На этот вопрос улемы единогласно отвечают: «Да, подобные прискорбные ситуации случались и раньше», и приводят этому многочисленные примеры. Если основательно изучить эти проблемы, можно найти многие параллели между теми событиями и нынешним положением, между теми людьми в прошлом и нашими современниками.
Первый пример
Представители тех, кто ныне стремится показать себя миру, действуя под маской набожности, в прошлом выступали со своими притязаниями даже против первого наставника улемов — самого Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Пророк алайхиссалам предвещал, что подобные люди будут появляться и в будущем.
عن أَبَي سَعِيدٍ الْخُدْرِيّ: بَعَثَ عَلِيُّ بْنُ أَبِيطَالِبٍ t إِلَى رَسُولِ اللهِ t مِنَ الْيَمَنِ بِذُهَيْبَةٍ فِيأَدِيمٍ مَقْرُوظٍ لَمْ تُحَصَّلْ مِنْ تُرَابِهَا، قَالَ: فَقَسَمَهَابَيْنَ أَرْبَعَةِ نَفَرٍ بَيْنَ عُيَيْنَةَ بْنِ بَدْرٍ، وَأَقْرَعَ بْنِحَابِسٍ، وَزَيْدِ الْخَيْلِ، وَالرَّابِعُ إِمَّا عَلْقَمَةُ وَإِمَّا عَامِرُبْنُ الطُّفَيْلِ، فَقَالَ رَجُلٌ مِنْ أَصْحَابِهِ: كُنَّا نَحْنُأَحَقَّ بِهَذَا مِنْ هَؤُلَاءِ. قَالَ: فَبَلَغَ ذَلِكَ النَّبِيَّ t،فَقَالَ: «أَلَا تَأْمَنُونِي وَأَنَا أَمِينُ مَنْ فِي السَّمَاءِ،يَأْتِينِي خَبَرُ السَّمَاءِ صَبَاحًا وَمَسَاءً». قَالَ: فَقَامَرَجُلٌ غَائِرُ الْعَيْنَيْنِ، مُشْرِفُ الْوَجْنَتَيْنِ، نَاشِزُالْجَبْهَةِ، كَثُّ اللِّحْيَةِ، مَحْلُوقُ الرَّأْسِ، مُشَمَّرُالْإِزَارِ، فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللهِ، اتَّقِ اللهَ. قَالَ: «وَيْلَكَأَوَلَسْتُ أَحَقَّ أَهْلِ الْأَرْضِ أَنْ يَتَّقِيَ اللهَ؟» قَالَ:ثُمَّ وَلَّى الرَّجُلُ، قَالَ خَالِدُ بْنُ الْوَلِيدِ: يَا رَسُولَاللهِ، أَلَا أَضْرِبُ عُنُقَهُ، قَالَ: «لَا، لَعَلَّهُ أَنْ يَكُونَيُصَلِّي». فَقَالَ خَالِدٌ: وَكَمْ مِنْ مُصَلٍّ يَقُولُ بِلِسَانِهِمَا لَيْسَ فِي قَلْبِهِ. قَالَ رَسُولُ اللهِ t «إِنِّي لَمْأُومَرْ أَنْ أَنْقُبَ قُلُوبَ النَّاسِ، وَلَا أَشُقَّ بُطُونَهُمْ».قَالَ: ثُمَّ نَظَرَ إِلَيْهِ وَهْوَ مُقَفٍّ فَقَالَ: «إِنَّهُ يَخْرُجُ مِنْضِئْضِئِ هَذَا قَوْمٌ يَتْلُونَ كِتَابَ اللهِ رَطْبًا، لَا يُجَاوِزُحَنَاجِرَهُمْ، يَمْرُقُونَ مِنَ الدِّينِ كَمَا يَمْرُقُ السَّهْمُمِنَ الرَّمِيَّةِ». وَأَظُنُّهُ قَالَ: «لَئِنْ أَدْرَكْتُهُمْ لَأَقْتُلَنَّهُمْقَتْلَ ثَمُودَ». رواه البخاري.
Передается от Абу Саъида Худри:
«Али ибн Абу Талиб радияллаху анху отослал Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам из Йемена неочищенный от грунта небольшой золотой самородок в коже, выдубленной каразом.[1] Он алайхиссалам разделил его между четырьмя людьми — между Уяйной ибн Бадром, Акраъ ибн Хáбисом, Зайдом ал-Хайлом. Четвертым был либо Алкама, либо Áмир ибн Туфайл. Тогда один из его сподвижников сказал:
— Мы имели на это больше прав, чем они.
