1445 год 15 Шаъбан | 2024 год 25 февраль, воскресенье
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Сийра

Думы о мавлиде. Ошибки, допускаемые на обрядах мавлид

04:55 / 06.01.2017 4365 Режим чтения + -


Выше мы указали на ряд ошибок и недостатков, допускаемых на обрядах мавлид. В дополнение следует  отдельно упомянуть еще о некоторых ошибках. Остановимся на тех из них, которые свойственны нашему региону.

1. Высказывание вымышленных — мавзуъ сведений.

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто сознательно измыслит обо мне ложь, пусть занимает свое место в аду!»

Случаи, когда на обрядах мавлид имеют место вымышленные и сочиненные рассказы, встречаются и в наши дни. К примеру, отнесение к имаму Шафиъи, Хасану Басри и другим ученым древности изречений о достоинствах мавлида. Некоторые могут даже рассказать хадис с таким содержанием. Все это ложь. Потому как во времена тех наших почитаемых улемов никакой речи о проведнии обрядов мавлида не было,  ни у кого даже мыслей таких не возникало. Также существуют предания, касающиеся сийры Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, которые были сочинены и не имеют какого-либо основания. Особенно это расплодилось среди женщин. К примеру, большинство рассказов из произведения «Турецкий мавлид» относятся к мавзуъ — сочиненным рассказам. Да простит Аллах автора, который, вероятно взял их из какого-либо источника и решил, что они подлинные, либо тому есть какая-то другая причина. Однако, с точки зрения соблюдения аманата и научной ответственности, следует сказать, что хотя и можно извлечь пользу из вводной части произведения и молитв в нем, все же большинство представленных в нем сведений, в том числе и «История о соколе и воробье», являются абсолютно безосновательными. Это утверждение не является проявлением бестактности по отношению к автору рахматуллахи алайхи и другим старшим ученым прежних поколений, а представляет собой научный аманат, о котором нужно сказать открыто. Потому как нет греха больше и опасней, чем клевета на Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Мы должны знать его саллаллаху алайхи васаллам таким, каким он был на самом деле. Превращение его саллаллаху алайхи васаллам в какой-то мифический персонаж совершенно недопустимо и даже является напастью для религии. Да, мы должны почитать улемов, но религия еще дороже. Мы почитаем улемов, но Пророка саллаллаху алайхи васаллам почитаем больше всех.

Чтобы создать сборники отборных, благородных хадисов, такие величайшие мухаддисы как имам Бухари, Муслим и Тирмизи рахматуллахи алайхим излагали в книгах также недостатки передатчиков и не принимали хадисы от них. Однажды Абу Бакр ибн Халлад, обратившись к одному из великих мухаддисов Яхйа ибн Саъиду, сказал: «Разве ты не боишься того, что в Судный день вот эти люди, хадисы которых ты не принимаешь, станут тягаться с тобой перед Аллахом?». Тогда он сказал: «Для меня тяжба с ними лучше, нежели если бы Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Почему ты не устранил ложь от моих хадисов?». Абу Тураб Нахшаби сказал Ахмаду ибн Ханбалу: «Не злословь об улемах!». Тогда он сказал: «Бедняга! Это же беспристрастие, а не сплетня». Один суфий сказал Ибн Мубараку: «Неужто ты злословишь?», на что он ответил: «Замолчи! Как ты отличишь правду от лжи, если я не разъясню?»

Таков путь исламских улемов, таков тарикат наших великих предков и таково требование нашей религии. И в самом деле, чтобы сохранить чистоту и действенность религии, необходимо поступать именно так, другого выхода и нет. В связи с этим нужно быть внимательным к сведениям, передаваемым на обрядах мавлид, которые должны основываться на сахих — достоверных хадисах. Нужно избегать сведений, источники которых неизвестны, а доводы по нему неточны.

2. Придание мавлиду такого окраса, будто он является внедренным шариатом деянием.

Одним из самых щепетильных ошибок заключается в том, что допускается восприятие мавлида, как религиозного повеления и введенного шариатом деяния. Некоторые почтенные сподвижники специально не держали пост в те дни, в которые пощение считалось наиболее достойным. Иногда умышленно оставляли мустахаб деяния. Когда же у них спрашивали про это, они отвечали: «Я сделал это, чтобы довести до людей, что это не является ваджибом, и показать им, что это является мустахабом». Если таково отношение к деяниям, совершения которых повелевает шариат, то к такому обычаю как мавлид, введенному позднее, нужно быть еще осмотрительней. Последствия этой ошибки вначале могут и не проявиться, но со временем ущерб от него все же проявится. Чтобы предотвратить это нужно добиваться осуществления целей, поставленных перед мавлидом, и соблюдать его приличия.

3. Уподабливание и приравнивание произведений, написанных на арабском, к Куръану.

