О достоинствах знаний и обладателей знаний (3)
عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ t قَالَ: سَمِعْتُ رَسُولَ اللهِ tيَقُولُ: مَنْ سَلَكَ طَرِيقًا يَبْتَغِي فِيهِ عِلْمًا سَهَّلَاللهُ لَهُ طَرِيقًا إِلَى الْجَنَّةِ، وَإِنَّ الْمَلَائِكَةَ لَتَضَعُأَجْنِحَتَهَا رِضَاءً لِطَالِبِ الْعِلْمِ، وَإِنَّ الْعَالِمَ لَيَسْتَغْفِرُلَهُ مَنْ فِي السَّمَوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ حَتَّىالْحِيتَانُ فِي الْمَاءِ، وَفَضْلُ الْعَالِمِ عَلَى الْعَابِدِكَفَضْلِ الْقَمَرِ عَلَى سَائِرِ الْكَوَاكِبِ، إِنَّ الْعُلَمَاءَوَرَثَةُ الْأَنْبِيَاءِ إِنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًاإِنَّمَا وَرَّثُوا الْعِلْمَ فَمَنْ أَخَذَ بِهِ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ. رَوَاهُأَبُو دَاوُدَ وَالتِّرْمِذِيُّ وَلَهُ الْلَّفْظ.
Передается от Абу Дарда радияллаху анху:
«Я слышал, как Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Тому, кто вступит на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в рай. Воистину, ангелы ради снискания довольства искателей xe "знания"знаний распластают свои крылья на землю. Воистину, за алима будут просить истигфар те, кто на небесах, и те, кто на земле, и даже рыбы в воде. Преимущество алима перед абидом подобно преимуществу луны перед всеми остальными звездами. Воистину, алимы являются наследниками пророков. Воистину, пророки не оставляли в наследство ни динар, ни дирхам.[1] Воистину, они оставляли в наследство знание. Тот, кто взял его, взял великую долю».
Передали Абу Давуд и Тирмизи. Слова Тирмизи.
Наряду с преимуществами поиска знания Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам также излагает достоинства знания и ученого, обладающего знанием.
Абу Дарда последние свои годы прожил в Дамаске. Однажды к нему пришел один из жителей Медины. Абу Дарда спросил его: «Что привело тебя сюда?» Тот сказал: «Меня привел только один хадис, который я услышал (от людей, слышавших его) от тебя». И тогда Абу Дарда рассказал этот хадис.
«Тому, кто вступит на путь поиска знаний, Аллах облегчит путь в рай».
Схожее по смыслу предложение было в предыдущем хадисе.
«Воистину, ангелы ради снискания довольства искателей xe "знания"знаний распластают свои крылья на землю».
В других преданиях сказано «распластают крылья под их ноги». В еще одном хадисе сообщается, что ангелы «перестанут летать, окружат людей, занятых знанием (обретением знаний), стараясь позаимствовать из их милосердия и света». Как бы то ни было, это указывает, что в Исламе ученые ценятся очень высоко, что поиск xe "знания"знаний является достижением великой степени.
«Воистину, за ученого будут просить истигфар те, кто на небесах и те, кто на земле, и даже рыбы в воде».
«Существа на небесах» — это ангелы. «Существа на земле» — люди, джинны и животные. А просить истигфар — это молиться за кого-нибудь, прося Аллаха простить его грехи. Аллах любит ученого за то, что он получил знание и призвал людей на путь Аллаха, наставил их на праведный путь. Поэтому Он вселяет любовь к этому ученому в ангелов и во всех созданий. А это показывает, насколько высоко достоинство ученых религиозных наук.
«Преимущество алима перед абидом подобно преимуществу луны перед всеми остальными звездами».
Алим досконально знает религиозные xe "знания"знания. Абид много поклоняется, он постоянно занят поклонением для себя. Луна на небе кажется большой, она освещает землю. Звезды кажутся маленькими, и на взгляд они едва освещают пространство вокруг себя. Если человек посмотрит на небо в темную ночь, то сразу поймет, насколько велики преимущества луны перед звездами. Таковы же преимущества алима перед абидом. Если абиды, как и звезды, освещают только вокруг себя, то алим, подобно тому, как луна излучает свет в темную ночь, излучает свет наставления Ислама людям, находящимся в кромешной тьме невежества. Если от абида исходит польза только ему самому, то от алима будет польза всем.
«Воистину, алимы являются наследниками пророков».
Сама эта фраза свидетельствует о том, что здесь речь идет об ученых xe "религии"xe "религии"религии. Значит, наши алимы не являются простыми людьми, а являются наследниками пророков.
«Воистину, пророки не оставляли в наследство ни динар, ни дирхам».
Потому как Аллах им не давал богатств. Всевышний Аллах дал им знание. Именно поэтому:
«Воистину, они оставляли в наследство знание».
В том числе, наш Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам также оставил в наследство только знание.
«Тот, кто взял его, взял великую долю».
Если человек взял знание, оставшееся в наследство от пророков, значит, он взял великий удел. Может ли быть больше блага, чем наследство от пророков?!
Польза, извлекаемая из этого хадиса:
1. Необходимо идти по пути поиска знаний.
2. Тем, кто на пути поиска знаний, Аллах облегчит путь в рай.
3. Чтобы добиться довольства искателей xe "знания"знаний, ангелы перестают летать, окружают их, расстилают свои крылья под их ноги, стремясь насладиться милостью и милосердием, окутавших их.
4. За алима молятся небесные существа — ангелы.
5. За алима молятся земные существа — сознательные, не потерявшие человечность люди, а также джинны и животные.
6. За алима молятся даже рыбы в воде.
7. Алим имеет многократное преимущество перед абидом.
8. Религиозные ученые являются наследниками пророков.
9. Пророки не оставляли в наследство динар или дирхам.
10. Пророки оставляли в наследство только знание.
11. Получение религиозных xe "знания"знаний, оставленных в наследство пророками, означает получать величайший удел.
Теперь сравним смысл этого хадиса с действительностью нашей жизни.
В начале хадиса мы увидели, как Аллах облегчает путь в рай тому, кто встал на путь поиска знаний. Теперь поговорим о том, как ангелы распластают свои крылья ради довольства ищущего xe "знания"знания и устремятся насладиться окутавшей его милостью и милосердием Аллаха.
Давайте по совести скажем, есть ли у нас само представление об этом?
Поняли ли мы до конца, насколько великой степенью является поиск знаний?
Осознаем ли мы, что этому завидуют даже ангелы?
В хадисе говорится, что за алима просят истигфар существа в небесах и на земле, и даже рыбы в воде.
Ученый xe "религии"xe "религии"религии доводит до людей учение Ислама. От него и его призывов к добру получают пользу все, ибо учение Ислама является источником пользы для всех созданий. Именно поэтому все они молятся за ученого мусульманина, прося для него всевозможных благ. Истинные мусульмане глубоко осознают это. Они уважают своих алимов, чтят их. Стремятся выполнять их в соответствии с шариатом, спрашивая у них фатвы по каждому делу. Мусульмане считают алимов своими предводителями и духовными наставниками, не ослушиваются их, стремятся угодить им, чтобы удостоиться их молитв. Отношение нашего народа к своим ученым всегда было достойным похвалы. Когда того требовали обстоятельства, рядовые мусульмане сами не ели, но кормили алимов, сами не одевали, но одевали ученых.
Нам также следует проявлять должным образом уважение к своим алимам, почитать тех, кого почитают небесные создания — все ангелы. Нам также следует почитать тех, кого почитают создания на земле — люди, джинны и все животные. Только Аллах знает, каким образом джинны и животные просят истигфар за алимов и почитают их. Однако мы, люди, сами знаем, как почитать алимов. Если мы не проявим должного уважения к алимам, то выбываем из числа упомянутых в этом хадисе созданий.
В чем преимущество ученых? В том, что они «являются наследниками пророков». Ушедшее поколение оставляет что-то в наследство будущему поколению. Следующее поколение принимает это наследство и использует его. От добра остается добро, от зла — зло, от несправедливости — несправедливость, а от справедливости — справедливость и так далее.
Что осталось в наследство от пророков алайхимуссалам, которые в истории человечества были удостоены счастья стать избранными рабами Аллаха и всегда наставляли человечество на праведный путь? Что унаследовали от них их наследники — алимы?
Может быть, мы почитаем алимов по той причине, что они являются наследниками пророков алайхимуссалам?
Возможно, из-за полученного ими наследства? Да, как сказано в хадисе:
«Воистину, пророки не оставляли в наследство ни динар, ни дирхам. Воистину, они оставляли в наследство знание».
