2. В лингвистике.
Как уже упоминалось выше, одним из важнейших столпов науки усул является владение арабским языком. Это означает чрезвычайно глубокое освоение до тончайших подробностей арабской грамматики, синтаксиса, морфологии, риторики, поэзии, этимологии и тафсира. Без овладения этими науками ошибок не избежать, что является утвердившейся и проверенной опытом истиной. При провозглашении того, что вы назвали «халифатом», был использован лозунг «Это обещание Аллаха». Человек, который сформулировал это заявление, намеревался намекнуть на цитируемый ниже аят.
Всевышний Аллах в суре «Нур» сказал:
«Обещал Аллах тем, которые из вас уверовали и творили праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, которые были до них, и непременно укрепит им их религию, которую одобрил для них, и непременно заменит им после их страха безопасностью. Поклоняются они Мне, и не придают Мне в сотоварищи ничего. И кто не уверовал после этого, то они — нечестивцы» (аят 55).
Но обособленно связывать этот или какой-либо другой аят в Куръане с каким-либо событием, обстоятельством совершенно неправильно. Особенно, когда прошло более 1400 лет после ниспослания аята. Как мог Абу Мухаммад ал-Аднани сказать, что так называемый вами халифат — это «обещание Аллаха»? Даже если и предположим, что его утверждение правильно, то он должен был сказать: «Это из обещаний Аллаха». Помимо этого, здесь существует еще одна, другая лингвистическая ошибка. Он присвоил слову истихлаф (правопреемство) значение притязаемого «халифата». Нижеприводимый аят служит доказательством тому, что такое употребление слова неправильно.
Всевышний Аллах в суре «Аъраф» сказал:
«Быть может, Господь ваш погубит вашего врага, и сделает вас наместниками на земле, и посмотрит, как вы поступите (какие деяния совершите)!» (аят 129).
Здесь слово «истихлаф» употреблено в смысле преемственности, то есть прихода и обоснования на земле одного народа вместо другого народа. Здесь не подразумевается значение «править на основе какой-то определенной политической системы».
Согласно Ибн Таймие, в Куръане нет тарадифа — синонимичности[1]. Есть разница между «хилафа» и «истихлаф». Ат-Табари в своем тафсире Куръана говорит: «Фраза “…сделает вас наместниками” (ва йастахлифукум) означает: “Аллах сделает вас наместниками на земле после того, как погубит их”, и теперь “вы не будете бояться ни их, ни кого-либо другого помимо них”». Следовательно, смысл слова «истихлаф» здесь не означает власть, а означает сделать определенную территорию местожительством, проживание на той земле.
3. Чрезмерное упрощение.
Недопустимо облегчать все подряд и чрезмерно упрощать все дела. В особенности недопустимо брать лишь фрагмент из Куръана, его один аят или фразу из него, и не понимая при этом его смысла и не приводя его в соответствие со всем контекстом, говорить о каком-нибудь положении. Также недопустимо говорить: «Ислам — это простая религия и Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его благородные сподвижники были простыми, так зачем же усложнять Ислам?» Однако именно это сделал Абул Барá Хинди в своем видеообращении, распространенном в Интернете в июле 2014 года. В нем он говорит: «…Откройте мусхаф, прочитайте аяты о джихаде и все станет ясно. Все ученые говорят мне: “Это фард, а это — не фард, сейчас не время для джихада”. Оставьте всех и прочтите Куръан и вы будете знать, что такое “джихад”».
Люди должны понять, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его благородные сподвижники обходились самыми меньшими материальными средствами, без сложной технологии, но они были более великими в фикхе, и интеллекте, и сообразительности, чем мы можем себе представить. Тем не менее, лишь небольшое число сподвижников рассматривались как могущие выносить фатвы.
Аллах субханаху ва таъала сказал:
«…Разве равняются те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Зумар», аят 9).
Всевышний Аллах также предписывает:
«Спросите людей зикра, если вы не знаете…» (сура «Анбийа»,аят 7).
И еще Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«…И если бы они вернули его [дело] к посланнику и к руководителям из них [самих], непременно узнали бы его те из них, которые докапываются до сути его» (аят 83).
Таким образом, фикх это не простое дело и не каждый может говорить авторитетно на эту тему или издавать фатвы.
Всевышний Аллах в суре «Раъд» сказал:
«…Поистине, не поминает [это] никто, кроме обладателей разума» (аят 19).
Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто скажет из Куръана слово без обладания знанием, пусть готовится к своему месту в аду».
Также, пусть некоторые люди прекратят высказывание слов, вроде «они мужчины, и мы тоже мужчины», в смысле, они смогли и мы сможем. Если кто и говорит так, это ничего не меняет, все же они не обладают той сметливостью и способностью понимать вещи, которые были у благородных сподвижников и благочестивых имамов, праведных предков.
4. Разногласия.
Что касается разногласий во мнениях, то они бывают двух видов: порицаемые и одобряемые.
