10. Джинны также употребляют пищу.
Джинны едят пищу. Однако мы не знаем, как происходит их прием пищи и какова ее сущность.
Передается от Ибн Масъуда радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Не совершайте истинджа ни кизяком, ни костью. Они являются уделом ваших братьев джиннов».
Передали имам Муслим и Тирмизи.
Передается от Ибн Масъуда радияллаху анху:
«Когда к Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пришла группа джиннов, они сказали:
— О Посланник Аллаха, запретите своей умме совершать истинджа костью, кизяком и углем. Аллах определил наш удел из них. Так, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отвратил нас от них [от использования их для истинджа]».
Передал имам Абу Давуд.
11. Джинны могут принимать разные обличия.
Например, они могут принимать форму змеи. Эта истина нашла свое отражение в благородных хадисах.
В одной передаче хадиса сказано:
«Поистине, одна группа джиннов в Медине приняла Ислам. Кто увидит населяющих [эти дома змей], пусть даст позволение три раза. Если появится и после этого, то пусть убьет, так как он, поистине, является шайтаном».
В другой передаче сказано:
«Поистине, у этих домов есть их населяющие [змеи]. Если увидите кого-либо из них, то предупредите его три раза. Если уйдет, то уйдет. Если нет, то убейте! Ибо он — неверный».
Передали Бухари, Муслим, Абу Давуд и Тирмизи.
В древности дома, в которых проживали люди, были близки к естественной природной среде. Наряду с тем, что дома строились достаточно простыми, они не были плотно закрыты со всех сторон, то есть всегда оставались открытые места, отверстия. По этой причине было естественным явлением, что всякого рода живые существа беспрепятственно могли пробираться в дома и выходить из них, а некоторые живые существа даже поселялись в отверстиях стен, потолка или других местах. До совсем недавних пор такие случаи встречались очень часто. Даже сейчас такое явление можно встретить в некоторых отдаленных районах. В этом хадисе речь идет об отношении к змеям в таких обстоятельствах.
По какой же причине Пророк саллаллаху алайхи васаллам велит сначала три раза предупредить змей, которые могут быть обнаружены в домах? Ответом на этот вопрос служат следующие слова Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, приведенные в конце хадиса:
«Поистине, одна группа джиннов в Медине приняла Ислам. Кто увидит населяющих [эти дома змей], пусть даст позволение три раза. Если появится и после этого, то пусть убьет, так как он, поистине, является шайтаном».
Следовательно, джинны, принявшие в Медине Ислам, могут появиться в некоторых домах в образе змей. Также существует вероятность того, что, если человек сразу же убьет змею, которую увидел дома, он может убить одного из тех джиннов, что приняли Ислам. Если же человек при появлении змеи в доме сначала предупредит ее, и если эта змея окажется джинном-мусульманином, то она уйдет из того дома и больше не покажется. Но если она будет оставаться и после трехкратного предупреждения, значит, эта змея не из числа джиннов-мусульман, а является настоящей змеей, и убивать ее допускается.
Разрешается убивать без предупреждения представителей двух видов из встречающихся в домах змей: змей со срезанными хвостами (куцых змей) и змей с двумя черными полосами на спине. В чем же заключается мудрость дозволенности убивать так сразу? Видимо, джинны-мусульмане не принимают облик змей, имеющих вышеупомянутое описание. К тому же эти два вида змей, оказывается, могут ослепить человека, а также спровоцировать выкидыш плода у беременной женщины. Змеи этих двух видов крайне ядовиты, проворны и агрессивны, первыми нападают на людей и когда бросаются, метят в человеческие глаза. У не проявившего осторожность человека глаза могут пострадать. Кроме того, вид этих змей наводит ужас, и велика вероятность, что у беременной женщины от страха даже может случиться выкидыш.
Передается от Абу Лайла радияллаху анху:
«Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам спросили о змеях в доме. И он сказал:
— Если вы увидите кого-либо из них в своих жилищах, то скажите: “Во имя завета, взятого с вас Нухом, во имя завета, взятого с вас Сулайманом, прошу вас не причинять нам вреда”. Если вернутся снова, то убейте их».
Передали авторы «Сунанов».
Из этого хадиса также следует: существует вероятность того, что змеи, появляющиеся в домах, могут быть мусульманами из числа джиннов. Значит, при их появлении в домах необходимо напомнить им о завете, заключенном ими с нашими прадедами Нухом алайхиссалам и Сулайманом алайхиссалам. Из этого следует, что перед тем, как позволить джиннам взойти на спасительный ковчег, Нух алайхиссалам взял с них обещание не причинять вреда человеческому роду. Более того, из этого хадиса становится известным, что Сулайман алайхиссалам, когда джинны были определены слугами ему, также взял с джиннов обет не причинять вреда потомкам Адама.
Таким образом, когда человек, увидевший змею в доме, напомнит ей о вышеупомянутых договорах, то змея, если она из числа джиннов-мусульман, не причинит вреда и больше не появится. Если же та змея не является джинном-мусульманином, а является обычной змеей, то она появится снова и тогда ее можно будет убить.
Абдуллах радияллаху анху сказал:
«Убивайте всех змей, помимо белых змей-джиннов, похожих на серебряную трость».
Передали Абу Давуд и Тирмизи.
Нет сомнения в том, что описываемая в этом хадисе белая змея, походящая на серебряную трость, является джинном-мусульманином. То есть если появившаяся в доме змея белая и она ползает не сгибаясь и держась вытянутой как трость, то без сомнения это правоверный джинн-мусульманин. Поэтому убивать ее категорически воспрещается.
Если собрать воедино и обобщить все предания о том, как следует относиться к встречающимся в домах змеям и сделать по ним обобщающий вывод, то отношение к змеям бывает трех видов:
1. Не следует убивать белых змей, ползающих не изгибаясь, прямо, подобно трости.
2. Следует сразу убивать куцых змей и змей с двумя черными полосами на спине.
3. Змей других, кроме упомянутых выше, видов следует сначала предупредить три раза, если они и после этого появятся в доме, то нужно их убивать. Любую змею, встреченную вне дома, дозволяется убивать.
Передается от Ибн Масъуда радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Убивайте всех змей! Кто страшится их мести, [тот] не от меня».
Передал имам Абу Давуд.
Этот хадис мы упомянули здесь по той причине, что и в наших краях существуют предрассудки о том, что якобы, змея всячески попытается отомстить человеку за убийство или покушение на ее сородичей.
В заключение в этом пункте необходимо сказать, что когда-то подобные этим высказывания о джиннах расценивались как суеверия, проявление бидъы, предрассудки, необразованность и подвергались высмеиванию. Впоследствии те самые насмехавшиеся люди заполонили весь мир настоящими предрассудками, рассказывая всякие небылицы о пришельцах из космоса, «барабашках», летающих тарелках и т.п.
[i] В арабском тексте слово عوامير (форма мн.ч. от عامر – «населяющий», «наполняющий»; а также в значении «змея») здесь подразумевает «населяющие дома змеи».
[i] Кизяк — высохший помет травоядных.