КНИГА О НАМАЗЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ
О СУТИ НАМАЗА И БЕРЕЖНОМ ОТНОШЕНИИ К ЕГО СОБЛЮДЕНИЮ
СОСТОИТ ИЗ ДВУХ ЧАСТЕЙ
О ПРЕДПИСАННОСТИ НАМАЗА ФАРДОМ И ЕГО ДОСТОИНСТВАХ
(продолжение)
315. Передается от Талхи ибн Убайдуллаха радияллаху анху:
«Из Неджда к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам прибыл один человек. Его волосы были растрепаны, было слышно его бормотание, но было невозможно разобрать, о чем он говорил. Когда он приблизился, мы поняли, что он спрашивает об Исламе. Так, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Пятикратный намаз в одну ночь и в один день.
Он сказал:
— Есть ли что-то еще кроме этого, что я должен совершать?
— Нет. Если только ты не пожелаешь этого сам, — сказал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Соблюдение поста в месяц Рамадан.
Тот сказал:
— Есть ли что-то еще кроме этого, что я должен совершать?
— Нет. Если только ты не пожелаешь этого сам, — сказал он алайхиссалам.
Затем Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам упомянул ему о закáте.
Он сказал:
— Есть ли что-то еще кроме этого, что я должен совершать?
— Нет. Если только ты не пожелаешь этого сам, — сказал он алайхиссалам.
Так, тот человек сказал:
— Клянусь Аллахом, я не буду делать ни меньше, ни больше этого, — и ушел обратно.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Если он будет верен своему слову, то он преуспел».
Передали пятеро, кроме Тирмизи.
Пояснение: Сначала познакомимся с равием — передатчиком этого священного хадиса Талхой ибн Убайдуллахом радияллаху анху:
Талха ибн Убайдуллах Курайши ат-Тамими. Этого великого сподвижника, Абу Бакр радияллаху анху, призывая к Исламу, приводит к Посланнику аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Талха принимает Ислам в числе первых.
До хиджры этот почтенный человек был соединен побратимством посредством Ислама со сподвижником по имени Зубайр, а после хиджры — побратался с Абу Аййубом Ансари. Он был одним из десятерых сподвижников, которым было предвещено о вхождении в рай.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Талха и Зубайр — мои соседи в раю».
Из-за того, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам послал его в Шам узнать о происходящих там событиях, он не смог участвовать в битве при Бадре. Но он участвовал в битве при Ухуде, в байъате Ридван и во всех последующих сражениях.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто хочет увидеть живого мученика, пусть посмотрит на Талху».
Этот почтенный человек передал 38 хадисов. Некоторые из них включены в сборники составителей трех известных «Сахихов» .
Талха ибн Убайдуллах вместе с Али, радияллаху анху, участвовал в сражении Джамал. В этой битве в 32 году хиджры он и погиб мучеником в возрасте 62 лет.
В рассматриваемом здесь хадисе рассказывается об очень известном событии. Того бедуина, что задавал вопросы об Исламе, звали Замам ибн Саълаба.
В другой передаче этого хадиса говорится так: «Мы сидели в мечети. Вдруг в мечеть верхом на верблюде вошел один человек. Посадив своего верблюда, он слез, и сказал: “Кто из вас Мухаммад? Я Замам ибн Саълаба из племени Бани Саъд ибн Бакр».
Неджд это один из арабских краев и расположен он между Тухамой и Ираком. Сегодня он относится к территории Саудовской Аравии, а в то время жители Неджда были жителями пустыни. Об этом также свидетельствуют слова священного хадиса: «Его волосы были растрепаны, было слышно его бормотание, но было невозможно разобрать, о чем он говорил».
Только после того, как Замам ибн Саълаба подошел ближе и стал говорить более внятно, окружающие поняли, что он спрашивает об Исламе. Пророк саллаллаху алайхи васаллам рассказал ему о намазе, посте и закáте. Он также ответил и на его вопросы, а как говорится в других преданиях, он подробно разъяснил деяния, предусмотренные шариатом.
В конце беседы Замам ибн Саълаба именем Аллаха клянется без приуменьшения и преувеличения полностью и правильно соблюдать все то, что ему изложил Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, после чего уходит обратно.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Если он будет верен своему слову, то он преуспел»
Этот хадис приведен в данной главе именно потому, что в нем в качестве первого деяния, предусмотренного шариатом, благодаря которому человек оказывается в выигрише в обоих мирах, назван намаз.
Польза, извлекаемая из данного хадиса:
1. Чтобы обучиться положениям Ислама, при необходимости следует отправляться в далекие края, не жалея на это время, силы и средства.
2. Жители пустынь — просты и прямолинейны.
3. Намаз является одним из столпов Ислама.
4. Пятикратный намаз в течении одних суток является фардом.
5. Помимо пятикратного намаза других фард намазов не существует.
6. Пост в месяц Рамадан является одним из столпов Ислама.
7. Помимо поста в месяц Рамадан другого обязательного поста не существует.
8. Закáт является одним из столпов Ислама.
9. Помимо закáта, других имущественных фард богослужений не существует.
10. При необходимости, допустимо закрепление клятвы именем Аллаха.
Так поступил Замам ибн Саълаба, а Пророк саллаллаху алайхи васаллам не опроверг его.
11. Полноценное и постоянное совершение указанных деяний обеспечивает достижение преуспеяния.
12. В этом хадисе дается решительное опровержение несостоятельному мазхабу Мурджиъа по поводу его положения о том, что достаточно только уверовать (произнести свидетельство веры), а соблюдать на практике положения Ислама, совершать намаз, соблюдать пост, якобы, необязательно.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
Из серии книг «Хадисы и жизнь», джуз 5, «Книга о намазе».
.