По поводу порицаемых разногласий Всевышний Аллах в Куръане сказал:
«И разделились те, которым была дана книга, лишь после того, как пришло к ним ясное доказательство» (сура «Баййина», аят 4).
Что же касается одобряемых разногласий, Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
«И наставил на праведный путь Аллах тех, которые уверовали, в том, в чем из истины впали в разногласие по Его дозволению. И Аллах наставит на прямой путь кого пожелает» (аят 213).
Таково мнение, выраженное имамом Шафиъи в книге «ар-Рисала». Трое других имамов и все улемы за прошедшие тысячи с лишним лет, придерживаются этого мнения.
Когда возникает разногласие среди признанных имамов, то должно быть выбрано более милосердное, лучшее мнение из того, по поводу чего существуют разногласия. Строгого, сурового и усложняющего подхода следует избегать, так же как следует избегать и идеи о том, что строгий подход есть мера богобоязненности (таква).
Всевышний Аллах в суре «Зумар» сказал:
«И следуйте за прекраснейшим, что ниспослано вам от вашего Господа» (аят 55).
:Еще Он в суре «Аъраф» сказал
«Будь снисходителен и повелевай к одобряемому и отвернись от невежд!» (аят 199).
Всевышний Аллах в суре «Зумар» сказал:
«[Благовести же тех из Моих рабов], которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Они — те, которых наставил на праведный путь Аллах. Они и есть обладающие разумом» (аят 18).
В достоверном хадисе передается, что Аиша радияллаху анха сказала: «Каждый раз, когда стоял выбор между двумя делами, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам всегда выбирал более легкий (из них)»[2].
Более строгое расположение, мнение не должно рассматриваться как более богобоязненное, благочестивое, религиозное или искреннее к Аллаху. Ибо строгость нельзя назвать наивысшей степенью религиозного, искреннего к Аллаху человека. На самом деле, в строгом подходе есть превышение пределов.
Всевышний Аллах в Куръане сказал:
«Желает Аллах вам облегчения и не желает вам затруднения…» (сура «Бакара», аят 185).
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Не будьте строгими по отношению к себе, дабы Всевышний Аллах не был суровым (строгим) по отношению к вам. Одно племя людей было строгим к самому себе и тогда Аллах проявил суровость (строгость) по отношению к ним».[3]
Поистине, строгость в религии есть обольщение. Конечно, человек со строгим подходом естественным образом говорит себе: «В этом деле я более строг относительно других», то есть тем самым он станет считать себя более совершенным относительно других. Уже в самом этом есть дурное предположение о других.
Всевышний Аллах ниспослал Священный Куръан не для того, чтобы люди страдали и были несчастными.
Он в суре «То Ха» сказал:
«Та Ха. Мы ниспослали тебе Куръан не для того, чтобы ты стал несчастен» (аяты 1-2).
Стоит также отметить, что большинство людей, которые принимали мусульманство на протяжении всей истории, принимали Ислам благодаря вежливому, красивому призыву (даъва хасана).
Всевышний Аллах в Куръане сказал:
«Призывай к пути Господа твоего с мудростью и прекрасным увещеванием, и препирайся с ними посредством того, что наипрекрасно! Поистине, Господь твой — Он Лучше Знающий тех, кто впал в заблуждение с Его пути, и Он — Лучше Знающий наставившихся на праведный путь» (сура «Нахл», аят 125).
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Будьте вежливыми (любезными) и остерегайтесь насилия и скверной речи»[4].
Хотя Ислам распространился на территорию от Хорасана до Северной Африки, большая часть жителей этих земель оставались христианами на протяжении сотни лет до тех пор, пока некоторые из них постепенно не приняли Ислам. Они становились мусульманами благодаря доброжелательному призыву, а не строгости и принуждению. Поистине, крупные страны и целые континенты приняли Ислам не в следствие фатха, а через призыв (даъва). К примеру, такие страны, как Индонезия, Малайзия, а также страны Западной и Восточной Африки и другие обратились в Ислам не под давлением силы, а посредством прекрасных увещеваний, красивых личных примеров.
Следовательно, строгий подход не является ни мерой богобоязненности, ни выбранным путем для распространения Ислама.
[1] Шейх Ибн Таймия в книге «Маджмуъул фатава» сказал: «В лексике синонимичных слов мало. В словах Куръана же они редки, их почти нет» (341/13). Рагиб Асфагани в своей книге «Муфрадатул Куръан» написал: «После этой книги я написал еще одну книгу, которая излагает доподлинное исследование синонимов и различия между ними. Таким образом уразумевается, что каждое известие (значение) свойственно для одного из синонимичных слов» (стр.55).
[2] Сахихул Бухари, «Книга худуд» (6786). Сахихул Муслим, «Книга достоинств» (2327).
[3] Сунан Абу Давуда, «Книга нравственности» (4804).
[4] Сахихул Бухари, «Книга нравственности» (6030).