В первой формулировке имама Шатиби при определении бидъы свое отражение нашло мнение тех, кто сказал «бидъа бывает только в ибадатах», во второй же формулировке свое отражение нашло мнение тех, кто говорил «бидъа бывает и в ибадатах, и в обычаях».
Сам же имам Шатиби склонялся к тому, что бидъа свойственна только вероубеждению и ибадатам.
В обоих определениях второго направления нужный для нас основной смысл, это фраза – «Бидъа есть новоизобретенный путь в религии».
Значит, для того, чтобы появившееся среди мусульман новое явление стало бидъой, оно должно иметь отношение к основе – к сущности религии. Ему также должен быть присужден статус основных ибадатов шариата. Именно этот смысл подразумевается в следующих хадисах.
Передается от Аиши радияллаху анха:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Тот, кто в нашем этом деле породит то, что не [является] из него – так он отвергнут (мардуд)».
Передали Бухари, Муслим и Абу Давуд.
В этом хадисе Пророк саллалаху алайхи васаллам, говоря «в нашем этом деле», подразумевал «в нашей религии».
Передается от Джабира радияллаху анху:
«Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
– Поистине, наиправдивейшее слово – Книга Аллаха, самое прекрасное наставление – наставление Мухаммада. Худшее из дел – нововведенные из них. Каждое нововведение – бидъа. Каждая бидъа – заблуждение. Каждое заблуждение – в аду».
Передали Бухари, Муслим и Насаи.
Следовательно, вновь появившиеся в жизни мусульман и не касающиеся основ религии новшества не являются бидъой. В каком положении мы бы оказались, если бы каждое новшество было бидъой, а каждая бидъа – заблуждением и каждое заблуждение – в аду? Как было сказано выше, при жизни Пророка саллалаху алайхи васаллам Куръан не был приведен в форму единой книги, не были построены медресе, еще не сформировались разные науки, не было написано книг по наукам Ислама. Все это появилось позднее и все мусульмане, в том числе и узко рассматривавшие значение бидъы ученые, одобряют все эти вновь появившиеся дела с большой радостью.
Из книги Разногласия: причины и решения.
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф.