1445 год 19 Рамадан | 2024 год 29 март, пятница
Регионы:
ЎЗ UZ RU EN AR
Открытое послание

При надлежащем подходе мирное соглашение тоже великое достижение (2)

19:47 / 27.03.2017 1954 Режим чтения + -


 После того, как Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сам зарезал своих жертвенных животных в Худайбии, а затем остригся, сподвижники же последовали его примеру, повторяя его действия, он пустился в обратный путь. Все последовали за ним.

Достигнув местечка под названием Куроъул Гамим, он остановился. Люди поспешили к нему. Когда же все собрались, он, сидя верхом на верблюде, прочитал первый аят суры «Фатх»: «Иннаа фатахнаа лака фатхан мубийнан…» («Поистине, Мы даровали тебе [как победу] явный фатх»)[1].

Тогда один из сподвижников спросил:

— О Посланник Аллаха! Разве это фатх?

Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Да! Клянусь Тем, в руках Которого моя душа, несомненно, это — фатх!

В одном из хадисов, переданных имамом Бухари и другими мухаддисами, почтенный Умар радияллаху анху говорил:

«В одном из походов я трижды спросил у Пророка алайхиссалам о чем-то, но он не ответил. Тогда я подумал: “Да потеряет тебя мать, Умар! Какой же ты бесстыжый, трижды спросил у Посланника Аллаха об одном и том же! Вот и не получил ответа”. И поскакал вперед. Я боялся, что о моем поступке будет ниспослан аят. Вдруг кто-то позвал меня:

— О Умар!

Я вернулся обратно, полагая, что, вероятно, обо мне был ниспослан аят. Когда я вернулся, Посланник саллаллаху алайхи васаллам сказал:

— Сегодня мне была ниспослана сура, которая для меня любимее, чем весь мир и все, что в нем, — и прочитал “Иннаа фатахнаа лака фатхан мубийнан…”».

Раньше мушрики вели против Пророка саллаллаху алайхи васаллам и мусульман непримиримую и беспощадную войну. Но после худайбийского соглашения они безоговорочно признали возникшее исламское государство. Мусульмане обрели возможность свободно призывать в свою религию повсюду.

Всевышний Аллах назвал худайбийское соглашение «фатхом» — открытием, победой. Действительно, это стало великим открытием, большой победой. В этой суре Всевышний Аллах дал то, что наполняло глаза любимого Пророка Мухаммада алайхиссалам радостью в обоих мирах: Он объявил о прощении прежних и последующих и всех совершенных и не совершенных его грехов.

Настоящий триумф, истинная победа была от Всевышнего Аллаха. В этой суре Аллах известил, что Он вселил в сердца мусульман спокойствие, умиротворение. В то же время Он призвал их бесстрашно усердствовать на пути Аллаха.

Именно в этой суре сказано о том, что мунафики, находящиеся между неверными и мусульманами в состоянии музабзаб (двуличности), говорили мусульманам: «Мы были с вами», если побеждали мусульмане, а в случае победы неверных, они заявляли им: «На самом деле мы были с вами, ведь в препятствовании на пути мусульман есть и наша заслуга».

Мунафики являются по своей сути трусами и боятся всего на свете. Они отказались отправится вместе с Пророком алайхиссалам в Мекку. Распространили слух, что «все они (отправившиеся в путь) будут истреблены». Аллах обратил их предположения против них самих. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам и его сподвижники вернулись в Медину с триумфом победы, одержанной с помощью Аллаха. Тогда лицемеры объявили о своем горьком сожалении, что не отправились. Аллах же ниспослал аяты в суре «Фатх», сообщая им о том, что еще есть возможность участия в других походах.

Верующие остались верны своему обету перед Аллахом и Всевышний Аллах достойно вознаградил их за верность. Тысяча четыреста человек выступили в Худайбию вместе с Посланником Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, вооруженные лишь мечами в ножнах. Однако когда нависла угроза со стороны врага и возросла вероятность начала сражения, когда прозвучал призыв готовиться к битве, все они, находясь на чужбине, в невыгодном положении, несмотря на недостаточное вооружение, выразили готовность пожертвовать своими жизнями на пути Аллаха и совершили байъат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Тогда Всевышний Аллах уберег их от зла, объявил, что Он доволен ими и даровал мусульманам победу.

