Факихи разработали общие правила на основе понятия перенесения недостатка.
1. «Трудность привлекает легкость».
Если появляется затруднение больше обычного, то становится ваджибом (обязательным) облегчить его. Ибо трудности всегда влекут за собой недостаток и стесненность. Это правило является одним из пяти основных правил, на которых строится фикх мазхабов.
Это правило взято из аята суры «Бакара»:
«Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения» (аят 185).
Такой же смысл озвучивается и в аяте суры «Хадж»:
«И не сделал (Аллах) для вас в этой религии никакого затруднения» (аят 78).
Аят в суре «Ниса» также подтверждает это:
«Желает Аллах облегчить вам, ведь сотворен человек слабым» (аят 28).
Еще один довод в поддержку этого правила взят из хадиса Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
Передается от Савбана:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Подняты (прощены) от моей уммы (грехи за) ошибки, забытое и то, к чему принудили».
Передал Табарани.
Соблюдение этого правила построено на следовании традиции. Исходящие от этого шариатские разрешения (дозволения) представляют собой облегчение. Это облегчение применяется по отношению к каждому мукаллафу — обремененному и ответственному перед шариатом. Существует семь причин (факторов), требующих этого облегчения:
1. Путешествие (поездка).
2. Болезнь.
3. Забытие.
4. Принуждение.
5. Невежество (незнание).
6. Всеобщая подверженность (чему-либо).
7. Изъян.
Существуют еще несколько правил с таким же смыслом:
2. «Когда в деле стеснение, то в хукме (решении) приволье, когда в деле приволье, то в хукме стеснение».
Смысл этого хукма таков, что если возникает недостаток и стеснение, то хукм — положение шариата расширяется, дает приволье, но когда эта стесненность и недостаток исчезает, то и хукм возвращается в свое прежнее состояние.
Допустим, у некоего человека временно возникла необходимость в том, что выходит за рамки обычного. Если он последует традиционному правильному положению, то возникнет стеснение, затруднение. В таком случае ему предоставляется приволье, облегчение. Когда же эта необходимость исчезнет и потребности в этом не останется, то исчезает и исключительность, начинает действовать основное, существующее положение, а разрешение, данное в виде исключения, теряет свою силу. Например, к этому можно отнести временное употребление мертвечины ради спасения жизни.
3. «Стеснение изъято из шариата».
К примеру, обычно принимается свидетельство только двух мужчин или одного мужчины и двух женщин. А при стесненности (ограниченности, затрудненности) принимается также и свидетельство женщины. Это проявляется в делах, свойственных женщинам.
Также не обязательно стопроцентно определить чистоту воды или чистоту места, где совершается намаз, или направление киблы.
4. «Потребность, будь то общая или частная, сойдет за необходимость».
На самом деле необходимость сильнее потребности. Если поступать вопреки необходимости, то может возникнуть опасная ситуация. Например, случаи, когда вследствие принуждения человека или из-за голода наступает смерть.
Если потребность не удовлетворяется, то гибели или ущерба нет, появляется только затруднение. Следовательно, потребность — нечто легкое, а нужда — более тяжкое. Необходимость и потребность бывают «общими» в силу того, что они распространены среди всей исламской уммы.
Под понятием «частное» понимается потребность, которая присуща людям определенной группы, одного города или обладателям какого-нибудь ремесла, но не одной личности.
На основе правила «потребность сойдет за необходимость» выводятся решения следующих вопросов: соблюдение традиций (обычаев), обложение налогом богатых (на самом деле обложения таким налогом не существует, но если возникнет необходимость, то такой налог взимается).
Например, наступил голод и люди умирают. Но у некоторых богатых есть продовольствие и деньги. Для оказания помощи бедным потребность сводится к необходимости и допускается взимание налога.
Таких правил очень много. Правила фикха сформировались как отдельная наука. Специалисты этой науки были всегда, с древних времен. Отдельные книги, вобравшие в себя эту науку, нашли широкое распространение. В настоящее время под руководством Исламской академии фикха, осуществляющей свою деятельность при Исламской организации сотрудничества, написан огромный сборник с названием «Сборник правил фикха», состоящий из сорока крупных томов. Не будет преувеличением, если скажем, что в этой огромной сокровищнице собраны правила внедрения в жизнь учений Ислама.
В исламском мире решения мусульман всегда принимались и претворялись в жизнь под началом руководителей. Никто из них не поступал от имени религии так, как ему вздумается. Каждый из нас должен непрестанно помнить эту истину.
Каждый из нас должен понимать, что у нас есть такая великая наука, как «Фикх на основе иститаъа и действительности», что эта наука является для нас огромным источником знаний, и что мы должны действовать согласно этим знаниям. Все беды, обрушившиеся на наши головы вследствие нашей безграмотности и невежественности, должны послужить для нас уроком. Мы должны быть осмотрительными в тех вопросах религии, которые связаны с обществом и жизнью многих людей, советоваться в таких вопросах с улемами и действовать на основе их указаний.