Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 58)
В вышеприведенных аятах речь шла об избавлении от пережитков джахилийи и ширка, приводились описания мушриков и неверных, говорилось о необходимости остерегаться их вражды. Теперь же, в последующих аятах, речь пойдет о том, что должны делать сами мусульмане. А это является самым важным моментом в деле строительства желанного исламского общества.
58. Поистине, Аллах повелевает вам возвращать доверенное (аманат) его владельцам и, когда правите среди людей, править по справедливости. Поистине, как прекрасно увещевает вас этим Аллах! Поистине, Аллах — Всеслышащий, Всевидящий!
Одно из самых важных деяний, что Всевышний Аллах повелел сообществу мусульман — это возвращение доверенного, аманата его владельцам.
«Поистине, Аллах повелевает вам возвращать доверенное (аманат) его владельцам…».
В наше время, в нынешнем состоянии нашего народа, который в прошлом был цветом мусульман , искажены все мерки, все понятия. В том числе, искажено и понятие о доверенном — аманате. Люди под аманатом понимают только вверение ценной вещи на временное хранение кому-нибудь другому. На самом же деле существует много видов аманата. В том числе улемы говорят: «Существуют аманаты Аллаха, возложенные на раба. Намаз, пост, закàт, каффарат и обет (назр) также являются аманатом». Таким же образом считаются аманатом различные права одних людей на других.
В одном из своих хадисов Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Если кто-то скажет тебе слово и при этом станет оглядываться по сторонам, то знай, что это слово является аманатом».
Аманат является термином, значение которого нужно понимать широко. Самым же великим аманатом является аманат иймана. Этот аманат дарован другим созданиям, помимо человека, без намерения, без воли, без стараний и без руководства. Они, хотят того или нет, обладают ийманом. И только человек по причине обладания разумом и свободной волей, может обрести ийман — стать верующим по своей воле, своим старанием, намерением и усилием. Именно из этого основного аманата и рождаются другие аманаты. Только те, кто исполнил аманат иймана, могут честно исполнить все аманаты Аллаха, а также аманаты между людьми. Только те, кто доставил все аманаты их обладателям, считаются людьми с настоящим ийманом. Именно благодаря такому ийману правоверные мусульмане обрели известность среди народов мира. Посягательство на аманат является одним из трех признаков лицемерия. Мусульманин соблюдает все аманаты, в том числе, аманат во взаимоотношениях с людьми и в материальных вопросах, аманат увещевания старших и молодых, аманат правильного воспитания молодежи и другие аманаты, он не посягает на них. Не приведи Аллах, но если совершится посягательство — произойдет вероломство, то будет допущена большая ошибка. Грех совершившего вероломство не будет прощен, даже если он станет мучеником!
Имам Ибн Абу Хатимом передает от Абдуллаха ибн Масъуда радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Мученичество смывает все грехи, кроме аманата. В Судный день, даже если человек был убит на пути Аллаха, он будет приведен и ему будет сказано “Исполни аманат!”. А он скажет: “Как же я его исполню, мирская жизнь закончилась!” Тогда аманат покажется ему из глубин ада. Он спустится и поднимется, неся его на своих плечах. Когда он уже почти поднимется, аманат упадет с его плеч и он вновь спустится вслед за аманатом. Это продолжится вечно».
Вторая великая обязанность, возлагаемая Всевышним Аллахом на мусульман — это судить среди людей по справедливости.
«…когда правите среди людей, править по справедливости».
Зайд ибн Аслам радияллаху анху сказал: «Этот аят был ниспослан о правителях».
Пророк алайхиссалам говорил: «До тех пор, пока правитель не совершает притеснений, Аллах будет с ним. Если же он начнет угнетения, тогда Он предоставит его самому себе».
В другом хадисе сказано: «Час справедливости равен сорокалетнему ибадату».
Конечно, это не означает, что если кто будет поступать справедливо в течение одного часа, то потом может преспокойно не совершать ибадат в течение сорока лет. Здесь подразумеваются нафл ибадаты.
Если внимательно посмотреть, в аяте говорится «…когда правите среди людей».
Да, именно между всеми людьми, а не только среди мусульман или между какими-то другими отдельными группами. Править среди всех людей по справедливости, вне зависимости от того, кто это, является долгом мусульман. И в реальности никто, кроме мусульман, ни один строй или общество не могли справиться с этой задачей. В соответствии с исламской теорией о хукме — суде-правлении, главным условием стабильности правления и государства является справедливость, а не ийман. Улемы особо отмечали, что правление с ийманом, но без справедливости не продлится долго, но если правление справедливое, оно будет постоянным; а если правление и без иймана, и несправедливое, оно всегда будет временным правлением.
То, что в одном аяте идет наставление к двум великим основам — аманату и справедливости, это большое милосердие. Поэтому в продолжении аята говорится:
«Поистине, как прекрасно увещевает вас этим Аллах!»
Наш же долг — это всем сердцем слушать увещевание Всевышнего Аллаха и следовать ему. Потому что Аллах слышит и видит, каким образом мы, Его рабы, следуем этому повелению.
«Поистине, Аллах — Всеслышащий, Всевидящий».
А слушание и видение — это для расчета в последней жизни. Несомненно, Аллах слышит все свойственным Ему Самому сифатом слуха и видит все свойственным Ему Самому сифатом зрения. Ничто не останется вне Его могущества слушать и видеть.
.