О том, каким образом эти джинны подслушивают истинные слова, подробно излагается в следующем хадисе.
Передается от Ибн Аббаса радияллаху анхума:
«Один ансар из сподвижников Пророка саллаллаху алайхи васаллам известил меня: они [оказывается] сидели вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Выстрелилась [метнулась] звезда, излучая сияние [в небе]. Тогда Посланник Аллаха сказал им:
— Что вы говорили во времена джахилии, когда металось что-то в роде этого?
Они ответили:
— Аллах и Его Посланник лучше знающие. Мы говорили: “Родился один великий человек и один великий человек умер”.
Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Она не выстреливается [не метается] ни из-за чьей-то смерти, ни из-за чьей-то жизни. Однако когда Аллах табарака ва таъала предопределяет одно дело, поддерживающие Арш поднятым [на себе ангелы] произносят тасбих. Так происходит до тех пор, пока тасбих не достигнет обитателей этого мира. Потом им произносят тасбих обитатели ближайшего неба. Так происходит до тех пор, пока тасбих не достигнет обитателей этого мира. Потом[ангелы,] находящиеся близко к поддерживающим Арш поднятым [на себе ангелам] спросят у поддерживающих Арш поднятым [на себе ангелов]: «Что сказал ваш Господь?». Тогда их известят о том, что Он сказал. [Таким образом,] некоторые обитатели небес будут спрашивать у других об известии до тех пор, пока известие не достигнет неба этого мира. Так, джинны похищают известие [услышанное] и сбрасывают своим приятелям. И вот тогда они обстреливаются той самой вещью. То, что они [джинны] доставили как есть, это истина. Однако они [джинны]добавляют-примешивают».
Передали имам Бухари, Муслим и Тирмизи.
В этом благородном хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам исправляет осташиеся от времен джахилии никчемные убеждения своих сподвижников несколько иным способом. Он алайхиссалам поправляет положение, сам к месту задав вопрос сподвижникам и вовлекая их в активное обсуждение.
Выяснилось, что сподвижники сидели вместе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам. И в это время «выстрелилась [метнулась] звезда, излучая сияние [в небе]. Тогда Посланник Аллаха сказал им:
— Что вы говорили во времена джахилии, когда металось что-то в роде этого?
Они ответили:
— Аллах и Его Посланник лучше знающие. Мы говорили: “Родился один великий человек и один великий человек умер”.
То есть истинным знанием об этом обладает Всевышний Аллах и Его посланник, коим являетесь Вы. Но поскольку Вы спросили, мы скажем: мы полагали, что откол куска звезды и его сияние происходит в силу рождения одного великого человека, а его потухание — из-за смерти одного великого человека. Точно также в наше время думают и те, кто не ведает об Исламе. Как исламское учение объясняет это явление, приводится в следующем описании Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам:
«Она не выстреливается [не метается] ни из-за чьей-то смерти, ни из-за чьей-то жизни».
Значит, представление джахилии об отколовшемся от звезды осколке неверное.
«Однако когда Аллах табарака ва таъала предопределяет одно дело, поддерживающие Арш поднятым [на себе ангелы] произносят тасбих».
Когда Всевышний Аллах выносит решение относительно дела, которое должно произойти на земле, то восхищенные этим ангелы, обремененные поддерживать поднятым на себе Арш, воздают должное и поминают Всевышнего Аллаха пречистым — совершают тасбих.
«Потом им произносят тасбих обитатели ближайшего неба».
Услышав, как поддерживающие Арш поднятым ангелы поминают Всевышнего Аллаха пречистым, самые близкие после них к Аршу ангелы, которые имеют свои определенные задачи, также произносят тасбих, поминая Всевышнего Аллаха. Услышав же их, тасбих Всевышнему Аллаху произносят и ангелы уровнем ниже. Это дело продолжается таким образом по цепочке.
«Так происходит до тех пор, пока тасбих не достигнет обитателей этого мира».
После того, как все обитатели небес, услышав тасбихи друг друга и сами произнесли тасбих своему Господу не зная в чем тут дело,
«Потом [ангелы,] находящиеся близко к поддерживающим Арш поднятым [на себе ангелам] спросят у поддерживающих Арш поднятым [на себе ангелов]: «Что сказал ваш Господь?».
Потому что только поддерживающие Арш ангелы слышали, что сказал Всевышний Аллах.
«Тогда их известят о том, что Он сказал».
То есть поддерживающие Арш ангелы поведают ближайшим к себе ангелам о том, что сказал Всевышний Аллах.
«[Таким образом,] некоторые обитатели небес будут спрашивать у других об известии до тех пор, пока известие не достигнет неба этого мира».
Пока эта весть достигнет неба этого мира, ту весть могут слышать только ангелы. Когда же весть достигает неба этого мира, некоторые джинны пытаются тайком подслушать ее.
«Так, джинны похищают известие [услышанное] и сбрасывают своим приятелям».
То есть тайком подслушанное они сообщают ворожеям добавив от себя много лжи.
«И вот тогда они обстреливаются той самой вещью».
Когда джинны пытаются тайком подслушать небесные известия, их преследуют осколки, отколовшиеся от звезд. Поэтому джинны не могут подробно услышать небесные вести. Они могут услышать лишь отрывки из этих известий.
«То, что они [джинны] доставили как есть, это истина».
Если бы джинны доставляли услышанное ими как есть, без искажений, то это было бы истинным словом, то есть правдой.
«Однако они [джинны] добавляют-примешивают», сказал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Именно по этой причине совершенно нельзя верить ни их словам, ни словам их «приятелей», коими являются предсказатели-ворожеи.
Учение о тайном подслушивании джиннами небесных известий, которое преподносится этим благородным хадисом, в сущности есть истина, приводимая в Священном Куръане.