Второй пример
Во времена почтенного Абу Бакра радияллаху анху появилось несколько групп людей, которые серьезно потревожили исламский мир. После кончины Пророка саллаллаху алайхи васаллам, в первую пору халифства Абу Бакра Сиддика радияллаху анху, некоторые арабские племена отреклись от Ислама, были случаи вероотступничества. В то время некоторые арабы, отвернувшись от Ислама, стали возвращаться к поклонению идолам, к многобожию.
Помимо них, появилась и другая категория людей, которые последовали за такими лжепророками, как Мусайламатул Каззаб (лжепророк Мусайлама), Тулайха ал-Асади и ал-Асвад ал-Анси.
Племена Тай и Асад, а также последовавшие за ними племена Гатафан стали вероотступниками. Последовав за Тулайхой ибн Хувайлидом ал-Асади, который объявил себя пророком, они отреклись от религии.
Люди племени Бани Ханифа поголовно отреклись от Ислама и, став муртадами, признали пророком Мусайламатул Каззаба, который еще во времена Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам потребовал разделить пророчество.
Как утверждают историки, в этот период смуты люди многих краев, кроме Мекки, Медины и Таифа, в разных проявлениях отреклись от Ислама.
Была также и третья категория людей, которые выполняли все требования Ислама, но отказались давать зáкат. Они говорили: «Зáкат мы давали только Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам. Он умер, и теперь нет того, кто вправе взимать зáкат».
В такой тяжелый, полный опасностей и угроз период, халиф Абу Бакр Сиддик радияллаху анху собрал великих сподвижников на совет.
Хатиб передает от Ибн Умара радияллаху анху:
«Когда Пророк саллаллаху алайхи васаллам упокоился, а в Медине восстало лицемерие, когда арабы стали вероотступниками и аджамы (неарабы) тоже отреклись от религии, и по общему сговору они договорились между собой собраться в Нахаванде, заявив: “Умер тот, благодаря кому арабы побеждали”, Абу Бакр Сиддик радияллаху анху собрал мухаджиров и ансаров. Он сказал им:
— Эти арабы отказались давать своих овец и верблюдов и отреклись от религии. А те аджамы, договорившись скопиться в Нахаванде, собирают людей для сражения против вас. Они заявляют, что умер человек, благодаря кому вы побеждали. Посоветуйте мне! Я тоже один из вас. Но я тот, на ком больше всех из вас лежит тяжесть этой напасти.
Повисло долгое молчание. Наконец, заговорил Умар ибн Хаттаб радияллаху анху:
— Клянусь Аллахом, о халиф Посланника Аллаха![1] Я думаю, что от арабов тебе лучше принимать пока только намаз, а с зáкатом повременить. Они только что вышли из джахилии. Они еще не привыкли к Исламу. Либо Аллах вернет их к добру, либо, быть может, Аллах превознесет Ислам и ты станешь обладать силой для битвы с ними. У остальных мухаджиров и ансаров нет двух рук (нет достаточных сил, чтобы идти) и на арабов, и аджамов.
Абу Бакр радияллаху анху посмотрел на Усмана, тот сказал то же самое. Он посмотрел на Али, и тот тоже сказал схожие слова. Мухаджиры поддержали их. Он посмотрел на ансаров, те тоже согласились с этим.
Увидев такую ситуацию, Абу Бакр поднялся на минбар, вознес восхваления и восславления Аллаху и сказал:
— Амма баъду:[2] когда Аллах избрал Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам посланником, истина была весьма ничтожна, была разрозненна. Ислам был беспомощен, находился под преследованиями и гонениями, его вервь была слаба, а его приверженцы были малочисленны. Но Аллах собрал их под началом Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам и сделал их вечной и лучшей уммой. Клянусь Аллахом, я выполню волю Аллаха! Я буду воевать ради Аллаха, пока Сам Аллах не осуществит Свое обещание! Кто из нас будет убит, попадет в рай. Кто из нас останется, те станут наместниками Аллаха на земле и истинными наследниками Его рабов! Аллах, после Чьих Слов нет места другому слову, сказал: «Обещал Аллах тем, которые из вас уверовали и творили праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, которые были до них» (сура «Нур», аят 55). Клянусь Аллахом, что если перестанут давать в зáкат даже козленка, которого давали в зáкат Посланнику Аллаха саллаллаху алайхи васаллам, я буду воевать против них до тех пор, пока моя душа не встретит Аллаха, даже если на их стороне будут деревья, горы, люди и джинны! Аллах не разъединял намаз и зáкат, чтобы соединить их после!»
Как видно из этого предания, великие сподвижники были единодушны в необходимости объявления войны вероотступникам, но несмотря на это, они предлагали временно не предпринимать никаких мер против тех, кто отказывался давать зáкат. Однако халиф Абу Бакр Сиддик радияллаху анху не согласился с этим. Позже по этому вопросу Умар ибн Хаттаб радияллаху анху от имени сподвижников еще раз поговорил с Абу Бакром Сиддиком радияллаху анху. В процессе обсуждения каждый приводил аргументы в пользу своей точки зрения.
Имамы Бухари, Муслим, Абу Давуд, Тирмизи и Насаи передают от Абу Хурайры радияллаху анху:
«Когда Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам скончался и после него халифом стал Абу Бакр, многие из арабов стали неверными. Тогда Умар ибн Хаттаб сказал Абу Бакру:
― Как же ты будешь воевать с этими людьми? Ведь Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: “Мне повелено сражаться с людьми, пока они не скажут «Лаа илааха иллаллах», поэтому тот, кто говорит “Лаа илааха иллаллах”, сохранил (в безопасности) от меня свою жизнь и свое имущество, за исключением разрешенного шариатом.[3]Его расчет ― на Самом Аллахе”.
Абу Бакр сказал:
― Клянусь Аллахом, если кто будет отделять намаз от зáката, я непременно буду воевать с ним. Ибо зáкат ― это обязательство на имуществе. Клянусь Аллахом, если откажутся давать в зáкат даже козленка, которого давали Посланнику Аллаху саллаллаху алайхи васаллам, я непременно будут воевать с ними именно за неповиновение фарду.
Впоследствии Умар сказал: «Клянусь Аллахом, тогда я понял, что это было не что иное, как направление Аллахом сердца Абу Бакра к сражению. Я осознал, что он был прав».
Почтенный Абу Бакр радияллаху анху величайшей решимостью противостоял всем зачинщикам фитны и, победив их всех, вернул их под сень Ислама.
Таким образом, благодаря Абу Бакру Сиддику радияллаху анху исламская умма в период его халифства была спасена от великой смуты. Когда многие отреклись от религии, он был непоколебим и принял меры, чтобы вернуть их в Ислам. Всевышний Аллах даровал ему и его соратникам вспоможение и победу. Так фитна была искоренена полностью.
[1] Халиф — досл. «замещающий», «преемник»; то есть преемник после Пророка саллаллаху алайхи васаллам в качестве главы мусульман; впоследствии это слово больше употреблялось в значении «правитель».
[2] Амма баъду (أَمَّا بَعْدُ), также ва баъду (وَ بَعْدُ) — арабы используют эту фразу для разделения текста и речи на две части, для переход с одной темы на другую, с вступительного слова на основную.
[3] То есть за исключением тех случаев, когда человек совершает такое противоправное деяние, за которое можно лишать имущества или жизни по шариату.