Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 66-68)
В следующем аяте излагается, что строй, система, предлагаемая людям со стороны Аллаха, а также положения, которым нужно следовать и указания, которые даются, являются легкими, что в них нет ничего обременительного, невыполнимого:
وَلَوْ أَنَّا كَتَبْنَا عَلَيْهِمْ أَنِ اقْتُلُواْ أَنفُسَكُمْ أَوِ اخْرُجُواْ مِن دِيَارِكُم مَّا فَعَلُوهُ إِلاَّ قَلِيلٌ مِّنْهُمْ وَلَوْ أَنَّهُمْ فَعَلُواْ مَا يُوعَظُونَ بِهِ لَكَانَ خَيْرًا لَّهُمْ وَأَشَدَّ تَثْبِيتًا
66. И если бы, поистине, Мы предписали им: «Убейте самих себя!» или «Выйдите из ваших обиталищ!» — не сделал бы это никто, кроме немногих из них. А если бы, поистине, они сделали то, чем увещеваются, непременно было бы лучше для них и прочнее для утверждения.
وَإِذاً لَّآتَيْنَاهُم مِّن لَّدُنَّا أَجْراً عَظِيمًا
67. И тогда Мы непременно дали бы им от Нас великое вознаграждение.
وَلَهَدَيْنَاهُمْ صِرَاطًا مُّسْتَقِيمًا
68. И непременно наставили бы их на прямой путь.
Как отмечается всегда, религия Ислам послана со стороны Аллаха для всех людей, всех времен и всех мест для достижения ими счастья и благоденствия в обоих мирах. Поэтому предписания Ислама подходят для всех. В Исламе нет ни одного бремени, которого человек не был бы в состоянии нести. В нем учтены как предел выносливости, так и следование человека своим порочным страстям. Предусматривается, чтобы он не сошел с пути окончательно. Если бы на человека были возложены беспредельно тяжелые фарды, то не все смогли бы вынести это. Всевышний Аллах дает понять это нижеследующим примером:
«И если бы, поистине, Мы предписали им: “Убейте самих себя!” или “Выйдите из ваших обиталищ!” — не сделал бы это никто, кроме немногих из них».
И действительно, что мы могли сделать, если бы Аллах повелел Своих рабов совершать что-либо подобное? Он имеет право приказывать любое дело, ибо Он является Творцом и истинным Властителем земли и небес, всех созданий и существ. Он распоряжается так, как Сам того пожелает, повелевает любому делу, которому захочет. Тогда лишь очень немногие люди могут и выполнить это повеление. Однако большинство людей не смогли бы вынести этого и, кроме того, усилилась бы вероятность их следования своим порочным страстям. Поэтому Ислам, исходя из реальности, устанавливает свои положения-предписания, принимая во внимание интересы большинства. А посему, если бы люди не бросали себя из стороны в сторону, и «если бы, поистине, они сделали то, чем увещеваются», если бы они следовали руководствам, указанным в Исламе, исполняли повеления Аллаха и отвращались от всего, от чего им предписано отвратиться, ходили по пути, указанному своим Творцом, то «непременно было бы лучше для них и прочнее для утверждения».
Потому что создавший их Господь желает им только добра. Никогда Он не жаждет зла Своим рабам. Если бы рабы выполняли Его повеления, то так было бы лучше и для них самих, и их ийман стал бы более крепким и непоколебимым. Если бы люди в ответ на приказы Аллаха полностью следовали Исламу, то Всевышний Аллах даровал бы им великую награду — рай. Он бы направил их на праведный, прямой путь к спасению.
.