариате могут изменяться действия, совершение которых само по себе не требуется в шариате, но их выполнение ведет к исполнению деяния, требуемого шариатом. К примеру, совершение хаджа является фардом, но на чем именно добираться до места чтобы совершить хадж, не было сторого установлено. Раньше люди добирались на верховых животных и лодках или кораблях, а сегодня могут добираться также на автомобилях и самолетах. Никто не считает изменение средств траспортировки противоречащим шариату, наоборот, можно назвать это законной необходимостью.
Мавлид также является средством и им преследуются определенные цели. Но сам мавлид не является истинной целью. Наши праведные предки старались достигнуть этих целей, исходя из обстоятельств своего времени и своей страны. Сегодня же, обстоятельства изменились. Следовательно, мы тоже должны проводить мавлид, учитывая обстоятельства сегодняшнего дня, наше социальное положение и знания, а также другие факторы, и стремиться достичь целей, ожидаемых от мавлида. Здесь мы должны придерживаться традиций не формы, а смысла.
Цели мавлида
При организации обрядов мавлида преследуются главным образом следующие цели:
1. Выразить радость и ликование от прихода в этот мир Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Да, это рождение не было обычным рождением. Об этом рождении пророчествовали предыдущие небесные книги. Как отражение данного рождения, в этот благословенный час в мире произошли множество необыкновенных событий. Это был приход милости для всего мира, рождение спасительного наставления на праведный путь.
2. Донести до большинства сведения о личности Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершенными, прекрасными словами, а также простым и общепонятным способом. По этой причине, произведения мавлида в большинстве своем создавались в стихотворной, художественной форме. Потому что стих, художественная форма имеют особое воздействие. Вместе с тем, в произведениях мавлида, направленных на изучение личности Пророка саллаллаху алайхи васаллам, было также стремление представить тему в короткой, общепонятной форме.
3. Совместно и многократно благословлять Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. По этой причине произведения, посвященные мавлиду, учат благословлять его при каждом случае. А достоинства благословления, они безграничны.
Всевышний Аллах повелевает нам с вами, правоверным мусульманам, благословлять Пророка саллаллаху алайхи васаллам: «Поистине, Аллах и его ангелы благословляют пророка! О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте приветствием!» (сура Ахзаб, аят 56).
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто благословит меня один раз, того Аллах благословит десять раз, сотрет (простит) десять из его грехов». Существует много хадисов, пришедших об этом.
4. Научить людей любить Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, привить в их сердца чувство любви к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, довести это чувство у них до совершенства, до идеала.
Ученые говорят, что есть такие знания и науки, которые нельзя найти на страницах книг, они могут только перейти от одного сердца к другому. Любовь тоже считается одним из таких знаний, чувств. Если вы будете вместе с теми, кто любит Аллаха и Его Посланника саллаллаху алайхи васаллам, то в вашем сердце тоже поселиться такая любовь и будет совершенствоваться. Именно поэтому, благородные хадисы призывают быть вместе, общаться с праведными людьми. Общение с теми, у кого любовь к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам переполняет сердце, что бьется от восторга к нему, а в особенности быть собеседником тех, кто достиг такой высокой степени, весьма поднимает душевный настрой каждого человека с открытым сердцем и чистыми помыслами. У большинства личностей, которые находятся в первых рядах на обрядах мавлида, объединены эти качества. Люди, принявшие участие с ними в таких мероприятиях, возвращались с огромной пользой для себя.
Беседы, которые ведуться на обрядах мавлида, а также читаемые произведения и произносимые эпитеты служили осуществлению именно этих целей и должны оставаться таковыми. Пусть у людей, присутствующих на мавлиде, умножатся знания о Посланнике Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, пусть они лучше узнают его, словом, пусть их состояние после мавлида станет лучше и возвышеннее, чем до мавлида.
5. Воспитать людей, в особенности, молодое поколение в любви к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Дети также проявляли большой интерес к обрядам мавлида. Когда молодежь видит своих родителей, старших по возрасту, преисполненными любви к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, это оставляет в их душе глубокое впечатление. В частности, восхваления, благословения и беседы на этих мероприятиях пробуждали в юных сердцах, также как и у других, любовь к обожаемому всеми Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Кроме того, в умах детей свой глубокий след также оставляли такие действия, как раздача подарков во время обрядов мавлида и пояснение им значения этого дня.
6. Возрождение следования сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Это неразрывно связано с предыдущей целью. Потому что когда человек слушает положительные речи о ком-либо, узнает о его достоинствах, в его сердце просыпается любовь по отношению к этому человеку, он начинает любить его. Постепенно он будет стремиться подражать ему, повторять его поступки.
7. Чтобы мавлид стал утешением и отрадой для влюбленных сердец, сгорающих от любви к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
На обрядах мавлида часто присутствовали такие люди, которые хоть как-то утоляли свою жажду любви к нему алайхиссалам. Они вспоминали своего возлюбленного и переполнялись радостью и восторгом.
8. Намерение напомнить, освежить память о том, что мы являемся уммой Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Когда на обрядах мавлида мы многократно вспоминаем Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, то обновляя в своей душе чувство принадлежности к его умме, мы этим освежаем в памяти также и обязательства, исходящие от принадлежности к его умме.
9. Поделиться пищей с вдовами и сиротами, бедными, правоверными мысульманами.
Организация угощения для участников обрядов мавлида, забота о бедных собратьях стали одними из признаков обрядов мавлида.
Значит, одной из целей празднования мавлида является выражение радости от рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Но ведь Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам также и умер в этом самом месяце. Давайте тогда будет отмечать и его кончину. Почему же мы празднуем с радостью его рождение, но не выражаем скорбь от его кончины?! Почему же мы выражаем восторг и ликование в месяц его смерти?
Это также является одним из возражений тех людей, которые против мавлида. Это, говоря научным языком, считается «кияси маъал фарик» – сопоставление различающихся друг от друга вещей. То есть здесь наличествует сопоставление действий, в отношении которых шариат имеет два разных предписания.
В исламском шариате выражение радости по поводу рождения, осуществление благотворительности, проведение обряда акика установлены законом. Но в шариате не установлено выражение скорби, осуществление благотворительности по поводу траура или проведение какого-либо специального мероприятия. Согласно этому критерию шаритата, этот месяц можно отмечать в качестве месяца рождения Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, но нельзя делать месяцем траура в качестве месяца его смерти. Именно поэтому вся исламская умма называют этот месяц «месяцем рождения» «месяцем мавлида» Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Никто не называет его «месяцем смерти» Пророка саллаллаху алайхи васаллам.
Кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид, Рабиул аввал, 1435 год хиджры