Передается от Ибн Аббаса радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Один факих [враждует] против шайтана сильнее, чем тысяча абидов».
Передал Тирмизи.
Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам повествует о том, насколько велики достоинства ученого религиозных наук. Чтобы ярче выразить его преимущества, ученый религиозных наук сравнивается с абидом. Абид — человек, посвятивший себя поклонению, уделяющий много внимания и времени дополнительным (xe "нафл"нафл) ибадатам. Несомненно, такой человек обладает большими достоинствами. Большинство уважает его именно за то, что он является богопоклоняющейся личностью.
Однако при сравнении, достоинства даже тысячи абидов не могут сравниться с достоинством одного ученого. Почему? Потому что человек с качествами абида не очень много ведает о науках, если и ведает, то использует знания только для себя. В большинстве случаев, когда богопоклонникам не хватает знаний, случается, что они, столкнувшись с наущением шайтана, сбиваются с праведного пути. Поэтому абид не может оказать должного сопротивления шайтану. Вернее, не сможет противостоять против деяний и происков шайтана.
А алим — ученый человек, благодаря xe "знания"знаниям, данным ему Всевышним Аллахом, осведомлен обо всех уловках и хитростях шайтана и хорошо знает о мерах противодействия им. Где бы шайтан ни наущевал людей, сколько бы ни пытался сбить их с правильного пути, там появляется ученый и принимает необходимые меры против его наущений. Поэтому один алим для шайтана считается более сильным врагом, чем тысячи абидов.
Поэтому в Исламе высоко ценятся ученые религиозных наук. Историческим опытом доказано, что там, где есть ученые, люди меньше подвергаются наущениям шайтана. В обществе, где будет необходимое количество религиозных ученых, наущений шайтана будет мало. Своими проповедями и наставлениями ученые сдерживают народ от услужения шайтану и постоянно напутствуют их на путь Аллаха. А в обществе, где нет ученых или их недостаточно, люди превращаются в слуг шайтана.
Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы среди нас было как можно больше ученых. Имеющихся же ученых, как важных для общества и страны людей, мы должны поощрять и награждать по заслугам.
عَنْ عُثْمَانَ t عَنِ النَّبِيِّ t قَالَ: يَشْفَعُ يَوْمَالْقِيَامَةِ ثَلاَثَةٌ اْلأَنْبِيَاءُ ثُمَّ الْعُلَمَاءُ ثُمَّ الشُّهَدَاءُ. رَوَاهُابْنُ مَاجَهْ.
Передается от Усмана радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— В Судный день совершают шафаъат (заступаются)[1]трое: пророки, алимы и мученики».
Передал Ибн Маджа.
Из смысла хадиса видно, что исламские улемы будут в почете не только в этом преходящем мире, но и в загробном. В Судный день улемы удостоятся высокого звания вслед за пророками. Их степень будет выше, чем у мучеников, которые отдали свою жизнь на пути Аллаха, в борьбе за Ислам. Всем нам известно, что собой представляет Судный день. Также всем хорошо известно, что в этот День все будут пребывать в горести, тревоге и страхе, никому не будет дела до другого. И в такой день Аллах предоставит трем категориям людей особые привилегии. Для них будет сделано исключение в испытании этих страхов, ужасов и мучений. Более того, им будет предоставлено даже право заступничества за других — право шафаъата.
Первыми воспользуются правом заступничества пророки алайхимуссалам.[2] Они заступятся за тех, кого они сами сочтут достойными и попросят Аллаха ввести их в рай.
После пророков право шафаъата будет передано ученым. Они также будут заступаться за тех, кого они по своему усмотрению сочтут достойными, и попросят Аллаха ввести их в рай.
Затем этого права удостоятся мученики. Они также будут заступаться за определенных людей.
Этот хадис указывает, насколько высока степень алимов в загробном мире. А это, в свою очередь означает, что нужно усердно стремиться к тому, чтобы стать алимом.
Хадисов о достоинствах алимов очень много. Мы приведем некоторые из них.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:
1. «В Судный день, когда Аллах азза ва джалла[3] взойдет на Свой Трон для свершения суда между людьми, Он скажет алимам: “Я дал вам Свое знание и Свою кротость (хилм) только ради помилования всего того, что есть в вас, без разбирательства».
2. «В Судный день Аллах воскресит людей, отделит алимов от остальных и скажет им: “О алимы! Я давал вам Свои xe "знания"знания не для того, чтобы подвергать вас мучениям. Идите же, Я вас помиловал”».
3. «Лучшее поклонение — это фикх. Лучшее вероисповедание — это воздержанность» (Воздержанность — это употребление только халала, оставление сомнительного будучи богобоязненным).
4. «Если смерть настигнет искателя знаний в поиске знаний, он — мученик».
5. «Кого настигнет смерть в состоянии поиска знаний, то (различием) между ним и пророками будет лишь само пророчество».
Эти пять хадисов передал имам Тирмизи.
Имам xe "Ахмад ибн Ханбал"Ахмад ибн Ханбал приводит хадис, в котором Пророк саллаллаху алайхи васаллам говорил:
«Алимы на земле подобны путеводной звезде, помогающей ночью находить путь на суше и воде. Если звезды исчезнут, путники начинают сбиваться с пути».
В хадисе, переданном имамом Байхаки, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Алим и абид будут воскрешены. Абиду скажут: “Войди в рай”. Алиму скажут: “За то, что ты воспитал в людях красивые нравы, стой непоколебимо, чтобы заступиться за них».
Нам необходимо брать назидание с этих благородных хадисов и всем сердцем стремиться блюсти их в своей жизни.
[1] Шафаъат — заступничество перед Аллахом в Судный день; обычно подразумевается заступничество Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, на которое надеются все правоверные мусульмане. Но правом шафаъата будут пользоваться также и улемы.
[2] Алайхимуссалам — форма множественного числа, досл. «мир им всем» — молитвенное приветствие, употребляемое в отношении всех пророков Аллаха.
[3] Аллах азза ва джалла — Аллах, Всемогущий Он и Великий.