Передается от Кабийсы радияллаху анху:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Ийаафа, дурное предзнаменование и гадание бросанием камня — из числа недействительного».
Передал Абу Давуд санадом салих.
Ийаафа — это гадание по названию и пению птиц.
Значит, все деяния, перечисленные в хадисе, являются батил — недействительными, ложными, никчемными. Мусульманам не следует даже приближаться к ним. К сожалению и в наши дни, как результат отдаления от Ислама, в том или ином виде все еще встречаются среди нас пережитки древних времен джахилии, о которых упоминается в этом хадисе. Мы в свое время рассмотрели, какой вред могут нанести эти явления в плане вероубеждения.
А здесь мы намерены рассуждать о том вреде, который наносится этими действиями человеческому здоровью. Ислам повелевает лечить болезни преимущественно медицинским путем, а некоторых нуждающихся в исцелении душевного состояния — лечить посредством Священного Куръана и методами Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. В обоих случаях повелевается обращаться к специалистам, имеющим от своих учителей официальное свидетельство — разрешение заниматься своим делом. Каждому из нас предписано ваджибом (каждый обязан) осознать эту истину и подчиняться повелениям нашей религии.
Передается от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто гадает птицей или пользуется [услугой] гаданием птицей, кто занимается ворожбой или пользуется [услугой] ворожбой, кто колдует или просит колдовать, тот не из нас. Кто пойдет к кахину (гадальщику) и подтвердит его в том, что он говорит, то поистине, [тот тем самым] проявил неверие тому, что ниспослано Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам».
Передал Баззар.
Как известно, слова Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам «не из нас» предсталяет собой очень тяжкий приговор. Когда он говорит «не из нас», это подразумевает «не является из мусульман». Стало быть, упомянутые в этом благородном хадисе люди выходят из рядов мусульман. А кто поверит и подтвердит слова ворожея-гадальщика, то является неверным в отношении ниспосланной Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам Книги — Священного Куръана. Именно поэтому грехи тех, кто сделал своим ремеслом ворожбу и колдовство, а также тех, кто поверил им, очень велики.
Даже некоторые вполне приличные люди позволяют себе посещение гадальщиков с мотивацией: «Мы-то не верим им, но если даже и так, посетим-ка их разок». И это дело абсолютно неверно. Верующий человек всегда должен сторониться всего сомнительного. Посещать ворожея ради решения проблемы, тогда как не веришь в него, не подходит ни под какие-либо рамки здравого ума.
Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто пойдет к кахину (гадальщику) и подтвердит его в том, что он говорит, то поистине, [тот тем самым] лишится того, что ниспослано Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. А кто пойдет к нему не подтверждающим, то не примется ему намаз сорок ночей».
Передал Табарани.
Передается от Василы ибн Аскаъ радияллаху анху:
«Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Кто пойдет к кахину (предсказателю) и спросит его о чем-нибудь, то заградится [не примется] его покаяние сорок ночей. Если же подтвердит сказанное им, то проявит неверие [станет неверным]».
Передал Табарани.
Для истинно верующего непринятие даже разового намаза является великим несчастьем, не говоря уже о намазах в течение сорока дней. Для истинного правоверного большим горем является даже секундное непринятие его покаяния, не говоря уже о сорока ночах. То обстоятельство, что в шариате подчеркнуто упоминается о посещении человеком ворожея будучи не верящим ему, в определенной мере имеет свою мудрость. Во-первых, зачем идти к гадальщику, если человек не верит ему? Ведь это лишенное всякой логики распорядительство! Правоверному же не подобает так распоряжаться собой. Во-вторых, когда кто-нибудь все время кружит вокруг рва, то в конце концов он угодит в него. Также и у человека, посещающего гадальщика, вероятность того, что поверит ему усилится. Дабы предотвратить совершение греха в шариате повелено никоим образом не обращаться к ворожеям-гадальщикам. Те, кто совершает эти морально-духовные преступления понесут убыток не только в ахирате — мире последнем, но и уже в этом мире. Это положение мы также берем из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам.
