Что касается границ свободы, то они определяются не правителями, а Самим Аллахом. Мудрый и сведущий обо всем, предпринимающий все меры, Аллах изложил определение свободы таким образом, что свобода отдельной личности не будет вредить свободе общественности или, наоборот, и она не превратится в своеволие.
Как все другие права, право свободы в Исламе не осталось на уровне пустой философии или же просто на бумаге, а нашло полное воплощение в жизни. Являясь религией, посланной Аллахом с целью дать полную свободу людям, Ислам с первого дня своего возникновения стал призывать к свободе.
Первым делом он начал освобождать людей от рабства каменных, деревянных и глиняных идолов и икон, так как они, считая себя рабами последних, поклонялись им, стремились добиться их согласия в своих поступках. Ислам вновь и вновь разъяснял нелепость, алогичность, преклонения человека перед иконой, которую он изготовил своими руками, доказывая постыдность такого занятия для существа, наделенного Создателем разумом.
В Куръане имеется много аятов подобного содержания. Для примера приведем лишь один из них. В суре Соффаат Всевышний обращается к идолопоклонникам:
Разве вы поклоняетесь тому, что вытесали? (аят 95)
Ислам отменил также рабство человека таким природным объектам, как солнце, луна. В Священном Куръане в удивительном стиле рассказано о том, как Ибрахим алайхиссалам для доказательного урока людям назвал богом сначала солнце, потом луну, а когда оба они закатились, заявил, что закатывающийся не сможет быть богом и что он поклоняется Богу миров. В рассказах о Пророке Ибрахиме алайхиссалам обо всем этом повествуется подробно. Освободились от положения рабов и те, которые считали себя таковыми, по отношению к некоторым животным, которых по их разумению считали богами. В Куръане содержится несколько аятов, посвященных тому, как сыны Исраила взяли на себя грех, считая тельца своим богом. Ислам отменил и рабство человека перед своими плотскими страстями, которое лишило его свободы. Аллах в суре «Различение», обращаясь к Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам, говорит:
Видел ли ты того, кто своим богом сделал свою страсть: разве ты будешь над ним попечителем и хранителем? (аят 43)
В Исламе рабство перед богатством также рассматривается как фактор, ограничивающий свободу человека. Пророк Мухаммад саллаллаху алайхи васаллам на этот счет говорил: Стал несчастным раб динаров, стал несчастным раб дирхамов.
Ислам, освободив людей и от этого рабства, объяснил, что человек приходит в этот мир не затем, чтобы накопить богатство и затем самому оказаться в его плену, действовать по велению этого богатства, а для того, чтобы честно и чисто использовать нажитое в свою пользу, как это указывает Аллах. И наконец, Ислам устранил духовное рабство подобным себе людям, которое предполагает беспрекословное выполнение их указаний, а также жизни не по своей воле.
Из книги «Права человека в Исламе»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф