Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 56-57)
В следующем аяте описывается что ожидает проявивших неверие после того, как они будут низвергнуты в ад:
ﮊإِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا بِآيَاتِنَا سَوْفَ نُصْلِيهِمْ نَارًا كُلَّمَا نَضِجَتْ جُلُودُهُم بَدَّلْنَاهُمْ جُلُودًا غَيْرَهَا لِيَذُوقُوا الْعَذَابَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَزِيزًا حَكِيمًا
56. Поистине, те, которые проявили неверие в Наши аяты (знамения) — скоро Мы ввергнем их в огонь! Каждый раз, как сжарится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы вкусили мучение. Поистине, Аллах — Превосходящий [всех могуществом], Премудрый.
Нет сомнения в том, что неверие в итоге не приведет к добру. То, что неверные проживут свою жизнь в этом мире, подвергнувшись различным бедствиям и несчастьям, это неопровержимая истина. И этот священный аят описывает, что будет с проявившими неверие в последней жизни.
«Поистине, те, которые проявили неверие в Наши аяты (знамения) — скоро Мы ввергнем их в огонь!»
Но дело не ограничится только тем, что проявившие неверие в аяты Аллаха будут низвержены в ад.
«Каждый раз, как сжарится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы вкусили мучение».
Чтобы они сполна вкусили мучения, каждый раз, когда их кожа сжарится, она будет заменена на другую, новую кожу и мучения начнутся снова. И это будет продолжаться вечно.
«Поистине, Аллах — Превосходящий [всех могуществом], Премудрый».
Поэтому Он счел подобающим это мучение для тех, кто проявил неверие.
Чтобы объяснить это ужасающее состояние ученые приводят несколько хадисов.
В хадисе, переданном Ибн Абу Хатимом от Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху, говорится:
«Когда один человек прочитал перед почтенным Умаром этот аят, он сказал: “Прочти мне это еще раз”. Тот прочитал его снова. Тогда Муаз ибн Джабал радияллаху анху сказал:
— Я знаю тафсир этого аята, за час его кожа будет заменена семьдесят раз.
Почтенный Умар сказал:
— То же самое я слышал от Посланника Аллаха саллаллаху алайхи васаллам».
Следовательно, в силу своего чрезвычайно сильного жара пламя вмиг поджарит и обуглит их, и дабы они вновь подверглись мучениям, их кожа будет незамедлительно заменена. Однако такая их кожа не будет похожа на кожу в этом мире. Чтобы еще более усилить мучения обитателей ада, Всевышний Аллах также сделает их кожу другой.
В благородном хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от почтенного Абдуллаха ибн Умара радияллаху анху, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Тела обитателей ада будут увеличены в аду. Так, что даже расстояние от мочек их ушей до их шеи будет равно семиста годам пути. Толщина их кожи будет равна семи локтям. А зубы будут размером с гору Ухуд».
Теперь можете себе представить, как такое тело и подобная кожа меняются семьдесят раз в час, сгорая и обугливаясь! Да сбережет Сам Аллах от такой участи!
Все познается в сравнении. Ценность любого явления проявляется при сравнении с ее противоположностью. По этой причине, вслед за описанием мучений, которым подвергнутся в аду неверные, в следующем аяте описывается состояние обитателей рая:
وَالَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ سَنُدْخِلُهُمْ جَنَّاتٍ تَجْرِي مِن تَحْتِهَا الْأَنْهَارُ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا لَّهُمْ فِيهَا أَزْوَاجٌ مُّطَهَّرَةٌ وَنُدْخِلُهُمْ ظِلًّا ظَلِيلًا
57. А те, которые уверовали и творили праведные деяния — вскоре Мы введем их в райские сады, где текут под ними реки, — вечно пребывающими в них навсегда. Для них в них — супруги чистые. И введем Мы их в тень тенистую.
Упоминаемые в этом аяте счастливые люди удостаиваются этого великого блага по благоволению Аллаха, благодаря своему ийману и праведным деяниям.
«А те, которые уверовали и творили праведные деяния — вскоре Мы введем их в райские сады, где текут под ними реки».
Истинный ийман должен вести своего обладателя к благим деяниям — следованию указаниям Аллаха. Поэтому, когда речь заходит об иймане, который помогает удостоиться райских благ, в Священном Куръане следом за ним упоминается и праведное деяние. Эти счастливые люди не просто войдут в рай, а будут дарованы им в раю еще и различные яства и блага, наслаждения и удовольствия. Более того, в таком раю они останутся «…вечно пребывающими в них навсегда».
То есть рай и блага в нем не временны, они постоянны, вечны. Также обитателям рая будут дарованы супруги, чистые от физических и духовных нечистот.
«Для них в них — супруги чистые».
Эти счастливые люди всегда будут пребывать в густой тени, никогда не будут изнывать от жары.
«И введем Мы их в тень тенистую».
В хадисе, переданном от Абу Хурайры радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«В раю есть одно дерево, всадник [верхом] пересечет его тень за тысячу лет. Это — дерево вечности».
.