Передается от Абу Дарда радияллаху анху:
«Посланник Аллаха сказал:
— Не достигнет высочайших степеней тот, кто займется ворожбой или определением судьбы или же вернется [откажется] со своего странствия гаданием [птицей].
Передал Табарани.
Чтобы всецело выявить значения арабских фраз в этом благородном хадисе придется дать некоторые пояснения. Арабское слово истаксама, переведенное нами как «определение судьбы», обозначает одну из разновидностей гадания. Ворожеи, гадавшие посредством такого вида гадания, жили во времена джахилии в непосредственной близи от идолов. Они вели своеобразную жизнь и гадание осуществляли рядом с идолом. Когда кто-то приходил и оплачивал им деньгами либо чем-нибудь их заменяющим, гадальщик выносил сосуд со стрелами и велел посетителю вытянуть одну стрелу. Если вытягивалась стрела с надписью «Господь мой повелел мне», то можно было совершить намеченное дело. Если попадалась стрела с надписью «Господь мой отвратил меня», они отказывались от того дела. Если выходила стрела без надписи, то гадали заново.
Али ибн Абу Талиб каррамаллаху ваджхаху говорил: «Ворожей есть колдун, а колдун есть кафир (неверный)».
Таким образом, утверждается, что во всех случаях дела тех, кто поступал на основе гаданий, не могут достичь намеченной цели. Как известно, ни одно из решений шариата не без мудрости. Думаю, этот хадис наполнен удивительным мудрым решением-положением. Я понимаю его как правило наказания, который предусматривает лишение человека, собирающегося достичь своей цели нешариатским путем, возможности достичь этой цели. То есть при использовании запрещенных шариатом действий человек наказывается тем, что он лишается возможности достичь намеченной цели, для которой прибегал к нешариатскому методу. В исламском шариате такое правило существует. Например, если наследник с намерением скорее завладеть наследством станет причиной смерти наследодателя, то он лишается наследства. Если бы он терпеливо ждал, то получил бы свою долю из наследства. Но он не поступил так, а с целью ускорить получение имущества, инициировал смерть наследодателя. И поэтому, как одна из мер наказания в отношении него применяется лишение его как раз этого самого наследства.
Также и обращающиеся к ворожеям имеют цель завладеть каким-нибудь добром получше или предотвратить, отвратить от него зло. Однако их путь является нешариатским, харамным путем. Именно поэтому такие люди наказываются лишением возможности достичь своей цели, подняться до высоких степеней. По шариату, когда человек собирается сделать что-то, он прежде всего должен все хорошенько обдумать, изучить, посоветоваться с теми, кто сведущ в том вопросе, и если после этого решится на то дело, то должен начать его уповая на Аллаха. Если же человек колеблется, не могучи выбрать между тем, совершить задуманное или нет, не может прийти к решению и после многих советов, то он совершает истихару. Истихара это вид намаза нафл, состоящего из двух ракъатов, совершающийся перед сном, с намерением и омывшись. По завершению намаза возносится молитва истихара. Уснувшему после намаза во сне явится какой-нибудь знак и он поступит согласно этому. Таким образом все дела, которых стараются решить при помощи гадальщика, можно решить посредством истихары. Человек, ведущий свои дела согласно шариату, достигнет высочайших степеней. Те же, кто поступают вопреки шариату, таких степеней не достигнут никогда, ни в этом, ни в последнем мирах.
Вот, мы ознакомились с шариатскими положениями о ворожбе и астрологии, с выводами относительно их деятельности. Также мы рассмотрели учения религии Ислам о них. Теперь нужно следовать им. Если раньше мы прикладывали руки к этому делу по неведению, то теперь следует покаяться. Тех же, кто еще не знает об этих положениях и решениях, нам следует известить, довести до них истину. Дабы тем самым все предприняли меры по спасению от таких духовных преступлений.