1446 год 13 Джумадаус сани | 2024 год 14 декабрь, суббота
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Истина о гадании и колдовстве

Истина о гадании и колдовстве. Охрана здоровья. Медицинское лечение (1)

16:00 / 04.03.2017 1985 Режим чтения + -

Охрана здоровья в Исламе

Во времена, когда Всевышний Аллах еще только озарил вселенную светом Ислама, мир еще не достаточно хорошо знал, что такое медицина, что собой представляет медицинская культура. От имени медицины в основном осуществляли свою деятельность всякие ворожеи, служители языческих храмов и прочие категории подобных им людей.  И прежние утвердившиеся лекарские опыты к тому времени были почти исчезнувшими.

Ислам, наряду с прочими сферами жизни, также упорядочил и направил по правильному руслу и сферу медицины. Благородные хадисы, которых нам предстоит изучить ниже, считаются некоторыми из примеров того великого дела.

В Священном Куръане и сунне Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам уделяется большое внимание здоровью человека. При изучении в этих двух источниках сведений по охране здоровья, обнаружим огромную кладезь. Конечно, наша книга не относится к категории трактатов по медицине. И посему мы не можем здесь изложить детально все вопросы. Прося помощи Всевышнего Аллаха, мы постараемся вкратце отметить сведения.

 

Медицинское лечение

В Исламе здоровье, физическое благополучие считается одним из самых огромных благ, дарованных Всевышним Аллахом человеку.

 Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Есть два блага (ниъмат), относительно которых многие люди впадают в заблуждение. Это здоровье и досуг».

Передал имам Бухари.

Как видно из этого предания, Пророк саллаллаху алайхи васаллам явственно указывает, что здоровье это большое благо, данное человеку.

 Передается от Абдуллаха ибн Михсана Ансари радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал следующее:

«Чье тело пребудет в здравии, в безопасности среди своих людей и будет при нем его удел для пропитания, тот словно завладел всем миром [обрел целое состояние]».

Передали имам Бухари в «Адабе», а также имам Тирмизи и имам Ибн Маджа.

Заявление о том, что самым первым необходимым условием обретения человеком материальных и духовных благ является здоровье, подчеркивает, насколько в Исламе уделяется большое внимание здоровью. Ибо при отсутствии такого блага, как здоровье, упомянутые в этом хадисе спокойствие и питание не могут доставить человеку удовольствия. Иногда человек не может обрести здоровье, даже потратив на это все свое состояние.

 Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Первым благом, о котором спросят человека в Судный день, будет здоровье: “Разве мы не даровали тебе здоровое тело, не предоставили тебе прохладную воду в обилии?”».

Передал имам Тирмизи.

В Судный день раб божий в первую очередь будет спрошен о благе здоровья, так как именно это благо является одним из значимых благ, дарованных Всевышним Аллахом Своим рабам. Раз так, человек должен дорожить им, благодарить за это своего Господа. А благодарность за блага проявляется в восхвалениях в адрес Дарителя этих благ, а также тратой этих благ на пути, коими человек удостаивается довольства Аллаха.

Ввиду значимости блага здоровья Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам приказал своей умме, то есть нам с вами, всегда  просить об этом великом даре у Самого Всевышнего Аллаха.

 Передается от Абу Бакра Сиддика радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил:

«Просите у Аллаха о якийне и крепком здоровье. Никому не дано лучшего [блага] после якийна, чем здравие».

Передал имам Ахмад.

Якийн — это твердый ийман — вера без всякого сомнения. Следовательно, если среди благ, дарованных человеку Всевышним Аллахом, вера без всякого сомнения стоит на первом месте, то на втором месте после нее стоит здоровье.

 Передается от Абу Бакра Сиддика радияллаху анху:

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил:

«Просите Аллаха о прощении, афие[i] и крепком здоровье. Никому не дано лучшего после якийна, чем крепкое здоровье».

Передал имам Тирмизи.

Ислам не ограничивается тем, что признает здоровье как великое благо, дарованное Всевышним Аллахом Своим рабам, за которое они должны благодарить Его. Ислам еще и обучает способам сохранения здоровья. Давайте вкратце рассмотрим некоторые из этих способов.