Мирный договор при Худайбии стал явным фатхом, великой победой. После этого мирного договора Ислам стал процветать. Мусульмане, которые теперь пребывали в безопасности, получили возможность беспрепятственно общаться с другими народами и доводить до них учения своей религии.

Этот мирный договор принес также много пользы и тем беззащитным мусульманам, которые оставались в Мекке. Абу Джандал, которого из Худайбии забрал его отец Сухайл, сбежал от многобожников и стал жить в степи. Множество курайшитов, приняв Ислам, начали присоединяться к его группе. Курайшиты сильно обеспокоились действиями Абу Джандала. Потому что он начал способствовать быстрому распространению Ислама в Мекке. В итоге курайшиты сами попросили Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, чтобы он отозвал их в Медину. Так и случилось. Все это было из благ, которых принес данный мирный договор.

Самое главное, склонность Пророка саллаллаху алайхи васаллам к миру, мирному соглашению, его добросердечность и снисходительность стали причиной изменения отношения к Исламу и мусульманам со стороны всех других людей в положительную сторону. Все стали относиться к Исламу и мусульманам с уважением.

 

Результаты худайбийского мирного соглашения

Внешне может показаться, что мирный договор при Худайбии не был в пользу мусульман. На первый взгляд, никак нельзя назвать победой возвращение назад после того, как было преодолено большое расстояние, испытав множество тягот, и до Мекки уже оставалось совсем немного. Это просматривается и в том, как сподвижники отнеслись к мирному соглашению. Существуют хадисы о том, что до тех пор, пока Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам не пояснил, что худайбийское соглашение по сути является фатхом, для некоторых сподвижников это решение о мирном договоре все еще оставался непонятным.

Байхаки передает хадис, где Урва радияллаху сказал, что когда Пророк алайхиссалам возвращался из Худайбии, один из сподвижников высказался так:

«Это не фатх. Нам преградили путь к Байтуллаху, не позволили сделать жертвоприношения, а Пророк алайхиссалам остановился в Худайбии».

Когда эти слова дошли до Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, он сказал:

— Это неверно. Поистине, это величайшая победа. Мушрики попросили вас вернуться назад, на свою землю, и они попросили вас о мире, и выразили свою склонность пребывать в безопасности, хотя известно, как они вас ненавидят. Аллах дал вам фатх — победу над ними, дал вам возможность вернуться живыми и невредимыми, заслужив воздаяния и награды. Это великая победа. Неужели вы забыли про день Ухуда, когда вы бежали, несмотря на то, что я звал вас? Или забыли день битвы Ахзаб, когда враг окружил вас спереди и с тыла, и вы были близки к гибели?

Тогда мусульмане сказали:

— Истину говорят Аллах и Его Посланник. Это — самая великая победа. О Посланник Аллаха, мы не подумали о том, что Вы сказали».

И в самом деле, только впоследствии стало ясно, что худайбийское мирное соглашение является великой победой, поскольку:

1. Великие улемы говорили, что еще не было более великого фатха для исламского призыва, чем победа Худайбии. До этого мусульманам всегда приходилось вступать в сражения, где бы они ни были. С заключением мира, после прекращения войн, люди оказались в безопасности. Они стали встречаться друг с другом, сидеть в одном кругу, разговаривая и споря между собой. Каждый, кто хоть немного обладал разумом, после таких бесед принимал Ислам. Благодаря этому за два года, прошедшие после худайбийского перемирия до фатха (открытия) Мекки, Ислам приняло больше людей, чем за предыдущие девятнадцать лет! Если мы помним, участников Худайбии было тысяча четыреста человек. Через два года, при фатхе Мекки, мусульман было уже десять тысяч человек. Среди них были такие великие сподвижники, как Халид ибн Валид и Амр ибн Асс радияллаху анхума.

