Древнее искусство производства шелковой бумаги возродили в Узбекистане. Это бумажная фабрика в кишлаке Конигил под Самаркандом. Благодаря усилиям местных мастеров здесь воссоздали уникальную традицию изготовления самаркандской бумаги по старинным технологиям, которая насчитывает несколько тысячелетий. Как сообщает kazakh-tv.kz, самаркандская шелковая бумага славится прочностью и долговечностью. Ее цена - не дешевая, что объясняется временем, затраченным на создание.
ХАБИБА ПУЛАТОВА, СОТРУДНИК ФАБРИКИ:
– Мы делаем самаркандскую шелковую бумагу из кожуры годовалых веток тутового дерева. Мы сначала само тутовое дерево не вырезаем, а только годовалые ветки, замачиваем. Оно не разрывается, а когда вот так делаем, тут уже видно волокна. Для того, чтобы его смягчить мы его варим в течение 4-5 часов. Затем кору отбивают, пока она не превратится в однородную массу. Далее ее помещают в кадку с водой, перемешивают и процеживают. Полученная масса прессуется на листы флазелина. Затем бумагу снимают с листов и сутки сушат. После мастера полируют ее, благодаря чему бумага становится гладкой.
ЗАРИФ МУХТАРОВ, ВЛАДЕЛЕЦ ФАБРИКИ:
- В 1998 году у нас был первый образец бумаги. Начали работу, пришлось экспериментировать в домашних условиях, чтобы установить технологии, найти рецепт. Тутовая кора имеет очень длинные волокна. Поэтому они переплетаясь между собой, имеет прочность и долговечность. При чтении не устают глаза, потому что контраста нету, а на белой бумаге есть контраст. Фабрика производит 100-150 бумажных страниц в день. Весь процесс изготовления происходит вручную. Из шелковой бумаги создают книги и декоративные наряды. В отличие от обычной бумаги, она может храниться до 2000 лет.
От редакции портала Islom.uz: Самаркандская бумага действительно является уникальной, удобной для использования и хранения продукция. «…Как хороша самаркандская бумага! Если ты разумный человек, не отвергай её: Письмо на ней получается ровным и красивым…» - отзывался известный каллиграф XVI века Султан Али Мешхеди об этой продукции самаркандских мастеров. Султан-Али Мешхеди является автором стихотворного “Трактата по каллиграфии”, который по объему состоит из 273 двустиший. Три первых главы трактата посвящены традиционным восхвалениям богу, пророку Мухаммаду и халифу Али. В следующих четырех автобиографических главах Султан-Али рассказывает о своем детстве и юности, о своей любви к искусству письма, о поисках совершенства в письме и о достижении мастерства. В автобиографическое повествование органически вплетается рассказ о способах изготовления принадлежностей письма, правилах написания букв и методах обучения искусству каллиграфии. В последних главах Султан-Али вновь возвращается к рассказу о своей жизни в Мешхеде, когда ему было уже 84 года. Трактат раскрывает творческий и моральный облик знаменитого каллиграфа. Высказывания Султан-Али об искусстве письма, о науке, нашедшие отражение в его произведении, свидетельствуют о широте интересов Султан-Али, характеризуют его как сторонника просвещения, обладающего передовыми взглядами. Трактат Султан-Али Мешхеди имеет большое значение как источник по истории искусства художественного письма народов Средней Азии и Ирана в XV—XVI вв. Творчество Султан-Али Мешхеди — выдающегося мастера художественного письма, современника Алишера Навои тесно связано с культурной жизнью таджикского и узбекского народов второй половины XV — начала XVI вв., когда центром их культурной жизни был город Герат, столица государства тимуридов. Султан-Али родился в Мешхеде. Там он начал заниматься каллиграфией и приобрел широкую известность как замечательный мастер письма. Вероятно, вскоре после воцарения Султан-Хусейна (1469 г.) Алишер Навои вызвал знаменитого каллиграфа в Герат.
Оживленная культурная и литературная жизнь Герата способствовала ещё более яркому расцвету творчества Султан-Али.
Большое влияние на него в этот период имело общение с передовыми деятелями культурной жизни того времени — Алишером Навои и Абд ар-рахманом Джами, которые высоко ценили талант Султан-Али и дали восторженные оценки его каллиграфического мастерства. В Герате Султан-Али занимался перепиской произведений Алишера Навои и Джами, создавал отдельные каллиграфические образцы и декоративные надписи для зданий и памятников Герата. В сотрудничестве с выдающимися гератскими мастерами художественного оформления рукописной книги и знаменитым художником Кемал ад-дином Бехзадом он создал подлинные шедевры каллиграфического искусства. Поэтому его оценка самаркандской бумаги имеет особенное значение.
Редакция портала Islom.uz