22. Халифат.
Есть единодушие среди ученых в том, что халифат является ваджибом (обязательным) для уммы. Поистине, умма утеряла халифат после его падения в 1924 году. Однако для нового халифата требуется иджмаъ — единодушие мнений от мусульман. Это не может быть сделано по решению одной группы людей или тех, кто захватил какой-нибудь уголок мира. Действительно, Умар ибн Хаттаб радияллаху анху сказал: «Нельзя следовать за совершающими байъат без надлежащего согласования с мусульманами — ни за тем, кто совершил байъат, и ни за тем, кому совершен байъат — обоих постигнет казнь».[1]
Возможность объявления многочисленных халифатов создает также почву для разгорания фитны среди мусульман. Зачатки нынешней фитны появились, когда суннитские имамы Мосула не совершили байъат вам. Вы в своем выступлении процитировали сподвижника Абу Бакра Сиддика радияллаху анху: «Поистине, мне дали власть над вами, тогда как я не лучший из вас».
Здесь напрашивается вопрос: Кто дал вам власть над уммой? Это была ваша община? Разве община формируется таким способом? Разве могут люди численностью меньше десяти тысяч человек называться «всей уммой» и назначать себе правителя над более чем полутора миллиардом мусульман?!
Здесь присутствует закрытый для логики порочный круг, который гласит: «только мы — мусульмане, и только мы единогласно решаем, кто халиф; мы приняли решение о халифе, и поэтому всякий, кто не принимает нашего халифа — не мусульманин».
В этом случае, каково значение названия «халиф»? В том, что он возглавляет лишь определенную общину, которая объявляет более чем 99% мусульман кафирами?! С другой стороны, вы признали полтора миллиарда мусульман, сказав: «Они считают себя мусульманами». Так, как же вы советовались с ними относительно притязаемого вами «халифата»?
Таким образом, здесь можно сделать один из двух выводов. Первый — вы признаете их всех мусульманами. В этом случае получится, что они не назначали вас халифом — тогда вы не халиф. Второй — вы не признаете их мусульманами. Тогда зачем же вы используете слово «халиф»? Ведь в таком случае мусульмане составят небольшую общину и поэтому им не потребуется халиф.
23. Преданность родине.
В одном из своих выступлений вы сказали: «Сирия не для сирийцев, и Ирак не для иракцев».[2] В той же речи, вы призвали мусульман по всему миру иммигрировать в земли под контролем «исламского государства» в Ираке и Шаме. Поступая таким образом, вы забираете права и ресурсы этих стран и распространяете их среди людей, которые являются чужими для этих земель, даже если они имеют одну и ту же религию. Получилось так же, как и Израиль пригласил еврейских поселенцев из-за границы иммигрировать в Палестину...
Словом, патриотизм, любовь и привязанность к родине не противоречат учениям Ислама, скорее, любовь к отчизне исходит из веры. Любовь к родине исходит из естества каждого человека. И признано, что любовь к родине для каждого мусульманина является сунной.
Пророк саллаллаху алайхи васаллам, обращаясь к Мекке, сказал: «Как ты пречиста, Родина! Я люблю тебя! Если бы мой народ не вывел меня из тебя, я бы не стал жить в другом месте».[3]
В Куръане и Сунне много сказано о любви и привязанности к родине. Всевышний Аллах в Священном Куръане сказал:
«И если бы, поистине, Мы предписали им: “Убейте самих себя!” или “Выйдите из ваших обиталищ!” — не сделал бы это никто, кроме немногих из них. А если бы они сделали то, чем увещеваются, непременно было бы лучше для них и прочнее для утверждения» (сура «Ниса», аят 66).
