Всевышний Аллах в отношении таких людей в суре «Покаяние» говорит:
Они взяли своих книжников и монахов за «господ» себе помимо Бога. (аят 21)
После ниспослания данного аята Ади ибн Хатим радияллаху анху, который придерживался христианской религии, спросил у Пророка Мухаммада саллаллаху алайхи васаллам: «О Посланник Аллаха, ведь они не поклоняются своим книжникам и монахам?» Тогда Пророк саллаллаху алайхи васаллам ответил ему вопросом: «Они ведь соглашаются с ними в вопросах дозволенного (халал) и запретного (харам), не так ли?» — «Да», — ответил Адий радияллаху анху. «Вот это и есть взятие их за господ себе», — сказал Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам. Потому что это один из видов зависимости от другого человека, подчиненности другому.
В суре «Семейство Имрана» Аллах обращаясь к Пророку Мухаммаду саллаллаху алайхи васаллам,говорит:
Скажи: «О обладатели Писания! Приходите к слову, равному для вас и для нас, чтобы нам не поклоняться никому, кроме Аллаха, и ничего не придавать Ему в сотоварищи, и чтобы одним из нас не обращать других в господ, помимо Аллаха». (аят 64)
Это означает, что человек должен подчиняться только Аллаху только такой человек достигает настоящей свободы.
Мусульмане, постигнув эти истинные свободы, внедрив их в свою жизнь, затем, как и народы, которые ныне выступают покровителями прав человека, стали распространять среди других народов свободы, которыми они сами наслаждаются. Это движение называют по-разному: одни захватничеством, другие — прибиранием к рукам богатств, третьи — еще как-нибудь иначе. Однако если изучить его честно и по совести, то выяснится, что все эти утверждения не имеют никакого основания.
Мусульмане не увозили богатств тех стран, в которых они оказывались по воле Аллаха, в отличие от других завоевателей они не занимались переиначиванием, присвоением и в других сферах их жизни. Если не организовывались согласованные всеобщие войны против мусульман, то местные народы оставались при своем богатстве, при своих религиях и роде занятий. Сами мусульмане тогда свои действия называли фатхом — «открытием». Не будет ошибкой, если скажем, что это было открытием пути свободы. Ибо всюду, куда прибывали мусульмане, они выступали перед местным населением с предложением: станете мусульманами, вам будет гарантировано благополучие, не желаете — заключим договор, и вы останетесь в своей религии, а если вы хотите воевать с нами, то мы готовы и на это. Действительно так и поступили.
Такое положение может показаться нашим современникам несколько странным. Это вызывало удивление людей и в то время. Когда спрашивали у мусульманских завоевателей: «Зачем вы сюда приехали?» — они отвечали: «Аллах, послал нас затем, чтобы, освобождая людей от рабства рабам Божьим, превратить их в рабов Господа — рабов Божьих, вывести их из-под гнета других религий, из тесноты мира сего — к просторам потустороннего мира». Их лозунг был: «Нет в этом мире рабства рабов Божьих друг другу, всем быть рабами Аллаха, нет насилию и угнетению, да будет справедливость, нет тесноте, да будет простор!» Для нас, мусульман, меры, принимаемые ныне народами и государствами, защищающими права человека, против нарушителей этих прав, не являются новостью. Однако также известно, что мера мере рознь.
Из книги «Права человека в Исламе»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф