9. Объявление людей неверными (такфир).
Одним из проблем, возникших вследствие неправильного понимания, является объявление людей кафирами (неверными). В действительности это дело взято из сочинений «Усулу саласа» и «Навакизул Ислам» Мухаммада ибн Абдулваххаба.[1] В вопросе такфира автор превысил все пределы и вышел за рамки дозволенного. В этом вопросе он даже обошел двух своих шейхов — Ибн Таймию и Ибн Каййума. Вкратце, суть этого вопроса в действительности сводится к следующему:
1) В Исламе, каждый, кто говорит «Лаа илааха иллаллах, Мухаммадур Расулуллах» (Нет божества, кроме Аллаха, Мухаммад — Посланника Аллаха), станет мусульманином. И того, кто выполняет столпы Ислама, недопустимо объявлять кафиром, то есть неверным. Всевышний Аллах в суре «Тавба» сказал:
«Если же покаются и станут безупречно совершать намаз и давать закáт, то отпускайте их на своем пути. Поистине, Аллах — Прощающий, Милосердный» (аят 5).
К тому же, Пророк алайхиссалам сказал: «Горе вам! Смотрите же! Не становитесь после моей смерти заново неверующими, рубящими друг друга».
В другом хадисе Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Тот, кто говорит “Лаа илааха иллаллах”, сохранил (в безопасности) от меня свою жизнь и свое имущество, за исключением, разрешенного шариатом. Его расчет — на Самом Аллахе».[2].
Ибн Умар радияллаху анху и Аиша радияллаху анха также сказали: «Недопустимо объявлять людей киблы[3] неверными».[4]
2) Этот вопрос весьма опасен тем, что им пользуются, чтобы оправдать пролитие мусульманской крови, нарушение неприкосновенности их имущества и прав.
Всевышний Аллах в суре «Ниса» сказал:
«А кто убьет верующего умышленно, то воздаяние ему — геенна, вечно пребывающим в ней. И разгневался Аллах на него и проклял его, и уготовил ему великое мучение!» (аят 93).
Кроме того, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Кто скажет своему собрату “Эй, неверный!”, то один из них непременно станет таковым».[5]
Всевышний Аллах категорически запретил убийство кого бы то ни было, кто устно заявляет о своем мусульманстве:
«…Если же отступили от вас и не стали сражаться с вами и предложили вам мир, то не сделает [не даст] Аллах вам пути против них» (сура «Ниса», аят 90).
Пророк саллаллаху алайхи васаллам предостерегал от обвинения людей в ширке (многобожии)[6] и использовании меча против них. В частности, он алайхиссалам сказал: «Больше всего вызывает мое опасение за вас то, что человек, читавший Куръан..., затем, отчудившись от него, отбросит его за спину и поднимет меч против своего соседа, обвинив его в ширке».[7]
Недопустимо убивать не только невооруженного и невоюющего мусульманина, но и любого человека, кто безоружен и не воюет. Как известно, когда Усама ибн Зайд убил человека, произнесшего «Лаа илааха иллаллах», Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам вновь и вновь спрашивал его: «Неужели ты убил его даже после того, как он сказал: “Лаа илааха иллаллах”?!», Усама радияллаху анху ответил: «О Посланник Аллаха! Он сказал это из-за страха, боясь нашего оружия». Тогда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Разве ты заглядывал, вскрыв его сердце?!».[8]
В Интернете, на канале YouTube был распространен видеоролик, где Шакир Вахиб, имеющий отношение к так называемому ИГИШ, остановил двух безоружных гражданских лиц. Те сказали, что они мусульмане. Он спросил их о количестве ракъатов[9] в определенных намазах. Стоило им ошибиться в ответе, он убил их. Как же это прискорбно! Ведь это же харамно, это преступление!
3) Деяния людей зависят от их намерения. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Поистине, деяния — [только] по намерениям. И поистине, каждому человеку — [только] то, на что он вознамерился...».[10]
Всевышний Аллах в суре «Мунафикун» сказал:
«Когда придут к тебе мунафики (лицемеры), скажут: “Свидетельствуем, что поистине, ты — действительно посланник Аллаха”. А Аллах знает, что поистине, ты — действительно посланник Его и Аллах свидетельствует, что поистине, мунафики — действительно лжецы» (аят 1).
