10. Люди книги.
Говоря об арабских христианах, вы предоставили им три варианта выбора: джизйу,[1] меч или обращение в Ислам. Вы утопили их дома в крови, разрушили их церкви, а в некоторых случаях ограбили их дома и имущество. Вы убили некоторых из них и вынудили многих других покинуть свои дома, не взяв ничего, кроме одежды на себе. Эти христиане не были боевиками, воюющими против Ислама. Они не посягали на кого-либо, а были друзьями, соседями и соотечественниками местному населению. С точки зрения шариата они все жили согласно древним соглашениям, которым около 1400 лет, и решения о джихаде в отношении них не применялись. Некоторые их предки сражались в рядах войска Пророка саллаллаху алайхи васаллам против ромеев. Таким образом, с тех пор они признавались гражданами этих территорий. Эти христиане находятся под защитой договоров, которые были гарантированы им Умаром ибн Хаттабом радияллаху анху, Халидом ибн Валидом радияллаху анху, умавиями (омейядами), аббасидами, усманскими (османскими) правителями. Словом, они не чужие на этих землях, а скорее, они из коренных народов этих земель с доисламских времен, они не враги, а друзья. Как же вы можете относиться к ним, как к врагам, тогда как за последние 1400 лет они защищали свои страны от крестоносцев, колонизаторов и других захватчиков? Тогда как Аллах в Куръане говорит:
«Не запрещает вам Аллах относительно тех, которые не сражались с вами из-за религии и не выводили вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним. Поистине, Аллах любит справедливых!» (сура «Мумтахана», аят 8).
Что касается джизйи, в шариате существует два типа джизйи.
Первый тип джизйи — когда она дается добровольно, с готовностью подчиниться. Это джизйа, которая взимается с тех, кто воевал против Ислама. Это понимается из изречений Аллаха:
«Сражайтесь с теми, которые не веруют в Аллаха и в Последний день, и не считают харамным то, что сделал харамным Аллах и Его Посланник, и не исповедуют религию истины — из тех, которым дарована книга, — пока они не дадут джизйу своими руками, будучи покорными» (сура «Taвба», аят 29).
В этом аяте подразумеваются те, кто первыми напали на мусульман и развязали войну. О них в более ранних аятах этой же суры сказано:
«Неужели не станете сражаться против народа, что нарушил свои клятвы и вознамерился изгнать Посланника [из родины], тогда как они первыми начали [войну против] вас?! Неужто боитесь их?! Ведь Аллах более достоин, чтобы Вы боялись Его, если вы — верующие!»[2] (сура «Taвба», аят 13).
Второй тип джизйи налагается на тех, кто не вел войну против Ислама, и взимается на основе договора, не проявляя грубость. Умар ибн Хаттаб согласился называть такую джизйу садакой.[3] Такой тип джизйи взимается вместо закáта, которого дают только мусульмане и который в количественном соотношении больше, чем джизйа. Джизйа взимается и хранится в Байтулмале — государственной казне для последующего распределения среди граждан, в том числе среди нуждающихся христиан, как это делал Умар радияллаху анху.[4]
11. Язиды.
Вы воевали против язидов под знаменем джихада, но они не сражались ни против вас, ни против мусульман. Вы считали их приверженцами шайтана и дали им выбор: быть убитыми или принять Ислам. Вы убили сотни из них и закопали в массовых захоронениях. Вы стали причиной смерти и страданий сотен других людей. Если бы не вмешательство американцев и курдов, были бы убиты десятки тысяч мужчин, женщин, детей и стариков. Все это — бесчеловечное преступление. С точки зрения шариата они являются огнепоклонниками. Следовательно, к ним должны относиться так, как относятся к людям книги.[5] Ибо Всевышний Аллах в суре «Хадж» сказал:
«Поистине, те, которые уверовали, и те, которые были иудеями, и сабииты,[6] и христиане, и огнепоклонники, и многобожники — поистине, Аллах рассудит их между собой в День воскресения. Поистине, Аллах над каждой вещью Свидетель!» (аят 17).