Фахруддин Ради относительно смысла этого аята сказал: «Здесь разлука с родиной равняется убийству».[4]
Передается от Анаса ибн Малика радияллаху анху: «Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам возвращался из путешествия, то завидев стены Медины, ее животных, верблюдов, он ускорял темп ходьбы. Если он ехал верхом на ездовом животном, то в силу любви (к Медине), он подгонял его (животное) вперед».[5]
Ибн Хаджар сказал: «В этом хадисе есть доказательство достоинства Медины, есть шариатское обоснование любви к своей родине и тоски по ней».[6]
24. Переселение (хиджра).
Вы пригласили мусульман со всего мира иммигрировать — совершить хиджру в земли под контролем «исламского государства» в Ираке и Шаме.[7] Абу Муслим Канади, один из бойцов ИГИШ, сказал: «Приходите и присоединяйтесь к нам в Сирии до того, как закроются ворота».[8] Здесь достаточно повторить слова Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам: «Нет хиджры после фатха [Мекки]».[9]
Слово хиджра означает переселение с одного места на другое. В исламской терминологии «хиджра» — это переселение мусульман времен Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам в Абиссинию (Эфиопию), а затем, во главе с ним (Мухаммадом саллаллаху алайхи васаллам) в Медину. Под словом «хиджра» также подразумевается и оставление (покидание) прегрешений.
Об этом Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Человек, от чьих рук пребывают в безопасности мусульмане, есть истинный мусульманин. Человек, оставивший все то, от чего отвратил Всевышний Аллах, есть истинный мухаджир (переселенец)» (Передал имам Бухари).
В хадисе, переданном Байхаки от Ибн Умара радияллаху анху, сказано: «Наилучшая хиджра — это оставление тобой того, что ненавистно твоему Господу».
В другом хадисе, также переданном от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху, говорится:
«К Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам пришел человек и сказал:
— О Посланник Аллаха, я прибыл к Вам с целью совершить хиджру, оставив плакать своих родителей.
Он алайхиссалам же ему ответил:
— Возвратись к своим родителям и рассмеши их так, как ты их заставил плакать».
Следует быть весьма осмотрительным, ибо говорить «Если не совершишь хиджру, то станешь кафиром!» мусульманам тех стран, где живут мусульмане и которые совершают свои намазы, соблюдают пост и иные предписанные им деяния фардул айн, есть глубокое заблуждение.
В хадисе, переданном от Ибн Аббаса радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал: «Нет хиджры после фатха». Этот хадис является всеобщим, и говорится, что он отменяет (насих) все предшествующие ему доказательства о хиджре. Более того, Пророк саллаллаху алайхи васаллам не призывал совершать хиджру к себе в Медину тех арабов, кто принял мусульманство, тогда как и не отрицал их пребывания в своих родных краях.
Заключение
Всевышний Аллах описал себя как Архамур рахимиин — Милосерднейший из милосердных, сказал, что Он сотворил человека из Своей милости, милосердия.
Всевышний Аллах в Куръане сказал:
«Милостивый. Научил Куръану. Сотворил человека» (сура «Рахман», аяты 1-3).
И Аллах создал человека для проявления к нему Своего милосердия. Он в Куръане сказал:
«И если бы пожелал твой Господь, непременно сделал бы людей единой уммой. Но они не перестанут быть разногласящими. Кроме тех, кого помилосердствовал твой Господь. И для этого Он сотворил их» (сура «Худ», аяты 118-119).
Лингвистически, в аяте фраза лизалика, что мы перевели как «для этого», относится к ближайшему существительному, то есть к «милосердствованию», а не к «быть разногласящими». Таково суждение Ибн Аббаса радияллаху анху, который сказал: «Он сотворил их для милосердия, ради милосердствования».
Самым здравым и правильным способом достижения этого милосердия является поклонение Аллаху. Всевышний Аллах в суре «Зарийат» сказал:
«И не сотворил Я джиннов и людей кроме как только для того, чтобы поклонялись Мне» (аят 56).