Весть об этом дошла до Пророка алайхиссалам и он сказал:
— Неужели вы не доверяете мне, в то время как я — доверенный Того, Кто в небесах?! Тогда как мне приходят вести с небес денно и нощно?!
В это время встал некий человек с глубоко посаженными глазами, выпирающими скулами, высоким лбом, с густой бородой, лысой головой, засученным кверху изаром[2] и сказал:
— Эй Посланник Аллаха, бойся Аллаха!
Пророк алайхиссалам сказал:
— Горе тебе! Разве не мне надлежит бояться Аллаха больше всех из обитателей земли?!
Тот отвернулся и ушел. Тогда Халид ибн Валид сказал:
— О Посланник Аллаха, ударить ли мне мечом по его шее?
Он ответил:
— Нет! Быть может, он совершает намаз.
Халид сказал:
— Сколько существуют совершающих намаз, которые устами говорят то, чего нет в их сердцах!
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Мне не было велено рыться в сердцах людей и распарывать их животы (чтобы узнать, что у них в душе).
Когда же (тот человек) уходил, Пророк алайхиссалам, смотря ему вслед, сказал:
— Из его отпрысков появятся люди, которые будут читать Книгу Аллаха так, как в миг ее ниспослания, но он (Куръан) не пройдет дальше их глоток.[3] Они вылетают из религии, как стрела вылетает из дичи, прошибая ее насквозь.
Думаю, Пророк алайхиссалам сказал еще и это: “Если я застану их, погублю их гибелью самудитов”».[4]
Передал Бухари
عَنْ أَبِي سَعِيدٍ الْخُدْرِيِّ قَالَ: بَعَثَ عَلِيٌّوَهْوَ بِالْيَمَنِ إِلَى النَّبِيِّ t بِذُهَيْبَةٍ فِي تُرْبَتِهَا،فَقَسَمَهَا بَيْنَ الْأَقْرَعِ بْنِ حَابِسٍ الْحَنْظَلِيِّ ثُمَّ أَحَدِبَنِي مُجَاشِعٍ، وَبَيْنَ عُيَيْنَةَ بْنِ بَدْرٍ الْفَزَارِيِّ، وَبَيْنَعَلْقَمَةَ بْنِ عُلَاثَةَ الْعَامِرِيِّ ثُمَّ أَحَدِ بَنِي كِلَابٍ،وَبَيْنَ زَيْدِ الْخَيْلِ الطَّائِيِّ ثُمَّ أَحَدِ بَنِي نَبْهَانَ،فَتَغَضَّبَتْ قُرَيْشٌ وَالْأَنْصَارُ فَقَالُوا: يُعْطِيهِ صَنَادِيدَأَهْلِ نَجْدٍ وَيَدَعُنَا، قَالَ: «إِنَّمَا أَتَأَلَّفُهُمْ». فَأَقْبَلَرَجُلٌ غَائِرُ الْعَيْنَيْنِ، نَاتِئُ الْجَبِينِ، كَثُّ اللِّحْيَةِ،مُشْرِفُ الْوَجْنَتَيْنِ، مَحْلُوقُ الرَّأْسِ فَقَالَ: يَامُحَمَّدُ، اتَّقِ اللهَ. فَقَالَ النَّبِيُّ t «فَمَنْ يُطِيعُ اللهَإِذَا عَصَيْتُهُ، فَيَأْمَنِّي عَلَى أَهْلِ الْأَرْضِ، وَلَاتَأْمَنُونِي». فَسَأَلَ رَجُلٌ مِنَ الْقَوْمِ - قَتْلَهُ - أُرَاهُخَالِدَ بْنَ الْوَلِيدِ - فَمَنَعَهُ النَّبِيُّ t، فَلَمَّا وَلَّى قَالَالنَّبِيُّ t «إِنَّ مِنْ ضِئْضِئِ هَذَا قَوْمًا يَقْرَءُونَ الْقُرْآنَلَا يُجَاوِزُ حَنَاجِرَهُمْ، يَمْرُقُونَ مِنَ الْإِسْلَامِ مُرُوقَالسَّهْمِ مِنَ الرَّمِيَّةِ، يَقْتُلُونَ أَهْلَ الْإِسْلَامِ وَيَدَعُونَأَهْلَ الأَوْثَانِ، لَئِنْ أَدْرَكْتُهُمْ لَأَقْتُلَنَّهُمْ قَتْلَعَادٍ».رواه البخاري.