Если Вы сомневаетесь, что они являются людьми книги, то с точки зрения шариата, многие ученые из числа праведных предков приравнивали их к огнепоклонникам на основании изложенных хадисов. Умавии (омейяды) рассматривали индусов и буддистов как зимми.[7] Как утверждает Куртуби,[8] Авзаъи сказал: «Джизйа налагается на каждого, кто поклоняется идолам, огню, на отрицающих или считающих ложью». Такова позиция и мазхаба Маликийа, потому как имам Малик придерживался мнения, что джизйа взимается со всех идолопоклонников и неверующих, будь то араб или неараб. Джизйа не взимается только с муртадов (вероотступников).[9]
12. Рабство.
Истина, которую не отрицал ни один из улемов Ислама, заключается в том, что одним из решительных целей Ислама является отмена рабства. Аллах в суре «Балад» сказал:
«И что дало тебе знать, что такое преграда?! Освобождение раба! Или кормление в день голода» (аяты 12-14).
Также Всевышний Аллах в суре «Муджадала» сказал:
«…освобождение раба до того, как они коснутся друг друга» (аят 3).
Если посмотреть на сунну Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он освобождал всех рабов и рабынь, которые были в его распоряжении или которые были дарованы ему.[10]
Уже более века, как мусульмане и даже весь мир объявили рабство харамом и преступлением. Это стало вехой в истории человечества. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам касательно Хилфул фузул (Договор людей чести),[11] который существовал во времена доисламской джахилии, впоследствии сказал: «Если бы мне, уже будучи в Исламе, предложили вступить в него, я бы непременно принял [предложение]».[12] Вы же, по прошествии ста лет, нарушили иджмаъ всего мусульманского мира о запрещении рабства и взяли женщин в качестве пленниц и поработили их, и таким образом возродили фитну, новую порчу на земле, приложили руки к распутству и бесчинству. Вы заново взбудоражили то, против чего неустанно боролся шариат. Вы нарушили соглашение, согласно которому более века назад весь мир единодушно объявил рабовладельчество харамом, конвенцию о котором подписывали все исламские государства.
Всевышний Аллах в Куръане сказал:
«И будьте верны обещанию (договору)! Поистине, обещание — дело ответственное» (сура «Исра», аят 34).
Теперь вы понесете ответственность за это большое преступление. Ибо если в последующем другие будут посягать на мусульман, на мусульманских женщин, то этот грех будет на вас.
13. Икрах (принуждение).
Всевышний Аллах в суре «Гошийа» сказал:
«Ты над ними не властитель» (аят 22).
Всевышний Аллах в суре «Бакара» сказал:
«Нет принуждения в религии» (аят 256).
Он также в суре «Юнус» сказал:
«А если бы пожелал твой Господь, то непременно уверовали бы все те, кто на земле, вместе. Неужто ты станешь принуждать людей, пока не станут верующими?» (аят 99).
Еще Всевышний Аллах в суре «Кахф» сказал:
«И скажи: “Истина — от вашего Господа. Кто же пожелает, пусть уверует, а кто пожелает, пусть проявит неверие» (аят 29).
Всевышний Аллах в суре «Кафирун» сказал:
«Вам — ваша религия, и мне — моя религия!» (аят 6).
Известно, что аят «Нет принуждения в религии» (cура «Бакара», аят 256) был ниспослан после фатха Мекки. Следовательно, никто не может утверждать, что он был упразднен — стал мансухом. Вы же принуждали людей принять Ислам так же, как и принуждали мусульман принять ваши взгляды. Вы также принуждали принимать ваши взгляды всех тех, кто находился под вашим контролем, в каждом вопросе, большом или малом, даже в вопросах, которые касаются отношений между человеком и Аллахом. В Рикке, Дейрул Зуре и других районах, находящихся под вашим контролем, вы разместили среди людей своих вооруженных групп. Эти вооруженные группы, называющие себя «Совершающими расчет» («Хисба»), вели себя так, словно они были посланы Аллахом, подвергали людей допросу об их деяниях (расчету), поочередно заставляли людей выполнять Его заповеди. Ни один из сподвижников не поступал так, и это никак не может быть признано как амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар — повелевание к одобряемому и отвращение от порицаемого. Ваши действия ничто иное, как принуждение, насилие, постоянные запугивания, и только. Если бы Аллах хотел этого, то Он обязал бы людей выполнять предписания Своей религии до мельчайших подробностей, не оставляя им выбора.
Всевышний Аллах в суре «Раъд» сказал:
«Разве не знают те, которые уверовали, что если бы Аллах пожелал, непременно наставил бы на праведный путь всех людей?» (аят 31).
Также Всевышний Аллах сказал:
«Если Мы пожелаем, ниспошлем на них с неба аят (чудо), и станут их шеи пред ним поклонившимися [в покорности]» (сура «Шуара», аят 4).
[1] Джизйа (جزْية) — подушная подать с иноверцев (зимми) в мусульманских государствах, от которой освобождались женщины, старики, инвалиды, нищие, рабы, монахи (до начала VIII века) и христиане, воевавшие в мусульманской армии. Джизйа возлагалась только на взрослых мужчин, способных воевать.
[2] Ибн Джарир Табари в своем «Тафсире» говорит: «Слова Всевышнего “Сражайтесь с теми, которые не веруют в Аллаха и в Последний день…” не отменяют повеление о помиловании, прощении…, ведь если бы было обратное, было бы недопустимым помиловать их даже после того, как по исходу битвы они признали свое поражение и согласились давать джизйу».
[3] Садака (صدقة) — милостыня; слово садака имеет значение «подтверждения», а в даче садаки — милостыни, когда верующий тратит свое имущество, есть значение подтверждения веры, то есть совершения благодеяния. Также и здесь, джизйа в смысле садаки является подтверждением покорности и лояльности.
[4] Факихы сказали: «Если некоторые из них примкнут к мусульманским воинам, то следует освободить их от джизйи», как это имело место при халифстве Умара ибн Хаттаба радияллаху анху.
[5] «Муваттаъу Малик», «Книга зáката» (617), Муснад Шафиъи (1008).
[6] Сабииты — часть арабов-многобожников, которые до Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, не смирившись с поклонением своего народа идолам и истуканам, стали искать новое вероубеждение и в итоге решили следовать религии Ибрахима алайхиссалам и отделились от своих соплеменников. Это название им дали многобожники — «сабииты» означает «отвернувшиеся от религии своих отцов».
[7] Зимми (ذمي) — немусульманин, свободно проживающий под покровительством и защитой исламского государства. Исламское государство гарантирует и обеспечивает неприкосновенность его имущества, чести и свободы вероисповедания.
[8] Тафсирул Куртуби (110/8).
[9] Муртад — досл. «отклонивший», «отвергнувший», «отрекшийся»; вероотступник, то есть мусульманин, отрекшийся от веры и вышедший из Ислама.
[10] Ибн Касир, «Бидая ва нихая» (284/5); В ней сказано: «Пророк саллаллаху алайхи васаллам освободил некоторых рабов и рабынь… Ни одного из них он не оставил в качестве наследства».
[11] Хилфул фузул — досл. «договор достойных»; еще в доисламский период невежества группа благородных, достойных жителей Мекки, в том числе и Мухаммад алайхиссалам, собрались в доме Абдуллаха ибн Джадъана, где посовещались и именем Аллаха заключили договор помогать нуждающимся, защищать слабых и беспомощных, восстановить справедливость, если обидчиками попирались права пострадавших. Курайшиты назали это «хилфул фузул» — договором достойных людей.
[12] Байхаки, «Маърифату сунани ва асар» (135/11), Байхаки, «Сунанул кубра» (596/6), Ибн Хишам, «Сийратун Набавийа» (266/1).