Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 59)
В следующем аяте указываются пути правильного исполнения аманата и справедливого суда между людьми:
59. О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и верховодам из вас. Если же препираетесь в чем-то, то верните это Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. Это — лучше и прекраснее по исходу.
Следовательно, при исполнении этих аманатов, правлении, вершении суда и вынесении решений среди людей по справедливости и в других делах прежде всего нужно повиноваться Всевышнему Аллаху, затем Пророку саллаллаху алайхи васаллам, а после этого надо повиноваться верховодам-предводителям из числа самих мусульман. Если в каком-либо деле возникнут разногласия, родится спор, то нужно возвратить людей к предписаниям от Всевышнего Аллаха и Посланника. Это — критерий. Это — мерило. Если не следовать этому правилу, если предоставить всем решать вопросы по своему, тогда не будет порядка и дисциплины, наоборот, ввиду различий между умственными способностями людей возникнут разногласия. И как сегодня, сильные будут стараться повернуть слабых на свой путь, а нашедшие выход — оказавшихся в безвыходности.
Мусульмане же избавлены от подобных неприятных проблем. Они не ломают головы над такими вопросами, как: «Что сделать, чтобы достигнуть истины?», «Как поступить, чтобы возвратить аманат его хозяину?», «Как себя вести, чтобы вершить справедливый суд среди людей?». Потому что в этом отношении инструкции уже даны и они неизменны. Всевышний Аллах Сам дал решение этих вопросов. Мусульманам нужно всего лишь следовать указаниям Аллаха. Перед тем, как начать одно дело, они принимаются разузнавать о решении исламского шариата по этому делу. Решение, прежде всего, они ищут из Священного Куръана. Если в Куръане есть решение по данному делу, то следуют ему. Потому что сказано: «О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху».
Повиновение Аллаху осуществляется следованием Его последней божественной книге — Священному Куръану. Представим, что решение о будущем деле не указано в Священном Куръане. Тогда нужно обратиться к сунне Пророка алайхиссалам. Если искомое решение отыскивается в ней, то нужно ему следовать. Потому что в священном аяте следует повеление: в качестве второго источника повиноваться Пророку.
При жизни Пророка саллаллаху алайхи васаллам повиновение происходило непосредственно ему самому, сейчас же следование его сунне считается равным повиновению ему самому.
«…повинуйтесь Посланнику…»
Всевышний Аллах в Священном Куръане изложил основные положения (решения) и сделал их основой правил по вынесению общих положений и решений. А в сунне Пророка алайхиссалам подробно поясняются общие положения из Куръана, а также высказаны некоторые из них, которые не были упомянуты в Куръане.
Положения и решения же по ситуациям, которые меняются во времени и по мере изменения условий, оставлены для решения мусульманской общиной методом иджтихада. В этом заключено много мудрости. Прежде всего, это обстоятельство побуждает мусульман всегда находиться в поиске, быть старательными. Во-вторых, обеспечивает состоятельность и пригодность исламского шариата для всех времен и для каждого места. Если поперек встает вопрос, который не упоминается ни в Куръане и ни в сунне, решение этого вопроса предоставляется верховодам-предводителям мусульман. А достигшие уровня иджтихада предводители решают этот вопрос на основе правил Куръана и Сунны. Решение-постановление, принятое признанными исламской уммой муджтахидами по существующей действительности в фикхе называется иджмаъ . Следование этому решению является ваджибом для каждого мусульманина. Потому что в этом аяте есть повеление, гласящее: «…повинуйтесь Посланнику и руководителям из вас».
Повиновение приказам Аллаха является фардул айн. В хадисе, переданном имамом Ахмадом ибн Ханбалом от Имрана ибн Хусойна радияллаху анху, говорится: «Нет повиновения в ослушании Аллаху».
Фраза «Если же препираетесь в чем-то, то верните его Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и в Последний день» стала основой для кийаса (сопоставления) — четвертого (после Куръана, Сунны и иджмаъ) источника для вынесения решения в шариате. Допустим, в жизни мусульман появился новый вопрос, который не упоминается ни в Куръане, ни в сунне. Но существует другой вопрос, схожий с ним. Ученые сопоставляют тот схожий вопрос с новоявленной проблемой и выносят единое решение. Это называется кийас. Возвращение к Аллаху (то есть к Куръану) и Посланнику (то есть к его сунне) того, что становится причиной препирательств среди мусульман, упоминается в аяте вместе с фразой «если вы веруете в Аллаха и в Последний день». Значит, выполнение предстоящего дела в соответствии с шариатом, является признаком наличия иймана в Аллаха и в Последний день. Следовательно, пусть хорошенько подумают об этом те, кто ищет источник решения не из Куръана и не из Сунны, а из другого.
На основе правила, изложенного в аяте, истинные мусульмане каждое свое дело осуществляют, повинуясь Аллаху, Его Посланнику и своим верховодам. Если в некоторых делах у них возникнут различия во мнениях, то предоставляют это к Аллаху и Посланнику и методом кийаса сопоставят с решениями по аналогичным вопросам и вынесут решение.
«Это — лучше и прекраснее по исходу».
.