Передается от Абу Саъида Худри радияллаху анху:
«Когда Али был в Йемене, он отослал Пророку саллаллаху алайхи васаллам малый золотой самородок вместе с песком. Пророк алайхиссалам разделил его между Акраъ ибн Хáбисом Ханзали (позднее — один из племени Бани Муджашиъ), Уяйной ибн Бадром Фазари, Алкамой ибн Уласа Амири (позднее — один из племени Бани Килаб), Зайдом Хайлом Тайи (позднее — один из племени Бани Набхан). Тогда курайшиты и ансары разгневались и сказали:
— Он отдал вельможам Неджда, оставив нас?
Он алайхиссалам сказал:
— Я хотел только сдружить их с нами.
В это время подошел некто с глубоко посаженными глазами, с выпуклым лбом, густой бородой, выступавшими скулами, лысой головой, и сказал:
— Эй Мухаммад, бойся Аллаха!
Он же алайхиссалам сказал:
— Уж если я ослушник, то кто же поклоняется Аллаху?! Аллах доверил мне руководство над обитателями земли, а вы не доверяете мне?!
Один из тех, кто стоял рядом, — думаю, это был Халид ибн Валид, — попросил позволения казнить этого человека. Но Пророк алайхиссалам остановил его. Когда (тот) отвернулся и ушел прочь, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Из его рода появятся некие люди. Они будут читать Куръан, но он не пройдет дальше их глоток. Они будут вылетать из религии, словно стрела, вылетевшая из дичи насквозь. Оставляя идолопоклонников (язычников), они будут убивать приверженцев Ислама. Если я застану их, то погублю их гибелью áдитов».[5]
Передал Бухари.
Обратим внимание, что упоминаемый в хадисах нечестивец подошел и сразу, без всяких расспросов стал обвинять Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам в несправедливости. Поиска ответов на вопросы: «В чем проявилась несправедливость? Когда, как, против кого и насколько она проявилась?», совершенно не было. Этот невежда посчитал, что если поступила милостыня и если она была распределена, значит, здесь не обошлось без несправедливости. Поэтому, измерив все своей меркой, он не поскупился на клевету. Сами мунафики (лицемеры) всегда поступают несправедливо, поэтому думают, что так поступают все остальные. Если не так, то почему не задумываются о том, кого они упрекают? Ведь это Посланник Аллаха! Это человек, который послан в этот мир именно для установления справедливости! Поэтому Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал ему:
«Горе тебе! Разве не мне надлежит бояться Аллаха больше всех из обитателей земли?!»
Поступок этого мерзкого лицемера был настолько тяжким, что присутствовавшие сподвижники подумали, что он совершил грех, достойный смерти. Халид ибн Валид радияллаху анху сказал:
«О Посланник Аллаха, ударить ли мне мечом по его шее?»
Это гнусная клевета! Пустые утверждения! Нет ни доказательств, ни аргументов. Как мы сказали выше, есть только клевета, основанная лишь на подозрении, дескать, если поступила добыча и если она распределена, стало быть, здесь присутствует несправедливость.
Это и есть доказательство того, что во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам против него выступали не только иноверцы, но и те, кто заявлял о своем мусульманстве.
Слова Пророка алайхиссалам: «Из его рода появятся некие люди. Они будут читать Куръан, но он (Куръан) не пройдет дальше их глоток. Они будут вылетать из религии, словно стрела, вылетевшая из дичи насквозь. Оставляя идолопоклонников (язычников), они будут убивать приверженцев Ислама», оказались чудом, настоящим пророчеством о несчастьях в будущем.
Запомните этих людей, приметы которых описаны в пророческих словах. И в будущем именно такие люди будут провоцировать фитну.
[1] Караз — крупное дерево с мелкими листьями, схожее с ореховым деревом. Кожа, выдубленная веществом, изготовленным из его листьев, считалась самой лучшей.
[2] Изар — предмет одежды для нижней части тела.
[3] То есть Куръан они будут только читать, а польза и смысл не достигнут их сердец.
[4] Фраза «Если я застану их, погублю их гибелью самудитов» означает «погублю, как Аллах истребил всех самудитов».
[5] То есть погублю, как Аллах погубил весь народ Áд.