Это тоже одна из ошибок, которую многие не замечают и на которую не обращают внимания. По этой самой причине произведения мавлида нужно читать без соблюдения правил таджвида, своейственных Куръану. Правильная артикуляция букв (махрадж), чтение с арабским произношением и интонацией на арабский лад служит хорошему восприятию смыслов. Однако не стоит строго следовать таким правилам, свойственным Священному Куръану, как правильное озвучивание мада и гунны. В противном случае, неграмотные и невежественные люди запросто могут решить, что мавлид следует читать так же, как Куръан. А это уже входит в число ошибок, по поводу которых существует сторогое предостережение. Сам Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам придавал этому особое значение. Первоначально он отвращал сподвижников от записывания хадисов именно в этих целях.

4. Полное забытие о целях, преследуемых обрядами мавлид.

Уровень сегодняшних обрядов мавлида не удовлетворителен и не достоен похвалы. Не будет преувеличением, если мы скажем, что цели, преследуемые мавлидом, полностью позабыты. К примеру, чтение мавлида исключительно на арабском людям, не имеющим представления об арабском языке, не упомянув ни слова о его значимости, совершенно противоречит целям мавлида.

5. Превращение обрядов мавлида в пиршество.

Да, это также одно из распространенных на сегодняшний день недугов. Основное внимание как устраивающего мавлид, так и направляющегося туда участника, направлено на угощения, на то, какие бы из яств раздавать участникам и на мнения о собрании, но при этом никому и в голову не приходит мысль о том, чтобы достичь основных целей мавлида: привития еще большей любви к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, изучения сийры Пророка алайхиссалам.

6. Превращение мавлида некоторыми людьми в некий источник дохода или славы.

К сожалению, пусть и мало, но все же такая ситуация встречается в некоторых местах. Некоторые люди, демонстрирующие свои способности по чтению мавлида, воспринимают этот обряд не как возможность изучения сийры Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, поводом для совершенствования и привития любви к нему, а всего лишь обычаем, неким дополнительным источником. Вызубрив наизусть пару строк из какого-то произведения мавлида, они полагают, что тем самым обряд мавлида можно проводить на должном уровне. Иногда, высказывая нелепые слова, вроде «Идем на левак» или «Наступил сезон», даже не скрывают свою корысть. Хотя эти слова сказаны в шутку, но в каждой шутке есть и доля правды.

Улемы, начинавшие проведение обрядов мавлида, внедряли его не для этого. Напротив, на обрядах мавлида эти люди больше всех занимались благотворительностью. Их цель заключалась в том, чтобы ознакомить людей с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и научить их любить его. Безусловно, если богатые люди на обрядах мавлид будут служить народу и от чистого сердца раздавать подарки тем, кто делится знаниями и распространяет просвещение, это его личное дело и проявление великодушия, ин шаа Аллах, им воздастся в соответствии с их намерением. Однако это не должно стать целью людей, читающих мавлид, то есть они не должны рассчитывать на это. Они не должны допускать, появления такого вот неправильного представления о мавлиде.

На самом деле, проведение обряда мавлида это большая ответственность. Достижение целей, ожидаемых от проведения мавлида, является правом людей, пришедших на это мероприятие. Предоставление этим людям причитающегося им права есть обязанность людей, читающих мавлид. Для этого читающие мавлид должны сами достаточно хорошо знать сийру, обладать глубокими познаниями о жизни Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, обладать подлинным чувством любви к нему и проявлять ему повиновение. Те, у кого не хватает терпения и возможностей выполнить эти обязанности, не должны возглавлять мавлиды, расточительствуя такими ресурсами людей, как время и память.

 

Хафизул Куръан, кари Хасанхан Яхйа Абдулмаджид, Рабиул аввал, 1435 год хиджры


Автор
Ҳасанхон Яҳё Абдулмажид
Источник
islam.uz
Статьи по теме
Умар ибн алХаттаб радияллаху анху рассказывал .Посланник Аллаха саллаллаху алайхи ва саллам говорилndash Не восхваляйте меня в чрезмерной степени, как христиане читать полностью

1627 12:00 / 15.10.2020
Имам Абу Хусайн Муслим ибн Хаджжадж алКушайри анНисабури родился в Нисабуре. Кушайри в его имени указывает на место рождения, происходит от названия одного из читать полностью

5356 06:59 / 06.01.2017
Как мы уже сказали, далее ознакомимся с авторами упомянутых выше пяти самых достоверных книгсборников и их научным наследием. Первым из них является Амир читать полностью

5783 06:59 / 06.01.2017
.. . , . .Со слов Ибн Аббаса да будет доволен Аллах им и его отцом сообщается, что Пророк соллаллаху алайхи васаллам сказал .Когда ктолибо из вас отведает читать полностью

2883 19:30 / 24.06.2019
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью