Именитые ученые и специалисты по медицине вполне осознавали, что оказывать медицинские услуги подготовившему их обществу для них является фардул айном[i] — то есть для каждого из них является обязательным долгом, возложенным на них Всевышним Аллахом. Исламский шариат обязывал этих медицинских специалистов удовлетворять потребности общества в медицинском обслуживании в необходимом объеме и качества. Если допускались погрешности в этой отрасли, работники медицины становились грешниками перед Всевышним Аллахом.
Именно поэтому, как они считали для себя фардом — религиозным долгом — совершение намаза, соблюдение поста, то таким же фардом они должны были признавать и оказание квалифицированной медицинской помощи.
О том, каких высот достигал уровень ответственности в медицине, мы можем узнать из проведенных факихами диспутов по проблеме «Врачевание — это права или обязанности врачевателя?».
То есть мусульманские законоведы проводили дискуссии по поводу того, является ли профессия врачевания правом обладателя этой профессии и может ли он работать, когда захочет, и не работать, если того не пожелает, или же врачевание является его долгом и он не может осмелиться не работать. В результате был сделан вывод: «Профессия врачевателя является долгом врача».
На основе именно такой веры и убеждения в мусульманском мире было организовано и налажено небывалое в мировой истории оказание медицинских услуг.
Снова процитируем слова из статьи госпожи Зигрид Хунке: «Такое состояние дел, о которых нам рассказывает настоящая книга, очень схоже с состоянием дел в нашем великом двадцатом веке. В действительности, эта книга описывает нам одну из больниц, которые существовали уже тысячу пятьсот лет тому назад в мусульманских городах, расположенных на огромной территории от Гималайских вершин до Пиренейских гор. В середине десятого века только в одном городе Куртуба (Кордова, нынешняя Испания) действовало пятьдесят больниц».
Если принять во внимание то обстоятельство, что в те времена территории городов были намного меньше нынешних, а их население было малочисленным, то по количеству больниц Куртубы мы можем представить себе, на каком высоком уровне находилось медицинское обслуживание.
В больницах халифов[ii] и султанов были такие же условия, какие имелись в их дворцах: мягкие кровати, бани и другие удобства. Несмотря на то, что эти больницы были богатыми и привилегированными, их двери были всегда открыты для всех слоев населения и в особенности для бедняков.
Строительством больниц и их финансированием занимались не только халифы и наместники. Этому делу отдавали свои силы также и те, кто находил возможность для этого. В этом отношении особо важное место занимали вакфы[iii]. За счет целевых вакфных средств было построено и финансировалось множество больниц.
Таким же образом мусульмане первыми в мировой истории открывали передвижные поликлиники и части медицинского обслуживания при тюрьмах.
Из этого следует, что мусульмане первыми наладили оказание бесплатной квалифицированной медицинской помощи для всех граждан. В этих больницах в получении медицинских услуг равноправными считались не только мусульмане, но и иноверцы. Даже крестоносцы, которые истребили много мусульман, признали, что они, не доверяя своим лекарям, показывали себя мусульманским врачевателям. Султан Салахуддин Аййуби[iv], который вел борьбу против крестоносцев, сам отвел к ним мусульманских врачей, чтобы вылечить их предводителя.
В то время как больницы мусульманского мира оказывали вот такие чудесные и качественные услуги, во всех краях мира на этом поприще не было сделано ровным счетом ничего.
В Европе, которая по общим меркам считалась самым передовым из таких краев, первая больница открылась под влиянием мусульман в Страсбурге в 1500 году — 800 лет спустя после открытия первой мусульманской больницы.
В то время, как в исламском мире происходили вышеуказанные чудеса в области медицины, происходящие в Европе события госпожа Зигрид Хунке описывает следующим образом:
«Следить за здоровьем и осуществлять уход за больными было предоставлено “отцам” в монастырях. В разных краях Европейских стран в приюты и больницы обращались множество прихожан, сирот, вдов, немощных, неимущих, а также душевно больные в надежде спасти свои души. В Европе не могло быть больниц, приспособленных для больных людей. Только к концу двенадцатого века, после крестовых походов, когда крестоносцы увидели множество мусульманских больниц и изучили их, они вернулись и начали строить приспособленные для лечения больных больницы наподобие мусульманских. Только спустя длительное время после этого они смогли наладить оказание настоящего медицинского обслуживания.
Честно говоря, целью строительства этих центров церковью было не лечение болезни, а подавление боли.
В них больные лежали на полу посменно друг на друге. Нога одного находилась на голове у другого. Маленькие дети лежали рядом со стариками, мужчины изумляющим взор образом лежали рядом с женщинами. Но это была реальность.
Слегка захворавший человек лежал рядом с больным, страдающим инфекционной болезнью. Людей было много, вперемежку лежали и женщины с начавшимися схватками, и умирающий младенец. Рядом с бредящим от жара лежал заразившийся тифом. Здесь же лежал больной, чья грудь разрывается от кашля, а сам плевал кровью. Тут же можно было увидеть и больного с кожной болезнью, который чешется, царапая себя ногтями. Да, этим больным не хватало многого. Еды было мало и давалась она в весьма скудном количестве, и то время от времени. Если какой-нибудь богач не брал на себя расходы разового питания, то увеличения количества еды можно было и не ждать.
Именно поэтому двери подобных «больниц» были открыты с утра до вечера. Туда приходили все желающие. Они могли приходить когда угодно, волоча за собой все свои пожитки. Там больные могли оставаться без еды и по несколько дней. А в некоторых случаях были и такие, которые умирали, не сумев переварить даваемую им пищу. Было в порядке вещей, что здание, в котором помещались больные, кишело различными вредными насекомыми. Вдобавок к этому воздух в этих зданиях бывал нестерпимо испорченным. Служащие там люди при входе в здание прикладывали к носу намоченные уксусом тряпки. Тела умерших больных не убирались и до двадцати четырех часов. Обычно они оставались и дольше. Другие больные в это время находились рядом с этими трупами. В таких адских условиях трупы разлагались быстро, поэтому всюду стояла нестерпимая вонь, а мухи кишмя кишели, чтобы полакомиться завонявшей мертвечиной».
Запад пережил такие вот печальные дни в сфере здравоохранения. Однако исламский мир, твердо уверовав, что давший недуг Всевышний Аллах даст и исцеление, на основе рекомендаций истинного Посланника Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам уже тогда достиг огромного прогресса в этой сфере.
Передается от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, поистине, Он ниспослал и ее исцеление».
Передал Бухари.
С того самого дня, как Посланник Аллаха Мухаммад алайхиссалам сказал: «У каждой болезни есть исцеление. Когда исцеление найдет болезнь, она исцеляется с позволения Аллаха азза ва джалла», значение этих слов уже успело стать вероубеждением мусульман. Каждый мусульманский врачеватель непрестанно вел поиски исцеления всякой болезни, прося помощи Всевышнего Аллаха. Также не отчаивался и искал исцеления от своей болезни каждый больной мусульманин.
Такое духовный настрой привел к тому, что мусульмане сделали невиданные доселе открытия в области медицины. Они считали неподобающим для себя демонстрировать свои открытия, хвастаться ими, удостаивать друг друга наградами и учреждать звания. Даже тогда, когда они совершали какое-нибудь великое открытие, они просто говорили: «По милости Всевышнего Аллаха сбылось то значение, что следовало из хадиса Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Обобщая можно сказать, что у мусульман в сфере здравоохранения дела были поставлены весьма должным образом, а великие наши ученые в сфере медицины осуществляли свою деятельность на основе учений шариата. Когда же люди отдалились от этих учений, то и в сфере медицины было допущено много ошибок и упущений. Именно по этой причине сегодня люди ищут исцеления у всяких мнимых лекарей и шарлатанов, минуя при этом медицину и медиков. Важно чтобы все хорошенько понимали, что страдающий недугом человек должен обратиться к медицинскому специалисту.
[i] Фардул айн (فرض العين ) — религиозный долг, обязательное и безусловное выполнение которого категорично требуется от каждого мусульманина. Его выполнение одним человеком вместо другого не освобождает второго от обязательства его выполнения, как это могло быть при фардул кифая. Примером этому может служить намаз. Для каждого достигшего зрелости верующего совершение предписанного намаза пять раз в день является фардул айн.
[ii] Халиф — досл. «замещающий», «преемник»; то есть преемничество после Пророка саллаллаху алайхи васаллам в качестве главы мусульман; впоследствии это слово больше употреблялось в значении «правитель».
[iii] Вакф (وقف) — слово вакф в словаре означает «останавливать», «задерживать». В шариате же вакфом называется удерживание, сохранение самого исконного имущества (дела), в то время как прибыль от него тратится на нужды определенной категории людей ради сближения с Аллахом. Обращением в вакф чего-либо, поступающая прибыль от него увековечивается для пользователей вакфом. Само это имущество (дело) удерживается — сохраняется, а получаемая от нее прибыль (польза) является постоянной и предоставляется тем пользователям, кого учредитель (инициатор) вакфа включил в число пользователей этой прибылью (пользой). Вакфы бывают двух видов: 1) Семейный вакф — при нем совершающий вакф ставит условие, чтобы из преданного вакфу имущества (дела) получали выгоду члены его семьи, родственники. 2) Благотворительный вакф — при нем учредитель вакфа ставит условие, чтобы этим вакфом пользовалось множество людей без ограничения или с каким-либо ограничением.
[iv] Русскому читателю более известен как Саладин.