2. Худайбийское соглашение способствовало также расширению земель Ислама. Прежде все силы и внимание были направлены против мушриков. С заключением мира, после того, как мусульмане обезопасили себя от угроз с их стороны, появилась возможность расквитаться с иудеями. Пророку саллаллаху алайхи васаллам удалось заставить иудеев, от которых постоянно исходили угроза и вероломство, покинуть Хайбар, расположенный по дороге в Шам. После фатха этих земель он саллаллаху алайхи васаллам разделил полученные там трофеи только среди участников Худайбии.

3. Это соглашение «открыло» — разделило и установило разницу между мушриками и мусульманами. Раньше мушрики категорически не признавали Ислам и мусульман. За год до этого мушрики Мекки собрали людей против мусульман и атаковали Медину, чем ввергли сторонников Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам в очень трудное положение. Это сильно подействовало и на другие племена арабов, признававших племя Курайш предводителем. Поэтому никто из них не присоединился к Пророку саллаллаху алайхи васаллам, когда он предложил им отправиться на умру вместе. Все они полагали, что из этого похода мусульмане живыми не вернутся. А мунафики предполагали еще худший исход. Однако Аллах, хвала Ему Всевышнему, даровал мусульманам во главе с Пророком саллаллаху алайхи васаллам великую победу. С заключением перемирия курайшиты признали Пророка саллаллаху алайхи васаллам и религию истины — Ислам. Признав мусульман равными себе, они обратились к ним с просьбой: попросили не входить в Мекку. Несомненно, это событие стало величайшей победой в истории Ислама. Поэтому Священный Куръан называет ее «фатхан мубийнан» — ясной победой.

4. После этого величайшего события другие племена также стали относиться к мусульманам с уважением. К ним стали приходить с извинениями бедуины, ранее не присоединившиеся к ним. Притихли и голоса мунафиков Медины. Другие арабские племена из разных регионов стали направлять к Пророку саллаллаху алайхи васаллам своих представителей.

5. Худайбийское перемирие также открыло сердца и души людей. Теперь они были готовы на все во имя Ислама. Примером этому может служить байъат Ридван, заключенный под деревом. Все это явилось огромным достижением и величайшей победой, решившей очень многие вопросы.

Мухаммад Мустафа саллаллаху алайхи васаллам согласно повелению Всевышнего Аллаха применил фикх иститаъа и фикх действительности (реальности) и тем самым возвысил это мирное соглашение до уровня великого фатха, победы. А мы — умма Пророка алайхиссалам должны в совершенстве усвоить это.

  

[1] Сура «Фатх», аят 1; Фатх — досл. «открытие»; приобщение какого-либо края к Исламу.

Автор
Шейх Мухаммад ­Садык Мухаммад Юсуф
Источник
islam.uz
Калит сўзлар: otkritoe-poslanie
Статьи по теме
Второй примерВо времена почтенного Абу Бакра радияллаху анху появилось несколько групп людей, которые серьезно потревожили исламский мир. После кончины Пророка читать полностью

1341 10:28 / 27.03.2017
На основе понятия устранения вреда факихи1 вывели крайне важные общие правила по извлечению хукмов mdash положений шариата. На самом деле, это те правила, которые читать полностью

1773 19:44 / 27.03.2017
22. Халифат.Есть единодушие среди ученых в том, что халифат является ваджибом обязательным для уммы. Поистине, умма утеряла халифат после его падения в 1924 году. читать полностью

1777 10:40 / 27.03.2017
Ярким примером этому может служить аят о хадже, который мы только что изучили. Вместе с тем, имеется множество и других примеров.Всевышний Аллах в суре .Бакара, читать полностью

3606 06:43 / 06.01.2017
Спросите людей зикра
Вопрос Ассаламу алайкум Можно ли в нашей религии пересаживать волосы с других частей тела с затылка, с груди на облысевшие части головы Не является ли это харамным читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Мы знаем, что брак mdash это одно из величайших поклонений, и я слышал, что для каждого мужчины при заключении никаха дача махра является читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Я хочу поступить на учебу по графическому дизайну. Направление, которое я выбрал, это дизайн в сфере Маркетинга и рекламы. В этом читать полностью
Вопрос Ассаламу алайкум Перед омовением, справив малую нужду, я прибегаю к кашлям, дабы избавиться от остаточной мочи. Тем не менее, меня одолевает васваса о том, читать полностью