Поклонением Всевышнему Аллаху не попрекают Ему. Поклонение нельзя назвать попреканием. Поклонение Всевышнему Аллаху является для созданий ризком — уделом от Него. Всевышний Аллах в Куръане сказал:
«Не желаю Я от них никакого удела и не желаю Я, чтобы кормили Меня. Поистине, Аллах — Сам Наделяющий уделом, Обладатель силы, Крепкий» (сура «Зарийат», аяты 57-58).
Аллах ниспослал Куръан как милосердие от Себя. Он в суре «Исра» сказал:
«И ниспосылаем Мы из Куръана то, что есть исцеление и милосердие для верующих» (аят 82).
Ислам — религия милосердия и милости. Свойство Ислама — это милосердие и милость. Пророк саллаллаху алайхи васаллам был послан милостью для всех миров. Он обобщил отношения мусульманина с другими людьми следующим образом:
«Кто не проявляет милосердия, к тому не проявят милосердия»,[10] а также: «Проявляйте милосердие, и к вам проявят милосердие».[11]
Но, как видно, во всех вышеупомянутых вопросах вы истолковали Ислам ошибочно, искаженно, истолковали его как религию грубости, несправедливости, жестокости, пыток и убийств. С самого начала это было явной ошибкой, неверным действием, проявлением зла в отношении религии, мусульман и всего мира. Пересмотрите все ваши действия, изучите их, отвратитесь от этого пути; покайтесь за них, перестаньте причинять страдания людям! Вернитесь к Исламу — религии милосердия!
Всевышний Аллах в Куръане говорит:
«Скажи [от Моего имени]: “О рабы Мои, которые превышали пределы во вред себе, не отчаивайтесь в милосердии Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи. Поистине, Он — Прощающий, Милосердный”» (сура «Зумар», аят 53).
Нуъайм ибн Хаммад в своей книге «Фитны» приводит следующее: «Наш великий Али ибн Абу Талиб каррамаллаху ваджхаху[12] сказал: “Когда увидите людей с черными флагами, держитесь земли. Не шевелите руками и ногами. Затем появится племя людей. Они слабы, не заслуживают внимания. Их сердца словно ржавчина железа. Они обладают государством. Они не соблюдают верность договорам, не соблюдают заветы. Призывают к истине, но сами они не приверженцы истины. Их имена — это куня.[13] Их происхождение относят к селениям. Их волосы свисают, подобно волосам женщин. В конце концов, они станут разногласить между собой. Затем Аллах субханаху ва таъала предоставит истину тому, кому пожелает».
У каждого, кто прочтет эти строки выше, возникнет естественный вопрос: применимы ли эти слова достопочтенного Али ибн Абу Талиба карамаллаху ваджхаху, переданные шейхом имама Бухари — Нуъаймом ибн Хаммадом в своей книге «Фитны», к тем, кто сегодня называет себя «исламским государством» или нет?
Можно ли из этого произведения уразуметь следующие сопоставимости:
— В книге сказано: «Когда увидите людей с черными флагами». Флаг так называемого «исламского государства» — черный.
— «Держитесь земли», тем самым говорится: «О мусульмане, оставайтесь на своих местах пребывания, не переселяйтесь к ним».
— В книге сказано: «Не шевелите руками и ногами», что означает «не помогайте им имуществом и оборудованием».
— «Затем появится племя людей. Они слабы, не заслуживают внимания». «Слабость» в этой фразе означает, что они слабы в религиозном просвещении, слабы в нравственном отношении, слабы в соблюдении норм нравственности.
— «Их сердца словно ржавчина железа» — они убивают пленных, подвергают пыткам людей, они чрезмерно жестоки.
— «Они обладают государством». До последних почти ста лет никто не говорил об «исламском государстве». Только они провозгласили «исламское государство» на территории Ирака и Сирии.
— Еще почтенный Али сказал: «Они не соблюдают верность договорам, не соблюдают заветы». Это «исламское государство» не соблюдает верность договорам, не соблюдает соглашения и обещания. Например, они не сохранили верность соглашению «Шуайтат». Они нарушили обещание, данное отправленным к ним посланцам, работникам прессы.
— «Призывают к истине». «Исламское государство» тоже призывает к Исламу.
— «Но сами они не приверженцы истины». Чтобы быть из людей истины, следует быть милосердным. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Проявляйте милосердие, и к вам проявят милосердие».
— «Их имена — это куня». Сегодня руководители этого «государства» и другие его видные деятели называют себя такими именами, как Абу Мухаммад, Абу Мусанна, Абу Муслим и другие.
— «Их происхождение относят к селениям» — Багдади, Заркави, Туниси, Йамани, Канади…
— «Их волосы свисают, подобно волосам женщин». Волосы всех боевиков «исламского государства» свисают именно таким образом.
— «В конце концов, они станут разногласить между собой». «Исламское государство» стало противоречить своей главной организации — «ал-Каиде». Они стали разногласить и с «Джабхатун нусра». Между ними состоялись бои, с обеих сторон на одном месте были убиты десятки тысяч человек.
— «Затем Аллах субханаху ва таъала предоставит истину тому, кому пожелает».[14]
Правильное объяснение Ислама производится подобно этому объяснению. Всевышний Аллах устами мудрого Лукмана сказал:
«О сынок мой! Даже если это [деяние] будет на вес горчичного зерна и будет в скале, или в небесах, или в земле — приведет его Аллах. Поистине, Аллах — Благосклонно Проницательный [Знающий обо всем до тончайших деталей], Всеведущий» (сура «Лукман», аят 16).
Аллах Лучше Знающий.
24 Зулхиджжа, 1435 г. х. (19 сентября 2014 г.)
(список улемов, подписавших «Открытое послание»)
Его превосходительство Султан Абу Бакр Мухаммад Саъд. Султан Сокото, Глава Нигерийского национального верховного совета по делам Ислама.
Профессор Абдуррахман Аббад. Профессор исламских наук в колледже «ал-Куръанул Карим», по совместительству — Секретарь Союза ученых и проповедников, Куддус Шариф (Иерусалим).
Господин Умар Аббуд. Генеральный секретарь Института межрелигиозного диалога, Буэнос-Айрес, Аргентина.
Профессор Салим Абдулджалил. Бывший заместитель министра по призыву к Исламу в Министерстве вакфов Египта, профессор Исламской цивилизации в Египетском университете науки и технологий, Египет.
Шейх Вахид Абдулджавад. Член Совета по фатвам (Дарул ифта), Египет.
Доктор Мустафа Абдулкарим. Член Совета по фатвам (Дарул ифта), Египет.
Профессор Ибрахим Абдуррахим. Преподаватель шариатских наук в факультете Дарул улум Каирского университета, Египет.
Профессор Джафар Абдуссалам. Генеральный секретарь Ассоциации исламских университетов, профессор международного гуманитарного права, Египет.
Его превосходительство Доктор шейх Хусайн Хасан Абкар. Председатель Верховного совета по делам Ислама Республики Чад, Имам мусульман Чада.
Его превосходительство Принц Кади Була Абдулджаббар Аджибула. Основатель Исламской Миссии в Африке (IMA) и Университета Хилал, Нигерия.
Профессор, достопочтенный шейх Шавки Аллáм. Верховный муфтий Египта.
Профессор шейх Абдуннасир Абул Басал. Профессор Университета Ярмука, Иордания.
Профессор Мухаммад Махмуд Абу Хашим. Вице-президент Университета ал-Азхар, член Центра исламских исследований в ал-Азхар Шариф, Египет.
Профессор, достопочтенный шейх Мустафа Чагриджи. Бывший муфтий г.Стамбул, Турция.
Шейх Мухаммад Ахмад ал-Акваъ. Видный суннитский ученый, Йемен.