Алимы являются великими деятелями, которые приняли это священное наследство. Они являются продолжателями священного дела пророков, в особенности последнего из них — Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам. Алимы являются путеводной звездой в разъяснении людям учений Священного Куръана, благородной сунны и исламского xe "шариата"шариата. Призывая людей на путь наставления, они предостерегают их от пути заблуждения. Алимы, призывая людей в Ислам, зовут их к счастью и благополучной жизни как в этом мире, так и в мире вечном. Поэтому алимы достойны всяких почестей и уважения. Уважая своих алимов, мы проявим уважение к наследникам пророков. Уважая своих алимов, мы проявим уважение к наследникам Мухаммада Мустафа саллаллаху алайхи васаллам. Уважая своих алимов, мы проявим уважение к тем, кто призывает нас к счастью в обоих мирах. Уважая своих алимов, мы проявим уважение к тем, кто призывает нас к благополучной жизни в этом мире и к высшему раю в загробной жизни. Пусть каждый из нас постарается таким путем получить долю из наследия пророков и достигнет Великого удела!
عَنْ عَوْفِ بْنِ مَالِكٍ t عَنِ النَّبِيِّ t قَالَ: لاَ يَقُصُّعَلَى النَّاسِ إِلاَّ أَمِيرٌ أَوْ مَأْمُورٌ أَوْ مُخْتَالٌ. رَوَاهُ أَبُودَاوُدَ وَأَحْمَدُ.
Передается от Авфа ибн Малика радияллаху анху:
«Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
— Говорят людям только повелитель (правитель) или повеленный (уполномоченный) или мунафик (лицемер)».
Передали xe "Абу Давуд"Абу Давуд и Ахмад.
Мы уже знакомы с этим хадисом. В излагаемом здесь контексте рассмотрим его еще раз. В нем речь идет о людях, имеющих и не имеющих право делать наставления и проводить научные беседы с мусульманами в мусульманском обществе.
В исламском обществе амиром — повелителем становится настоящий мусульманин, человек, хорошо знающий Ислам, богобоязненный, обладающий знаниями, умный и смышленый, а также обладающий определенными совершенными качествами.
Правом на совершение амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар — на повелевание к одобряемому и отвращение от порицаемого, а также на другие наставления, прежде всего обладает этот амир.
Вслед за ним, таким правом пользуется повеленный человек. То есть тот, кого на это уполномочил полномочный правитель. Такие люди могут делать мусульманам наставления, направлять на правильный путь, совершать амру бил маъруфи ва нахйи анил мункар, поскольку они полноценно изучали шариатские науки и получали официальное разрешение — свидетельство либо разрешение известных и знаменитых улемов.
Если это делают не обладающие перечисленными качествами люди, значит, они лицемерят и допускают рийа ради того, чтобы выставить себя обладателями знаний. Тем самым они хотят снискать уважение мусульман и войти в их доверие. На самом же деле они обманывают людей. Мусульманство следует пропагандировать не пустыми словами, а искренним следованием Исламу.
К сожалению, подобных лицемеров среди нас очень много. Простодушные мусульмане должны хорошо знать, кто настоящий улем, а кто лицемер и плут. Для этого нужно изучать Ислам, уметь отличать правду от лжи, слушать подлинных ученых и сторониться лицемеров.
Но к великому сожалению, те, кто сегодня вынуждает улемов писать против них открытые послания и проводить различные конференции, кто становится причиной распространения негативных понятий о нашей религии, вместо того, чтобы почитать алимов, осуждают их. Мало того, что у самих почти нет знаний и при этом даже не прилагают усилий обрести необходимые знания, так они еще и порицают обладателей знаний. Таких выдающихся ученых нашей эпохи, как шейх Мухаммад Саъид Рамазан Бути, они взрывают прямо в мечети вместе с его слушателями и учениками в то время, как он был занят толкованием Священного Куръана…
Большинство людей недоумевают. Разногласия по поводу того, как оценить личность и деятельность этих беззаконников, в основном возникают среди малограмотных или тех, кто не обладает знаниями вообще. Внимание таких малообразованных привлекло то, как люди и их группы, осуждаемые в этой книге, говорят только из Священного Куръана и Сунны, совершают поклонения весьма увлеченно, кажется, что в богобоязненности (таква) им нет равных. Тем не менее они убивают мусульман, многих из них объявляют неверными (кафирами) и прочее…
Алимы же незамедлительно дают оценку их личности и деятельности, потому как алимы своими знаниями уже постигли сущность этой проблемы…
[1] Динар и дирхам — золотая и серебряная монеты.