Здесь Всевышний Аллах характеризует мунафиков (лицемеров) как тех, кто «свидетельствует, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам является пророком». Таким образом, по сути, слова лицемеров в отношении Пророка являются неоспоримым фактом, но их слова, хотя само по себе это правда, представляют собой ложь, потому что они намеревались сказать ложь. Это ложь, потому что они сказали истину только на устах, а Аллах знает, что сердца их отвергают истину.
Это означает, что неверие обуславливается наличием намерения о неверии. Стало быть, просто высказанные по рассеянности слова или совершенные по неведению поступки еще не являются куфром — неверием. Недопустимо обвинять кого-либо в неверии без доказательства умысла неверия, то есть без наличия такового намерения. Недопустимо обвинять кого-либо в неверии без утверждения с его стороны такового намерения. Возможно, что человек был принужден к этому, или сказал это невольно, просто не вникая в смысл, или по невежеству, или будучи сумасшедшим, либо не имел в виду этого. Возможно также, что при понимании этого дела (при рассмотрении вопроса о куфре) была допущена ошибка.
Всевышний Аллах в суре «Нахл» сказал:
«Кто проявит неверие в Аллаха после своей веры, — кроме тех, кто был принужден, тогда как их сердца успокоившиеся верой, — тот, кто раскрыл неверию свою грудь, на них гнев от Аллаха и им мучение великое» (аят 106).
Недопустимо толкование действий человека со слов другого человека, особенно, когда есть разногласия среди мусульман в отношении этого конкретного поступка. Только сам человек может толковать и интерпретировать свои поступки. Кроме того, запрещается объявлять других неверными в тех вопросах, в котором существуют разногласия среди мусульманских ученых. Точно также недопустимо объявлять неверными целые группы. Неверным человека можно признать только по его деянию и намерению.
Всевышний Аллах в суре «Зумар» сказал:
«И не понесет носящая [душа] ношу другой» (аят 7).
Наконец, воспрещается объявлять неверными тех людей, которые сомневаются по поводу неверия других, или не объявляют их неверными. Причина, по которой этот вопрос рассматривается в таких подробностях, заключается в том, что вы принудительно распространяли среди людей книги Мухаммада ибн Абдулваххаба, как только вы дошли до Мосула и Алеппо. В любом случае, ученые, в том числе и Ибн Каййум ал-Джавзийя, различают действия неверного (кафира) и объявление людей неверными. Даже если человек совершает поступок, в котором есть элементы неверия, это вовсе не говорит о том, что этот человек может быть неверным, так как эти элементы могли иметь место по причинам, о которых было упомянуто выше.
Имам Захаби сказал, что его учитель ближе к концу своей жизни говорил: «Я не объявлю ни одного человека из этой уммы неверным... Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: “Каждый, кто всегда пребывает в омовении, является только муъмином (верующим). Тот, кто соблюдает предписанные намазы с омовением — мусульманин”».[11] Здесь присутствует важный момент. И он заключается в том, что Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Скрытый ширк — это когда человек совершает намаз и украшает свой намаз для глаз наблюдающих за ним людей».[12] Таким образом, Пророк описал природу рийа в намазе как «скрытый ширк», что является малым ширком. Если этот малый ширк, в которую впадают некоторые верующие, был совершен среди некоторых абидов,[13] то его нельзя назвать большим (тяжким) ширком, и совершившего его человека нельзя назвать кафиром, недопустимо его называть вышедшим из религии. Ибо кроме пророков и посланников, все другие люди поклоняются Аллаху исходя из своих возможностей, а не так, как того заслуживает Всевышний.
Всевышний Аллах в суре «Анъам» сказал:
«И не оценили они Аллаха надлежащей Ему ценой…» (аят 91).
Еще Всевышний Аллах в суре «Исра» сказал:
«И спросят тебя о духе. Скажи: “Дух — из дел Господа моего. И не дано вам знания [о нем], кроме малого”» (аят 85).