Профессор Мухаммад ал-Амир. Декан женского факультета исламских исследований, Университет ал-Мансура, Египет.
Доктор Махди Ашур. Член Совета по фатвам (Дарул ифта), Египет.
Профессор Абдулхайй Изб. Декан факультета шариата и фикха Университета ал-Азхар, Египет.
Достопочтенный шейх Азхар Азиз. Президент Исламского общества Северной Америки (ISNA), США.
Профессор Мустафа Абу Сувай. Преподаватель отдела по изучению трудов Имама Газзали университета ал-Кудс, Куддус Шариф.
Профессор Бакр Заки Аваз. Декан факультета основ религии, Университет ал-Азхар, Египет.
Нихад Авад. Исполнительный директор Совета Американо-исламских отношений (CAIR), США.
Доктор шейх Усама Махмуд ал-Азхари. Исламский проповедник, Египет.
Доктор Джамал Бадави. Исполнительный директор Совета по фикху Северной Америки, США.
Доктор Ихсан Баджиби. Доцент кафедры исследований по исламскому фикху, Университет штата Кентукки, Член Совета фикха Северной Америки, США.
Нуъайм Баиг. Президент исламского круга Северной Америки (ICNA), США
Профессор Усман Бакр. Международный Центр современных исламских исследований, Малайзия.
Шейх Абу Бакр Балиди. Глава Африканского объединения в Португалии, Португалия.
Доктор Хатим Базийан. Председатель Объединения «Американские мусульмане за Палестину» (AMP), США
Доктор Мухаммад Башшари. Член Международной исламской академии фикха, Президент Французской национальной федерации мусульман, Франция.
Достопочтенный шейх Абдулла ибн Байя. Исламский ученый, Президент Форума содействия миру в мусульманских обществах, Абу Даби, ОАЭ.
Его превосходительство Принц Гази ибн Мухаммад. Председатель ученого совета Секретариата Хашимитской Королевской Академии исламской мысли «Учреждение Áли Байт», Иордания.
Ал-Хабиб Мухаммад Лутфи ибн Али ибн Яхйа. Исламский проповедник, Индонезия.
Достопочтенный шейх, доктор Раъид Абдуллах Будайр. Член Совета ученых и проповедников, Иерусалим.
Доктор Мухаммад Абдуссамиъ Будайр. Член Совета по фатвам (Дарул ифта), Египет.
Доктор Самир Будийнар. Исламский мыслитель, директор Центра гуманитарных и социальных исследований, Марокко.
Доктор Захид Бухари. Исполнительный директор Центра исламской и общественной политики (CIPP), США.
Достопочтенный профессор Мустафа Церич. Бывший муфтий Боснии и Герцеговины.
Достопочтенный шейх Ибрахим Шаббух. Исламскийученый, Тунис.
Профессор Джанер Дагли. Профессор исламских наук, США.
Профессор Джамал Фарук ал-Даккак. Профессор Университета ал-Азхар, Египет.
Шейх Саййид Абдуллах Фадъак. Исламский проповедник, Саудовская Аравия.
Шейх Вахид ал-Фаси ал-Фахри. Глава Федерации мусульман Италии.
Профессор Мухаммад Набил Гунайм. Профессор исламского шариата факультета Дарул улум, Университет Каира, Египет.
Шейх доктор Али Джумъа. Бывший муфтий Египта.
Доктор Ахмад Абдулазиз ал-Хаддад. Глава Департамента фатв, Дубай, ОАЭ.
Доктор Абдуллах Хафизи. Генеральный секретарь Международной ассоциации Династии идрисидов, Марокко.
Достопочтенный шейх Мустафа Хаджжи. Муфтий Болгарии.
Шейх Али ал-Халаби. Исламский писатель, проповедник, Иордания.
Шейх Хамза Юсуф Хансон. Основатель и директор Колледжа Зайтуна, США.