В Исламе, когда постигает недуг, рекомендуется получать лечение у квалифицированных врачевателей. Вновь и вновь подчеркивается, что от всех болезней, кроме смерти и старости, существует исцеление, и искать все эти исцеления указанным в шариате образом является долгом мусульман.

 Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:

«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал и ее исцеление».

Передали Бухари и Муслим.

Словами  последнего сказано:

«У каждой болезни есть исцеление. Когда исцеление найдет болезнь, она исцеляется с позволения Аллаха азза ва джалла[ii]».

Этот благородный хадис Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам является основой безграничного развития мировой медицины. В нем воплощен призыв ко всем лекарям непрестанно искать исцеление различных болезней.

Этот хадис стал источником надежды не только для врачей, но и для всех больных. Да и больные, вдохновившись словами Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, не знали передышки в поисках лечения.

 Мусульмане первыми в мировой истории отказались от разделения болезней на излечимые и неизлечимые и объявили все болезни излечимыми.

Улемы приводят этот хадис в качестве довода в пользу необходимости поиска исцеления даже тех болезней, которые медики объявили безнадежно неизлечимыми.

Таким образом, благодаря Исламу в мире начались невиданные широкомасштабные и серьезные медицинские исследования. Среди мусульман появились великие ученые-медики. Даже Новый мир на своем языке дело врачевания стал называть «медициной», заимствовав это слово от имени одного из самых видных представителей ученых мусульманского мира — Ибн Сины.

 Передается от Усамы ибн Шарика радияллаху анху:

«Я пришел к Пророку саллаллаху алайхи васаллам. Его сподвижники сидели, будто над их головами летала птица. Я поприветствовал и присел. Затем с разных сторон пришли бедуины и сказали:

— О Посланник Аллаха, лечиться ли нам?

— Лечитесь, ибо какую бы болезнь ни ниспослал Аллах азза ва джалла, поистине, Он ниспослал также и ее исцеление. Кроме одной — старости».

Передали авторы «Сунанов» санадом сахих[iii].

 Выражение «Его сподвижники сидели, будто над их головами летала птица» означает «они сидели так неподвижно, как неподвижно и тихо сидят некоторые птицы, когда над ними летает хищная птица».

В этом хадисе также подтверждается значение предыдущего. Добавляется только то, что нет исцеления от старости.

«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам был спрошен:

— О Посланник Аллаха, скажите, рукйа, которую принимаем, лечение, которым лечимся, и предохранение, которым охраняемся, — отразят ли от предустановления (кадара) Аллаха?

— Они и есть предустановление Аллаха, — сказал он».

Передал Тирмизи санадом сахих.

Оказывается, у людей бытовало мнение: «Если предустановлено Всевышним Аллахом, приходит недуг, и если предустановлено, болезнь покидает человека. Раз это так, зачем же тогда нужно лечиться?». Чтобы узнать, каково положение в Исламе относительно именно этой самой мысли, люди задали Пророку саллаллаху алайхи васаллам вышеупомянутый вопрос. Он же саллаллаху алайхи васаллам пояснил, что усилия для излечения также являются предустановлением Аллаха. То есть человек заболевает по предустановлению Аллаха, но и выздоровление посредством лечения также происходит по предустановлению Всевышнего. Здесь одно предустановление Всевышнего Аллаха предотвращается другим предустановлением Аллаха.

В те времена представители других религий придерживались убеждения о том, что болезнь — это предустановление Аллаха, присужденное Своему рабу, и что раб должен проявлять терпение и быть довольным своим предопределением и предустановлением — своей судьбой, и если он станет активно искать исцеления, тем самым он выступит против предустановления Аллаха.

Ислам с помощью хадисов Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам окончательно и навсегда решил этот вопрос. Для каждого явления, для каждой вещи Аллах предустановил причину, и когда эта самая причина проявится, то проявится и ее следствие. Всевышний Аллах в Своих творениях заложил возможность устранения одного предопределения другим предопределением. Предустановление голода устраняется предустановлением употребления пищи. Предустановление жажды устраняется предустановлением питья. Точно так же предустановление недуга устраняется предустановлением лечения.