Тем не менее, Аллах принимает такие поклонения. И люди не в состоянии постичь Аллаха и истину ибадата Ему. Потому что Всевышний Аллах в суре «Шура» сказал:
«Нет подобного Ему ничего» (аят 11).
Также Всевышний Аллах в суре «Анъам» сказал:
«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры» (аят 103).
Мы знаем о Нем только то, что Он Сам явил нам через вахий или то, о чем известил нас Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам.
Всевышний Аллах в суре «Гофир» сказал:
«Низводит Он дух по Своему повелению тому, кому пожелает из Своих рабов» (аят 15).
Раз так, то как же кто-то может поднимать меч против других просто потому, что те не поклоняются Аллаху так, как Он того заслуживает?
Никто не поклоняется Аллаху в той мере, как Он того заслуживает. Разве что если Он Сам пожелает этого. Более того, вопрос ширка среди арабов не актуален, так как Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Шайтан потерял надежду по поводу того, что совершающие намаз на Аравийском полуострове будут поклоняться ему, но есть сеяние им розни среди них».[14]
[1] Мухаммад ибн Абдулваххаб (1703-1792) — основатель религиозно-политического течения «ваххабийа» (ваххабизм), возникшего в 18 веке в центральной Аравии. В своих взглядах он вышел за рамки учения Ахлус сунна вал джамаъа, которое объединяет убежденческие взгляды четырех признанных мазхабов фикха, обрел известность именно своими идеями, крайне противоречащими учениям этих мазхабов. Позже его последователей стали называть ваххабитами. Ваххабиты называют себя «салафитами», поскольку они считают, что придерживаются пути «салафус салихин» — праведных предков, подразумевая сподвижников Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и последующих поколений праведных мусульман. В действительности же, ваххабиты (салафиты) — это превысившие все рамки дозволенного заблудшие люди. Они игнорируют исламскую традицию передачи знаний, пытаются толковать аяты Куръана и хадисы, не имея достаточных для этого знаний. Преобладающее большинство (джумхур) улемов общепризнанных мазхабов Ахлус сунна вал джамаъа утверждают, что современный салафизм не имеет ничего общего с образом жизни салафус салихин — праведных предков. Политическая направленность течения проявляется в том, что его цели и действия радикального характера нацелены на приход к власти.
[2] Сахихул Бухари, «Книга джихада» (2946).
[3] Люди киблы (ахлу кибла) — подразумеваются все мусульмане, то есть все люди, обращающиеся в своих намазах в направлении одной киблы — Каъбы.
[4] Так приводится в книге «Маджмаъуз заваид» Хафиза Хайсами.
[5] Сахихул Бухари, «Книга нравственности» (6104).
[6] Ширк — придавать Аллаху сотоварищей в убеждении и поклонении, то есть любой вид уподобления чего-либо или кого-либо Аллаху, а также признание чего-либо как божества-сотоварища Аллаха (также см. мушрик).
[7] Сахиху Ибн Хиббан (282/1).
[8] Усама ибн Зайд радияллаху анхума говорит: «Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам отправил нас в направлении Хурака. Мы напали на то племя на рассвете и победили их. Я и один ансари встретили одного человека из них. Мы его окружили. Тот произнес “Лаа илааха иллаллах!”. Ансари остановился, я же убил его, вонзив в него копье. Когда мы прибыли (в Медину), весть об этом дошла до Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Он сказал: “О Усама! Неужели ты убил его даже после того, как он сказал: «Лаа илааха иллаллах»?!” Я сказал: “Он хотел лишь спастись”. Он же (Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам) вновь и вновь повторял свои слова, что я даже стал грезить, если бы только я не стал мусульманином раньше того дня».
[9] Ракъат — цикл в намазе, состоящий из определенных действий. Например, в намазе фаджр два ракъата, в намазе аср — четыре и т.п.
[10] Сахихул Бухари, «Книга о начале вахий» (1), Сахихул Муслим, «Книга эмирства» (1907).
[11] «Сийару аъламун нубала» (393/11).
[12] Сунан Ибн Маджи, «Книга зухда» (4204).
[13] Абид — человек, посвятивший себя поклонениям и премного совершающий дополнительные ибадаты.
[14] Сахихул Муслим, «Книга сифатов Дня воскрешения, рая и ада» (2812).