Шейх Фарук Ариф Хасан. Преподаватель отдела по изучению трудов Имама Фахруддина ар-Рази мечети Хусайн ибн Тилал, Иордания.
Шейх Али ибн Абдуррахман Áли Хашим. Советник Главы государства по судебным и религиозным делам, ОАЭ.
Доктор Ахмад Хассан. Профессор призыва и наставления, Йемен.
Шейх Муса Хассан. Генеральный секретарь «Маджмаъул умма», Швеция.
Достопочтенный профессор Мухаммад ал-Хафнави. Профессор Усулул фикха факультета шариата и фикха Университета ал-Азхар, Отделение Танты, Египет.
Профессор Сами Хилал. Декан факультета Священного Куръана, Университет Танты, Египет.
Профессор Саъдуддин ал-Хилали. Глава Департамента сопоставительного фикха Университета ал-Азхар, Египет.
Халид Хусайн. Исследователь по Ближнему и Среднему востоку Нью-Йоркского Совета по внешним связям (CFR), США.
Имам Мунавир Хусайн. Основатель Оксфордского Фонда, Объединенное Королевство
Достопочтенный шейх Мухаммад Ахмад Хусейн. Верховный муфтий Куддус Шарифа (Иерусалима) и всех земель Палестины, Палестина.
Достопочтенный шейх Ибрахим Салих ал-Хусайни. Глава Комиссии по фатвам Верховного совета по исламским делам Нигерии.
Доктор Джабри Ибрахим. Глава Департамента проповедей и наставления Министерства вакфа Йемена.
Доктор Халид Имран. Член Совета по фатвам (Дарул ифта), Египет.
Профессор Салахуддин Джаъфарави. Ассистент Генерального секретаря Европейской исламской конференции, консультант Института Ибн Сина во Франции, консультант Благотворительного фонда имени Мухаммада бин Рашида Áли Мактум, Германия.
Доктор Умар Джах. Глава Благотворительного фонда имени Шейха Абдуллаха Джаха, Гамбия.
Усама Джамал. Генеральный секретарь Американского Совета мусульманских организаций (USCMO), США.
Достопочтенный шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф. Бывший Верховный муфтий Средней Азии и Казахстана, Узбекистан.
Шейх Мукбил ал-Кадхи. Исламский проповедник, Йемен.
Профессор Анас Карич. Исламский ученый, Босния и Герцеговина.
Профессор Юсуф Зийа Кавакчи. Профессор исламских исследований, почетный доктор, США.
Шейх Ахмад Висам Хизр. Член Совета по фатвам (Дарул ифта), Египет.
Шейх Абдулмаджид Хайрун. Объединение мечетей Нидерландов.
Шейх Мухаммад Яхйа ал-Киттани. Проповедник и имам, Египет.
Шейх, доктор Мухаммад ал-Кумайн. Профессор даъвы, Йемен.
Шейх Амр Мухаммад Хилми Халид. Исламский проповедник, основатель и президент международного фонда «Сахих Бидайа», Египет.
Профессор, кадий Махир Алайан Хузайр. Кадий Верховного шариатского суда, член Союза ученых и проповедников Куддус Шарифа, Палестина.
Шейх, профессор Ахмад ал-Кубайси. Основатель Общества улемов Ирака.
Профессор Джозеф Е. Б. Лумбард. Профессор Исламских исследований университета Брандэйса, США.
Шейх Махмуд Асъад Мадани. Генеральный секретарь Общества улемов Индии.
Профессор Абдулхамид Мадкур. Профессор факультета исламской философии, Университет Каира, Египет.
Шейх Мухаммад Маджид. Далласский исламский центр (ADAMS), США.
Профессор Мухаммад Мухтар ал-Махди. Профессор исламских исследований, Университет ал-Азхар, Президент Шариатского общества, Египет.
Имам ас-Садык ал-Махди. Председатель национальной партии «Умма», Судан.
Шейх Ахмад Мамдух. Член Совета по фатвам (Дарул ифта), Египет.
Профессор Башшар Аввад Маъруф. Мыслитель, писатель-историк, Ирак.
Господин Баккай Марзук. Французская национальная федерация мусульман, Франция.
Шейх Муъиз Масъуд. Исламский проповедник, Египет.
Профессор Мухаммад Абдуссамад Муханна. Советник Главного имама ал-Азхар Шариф, Египет.
Шейх Мухтар Мухсин. Член Совета по фатвам (Дарул ифта), Египет.
Профессор Фатхи Аваз ал-Мулла. Консультант Ассоциации исламских университетов, Египет.
Шейх Хусайн ал-Убайди. Шейх Большой мечети аз-Зайтуна, Тунис.
Доктор Ясир Кади. Профессор исламских исследований, Колледж Родос, США.
Доктор Мухаммад Тахир ал-Кадири. Основатель Международной организации «Минхаджул Куръан», Пакистан.
Шейх Мухаммад Хасан Карибуллах. Исламский ученый, Судан.
Шейх Абдулхади ал-Касаби. Главный шейх Египетских суфийских тарикатов, Египет.
Профессор Сайф Раджаб Казамил. Бывший декан Факультета шариата и права, профессор сопоставительного фикха, Университет ал-Азхар, Египет.
Шейх Фарраз Раббани. Исламский ученый, Канада.
Шейх Ашраф Саъд. Исследователь шариатских наук, Египет.
Шейх, доктор Хаммуд ас-Саъиди. Исламский проповедник, заместитель министра вакфа и наставления, Йемен.
Шейх Хасан аш-Шейх. Глава отдела о религиозным делам йеменской мечети Салах, Йемен.
Шейх Махмуд аш-Шариф. Глава Ассоциации Правящих домов Египта.
Шейх Абдуллах аш-Шейх Саъид. Глава Ассоциации исламских ученых Курдистана.
Доктор Мухаммад Адам аш-Шейх. Исполнительный директор Совета по фикху Северной Америки, США.
Доктор Мухаммад Саммак. Генеральный секретарь Национального комитета христианско-мусульманского диалога, Ливан.
Доктор Зулфикар Али Шах. Генеральный секретарь Совета по фикху Америки, США.
Профессор Исмаил Абдуннаби Шахин. Вице-президент Университета ал-Азхар, заместитель Генерального секретаря Лиги исламских университетов, Египет.
Доктор Умар Шахин. Генеральный секретарь Федерации имамов Северной Америки, США.
Имам Талиб М. Шариф. Президент Мечети Умма, США.
Доктор Ахмад Шкийрат. Член Федерации имамов Северной Америки, США.
Доктор Музаммил Сиддики. Председатель Совета по фикху Северной Америки, США.
Доктор Муддассир Х. Сиддики. Член Совета по фикху Северной Америки, США
Профессор Набил ал-Самалути. Профессор Социологии и бывший декан Департамента гуманитарных наук Университета ал-Азхар, Египет.
Профессор Мухаммад Сираджуддин Шамсуддин. Президент общества Мухаммадийа, профессор Исламского университета Джакарта Шариф Хидаятуллах, Индонезия.
Доктор Мухаммад Таллаби. Исламский мыслитель, лидер движения «Тавхид ва Ислах», Марокко.
Инженер Сулайман Тамими. Основатель Ассоциации мусульман Исландии.
Шейх Нуъайм Тарнава. Муфтий Косово.
Доктор Мухаммад Сухайл Умар. Директор Академии Икбал, Пакистан.
Мухаммад Вадгири. Глава Мусульманского объединения Бельгии.
Шейх Дато Ван Захди ибн Ван Те. Бывший муфтий федеральных субъектов Малайзии.
Доктор Амр Вардани. Член Совета по фатвам (Дарул ифта), Египет.
Профессор Мухаммад Мухтар Валад-Аба. Президент Современного университета Шинкит, Мавритания.
Шейх Мухаммад ал-Якуби. Исламский проповедник, Сирия.
Шейх Мухаммад Мустафа ал-Факки ал-Якути. Государственный министр Судана по делам вакфа.
Профессор Заки Зайдан. Профессор факультета права Университета Танты, Египет.
Профессор Мухаммад Хашим Камали. Основатель, председатель и генеральный директор Международного института исламской мысли и цивилизации, Малайзия.
Краткое изложение основных положений:
1. В Исламе недопустимо давать фатвы, пока не освоена в совершенстве степень муфтия, не сконцентрированы в человеке все условия иджтихада. К тому же, муфтий должен основательно усвоить все книги, относящиеся к основам фикха. Цитируя тексты из Куръана, нельзя забывать и о других текстах.
2. В Исламе недопустимо издавать шариатские решения без знания арабского языка в совершенстве.
3. В Исламе шариатские дела не следует считать легкими. Недопустимо вмешиваться в шариатские дела без полноценного овладения шариатскими знаниями.
4. За исключением вопросов, которые в религии известны в необходимой степени, во всех остальных делах разногласия допускаются.
5. В Исламе недопустимо не учитывать фикх действительности.
6. В Исламе абсолютно запрещается убивать невинных людей.
7. В Исламе недопустимо убивать посланцев, в частности, журналистов.
8. В Исламе джихад существует ради обороны (дифаъ). Такой шариатский подход связан с соответствующей шариатской идеей.
9. В Исламе недопустимо объявлять кого-либо неверным (кафиром), пока он сам не объявит об этом открыто.
10. Недопустимы любые проявления зла в отношении христиан или людей книги.
11. Язидов следует воспринимать как людей книги (ахлу китаб).
12. В Исламе с рабством покончено, теперь порабощение недопустимо.
13. В Исламе нет принуждения к религии.
14. В Исламе нет попирания прав женщин.
15. В Исламе нет попирания прав детей.
16. В Исламе недопустимо применение худуд-наказаний без полного внедрения атрибутов справедливости и милосердия.
17. В Исламе недопустимо пытать людей.
18. В Исламе нет уродования и расчленения трупов.
19. В Исламе недопустимо относить к Аллаху запретные и развратные деяния.
20. В Исламе недопустимо взрывать и разрушать места захоронения пророков и сподвижников.
21. В Исламе недопустимо выступать против правителя, совершающего намазы, если отсутствует явное неверие.
22. В Исламе недопустимо объявлять о халифате без иджмаъ исламской уммы.
23. В Исламе приемлемо проявление патриотизма.
[1] Сахихул Бухари, «Книга худуд» (6830).
[2] Речь была распространена на веб-странице ВВС от 01.07.2014 г.
[3] Сунан Тирмизи, «Книга достоинств» (3926), Сахихул Ибн Хиббан (23/9).
[4] Тафсиру Фахрур Ради (515/15).
[5] Сахихул Бухари, «Книга хаджа» (1886).
[6] Фатхул Барии, «Ибн Хаджар» (621/3)
[7] Распространено на сайте ВВС от 01.07.2014 г.
[8] Видеоролик распространен на сайте «Ал-Хайат медиа центр» в августе 2014 г.
[9] Сахихул Бухари, «Книга джихада и сийар» (2783).
[10] Сахихул Бухари, «Книга нравственности» (5997), Сахихул Муслим, «Книга достоинств» (2318).
[11] Имам Ахмад (160/2).
[12] Каррамаллаху ваджхаху — Да облагородит Аллах его лик.
[13] Куня (кунйа) — обычай у арабов звать человека именем его старшего сына — «отец такого-то», «мать такого-то» (Абу — отец, умму — мать).
[14] Нуъайм ибн Хаммад, «Книга фитны» (573).