 Ислам первым в истории человечества поднял дело поисков исцеления от недуга до уровня вероубеждения. Именно поэтому медицинские науки получили свое истинное развитие в исламском мире. Именно по этой самой причине самые выдающиеся мировые ученые-медики вышли из мусульман. Именно поэтому первые в мире медицинские учреждения были созданы в Исламском мире.

Именно поэтому все человечество научилось пользоваться медициной у мусульман.

Как и в других отраслях науки, в области медицины аяты Священного Куръана и благородные хадисы Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам совершили огромный переворот в сознании мусульман. На основе этих учений они стали самоотверженно осуществлять свою деятельность в этой области знаний.

Мусульмане хорошо знали, что Ислам так же, как и в других отраслях, предписал им как фардул кифая[iv] и подготовку медицинских работников по мере потребностей своего общества. В свою очередь, это означало, что подготовка каждым обществом для себя медицинских работников является для всех членов общества обязанностью, которая непременно должна быть выполнена. Если члены каждого общества не подготовят для себя медицинских работников в необходимом количестве и качества, то все они будут грешными перед Всевышним Аллахом.

Поэтому в мусульманском обществе каждый человек старался внести свой вклад в эту отрасль. Начиная от руководителя государства и до рядового гражданина все старались выполнить в этом отношении свой долг и достичь довольства Всевышнего Аллаха, стремились не стать грешниками.

Как результат, мусульмане первыми в мире открыли учебные заведения по подготовке медицинских работников. Поскольку медицинская область является практической отраслью, эти учебные заведения мусульман в основном открывались при лечебных учреждениях-клиниках, которые также впервые в мире открыли мусульмане.

Немецкий востоковед госпожа Зигрид Хунке пишет об этом следующее:

«Крупные клиники функционально заменяли высшие медицинские учебные заведения. Именно там студенты получали свои знания. Они обучались всему, начиная от учений Гиппократа и Галена и вплоть до тех научных доктрин, которые привнесли их мусульманские наставники. Вместе с тем, они слушали от великих учителей того времени эти же лекции при дворах соборных мечетей и специальных медицинских медресе. В то же самое время искатели знаний западных стран проводили бессонные ночи при свечах в узких кельях монастырей. Мусульмане занимались наукой параллельно с научной практикой. Теории применялись на практике в больничных палатах».

Так появились знаменитые ученые и специалисты по медицине.

 

[i] Афия — досл. «благополучие, хорошее самочувствие, жизненная сила, бодрость, спасение от бед и напастей»; физическое благополучие и цельность.

[ii] Аллах азза ва джалла — Аллах, Всемогущий Он и Великий.

[iii] Сахих (صحيح ) — досл. «здоровый», «правильный», «сильный»; в терминологии хадисоведения сахих хадис это «достоверный хадис» (санадом сахих значит достоверный по своему способу передачи).

[iv] Фардул кифая (فرض الكفاية) — религиозный долг, выполнение которого частью мусульман (частью общины, уммы) будет достаточным для остальных мусульман и освободит их от ответственности его выполнения. Примером этому служит джаназа-намаз — погребальный намаз по усопшему. Когда умирает мусульманин, то для всех мусульман становится фардом — религиозным долгом омыть его, совершить по нему джаназу-намаз и похоронить его. Но поскольку это деяние является фардул кифая, то будет достаточным, если по нему совершат джаназу некоторые из мусульман. Тем самым от остальных обязательство исполненить фард снимается.

Калит сўзлар: gadanii-i-koldovstve-metod-lichenya
Статьи по теме
10. Джинны также употребляют пищу.Джинны едят пищу. Однако мы не знаем, как происходит их прием пищи и какова ее сущность.Передается от Ибн Масъуда радияллаху читать полностью

1765 15:50 / 04.03.2017
Необладание таким открытым, точным и ясным вероубеждением, как исламское вероубеждение, весьма опасно для каждого человека и каждого общества. Естественно, когда читать полностью

9548 06:05 / 06.01.2017
7. Джинны также будут собраны на махшаре в Судный день, будут подвергнуты расчету деяний и будут вознаграждены или наказаны. Всевышний Аллах в суре .Анъам, сказал.И читать полностью

9700 06:15 / 06.01.2017
Передается от Кабийсы радияллаху анху.Я слышал, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказалmdash Ийаафа, дурное предзнаменование и гадание бросанием читать полностью

9914 06:12 / 06.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью