Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аят 142)
Описание мунафиков продолжается также и в следующем священном аяте:
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ وَإِذَا قَامُواْ إِلَى الصَّلاَةِ قَامُواْ كُسَالَى يُرَآؤُونَ النَّاسَ وَلاَ يَذْكُرُونَ اللّهَ إِلاَّ قَلِيلاً
142. Поистине, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, тогда как Он — «обманывающий» их! А когда встают на намаз, то встают ленивыми, ханжат людям. И поминают Аллаха лишь немного.
Из этих описаний можно понять, что лицемерие — это низость, невежество и зло. Лицемеры показывают себя мусульманами, скрывая неверие в своих сердцах, и убеждены, что никто об этом не знает. Своими действиями, подобными тем, что описывались в предыдущем аяте, они полагают, что обманули людей и радуются этому. Эти их игры, которые они ведут среди людей, таким же образом проявляется и по отношению к Аллаху.
«Поистине лицемеры пытаются обмануть Аллаха».
Но из-за своего невежества они забывают, что Аллаха нельзя обмануть. Из-за своего слабоумия они не ведают о том, что Аллаху известно не только об их делах, но также и обо всем сокровенном в их сердцах. И по причине этого невежества, неразумности и, в основном, недуга в своих сердцах, они пытаются в каждом своем деле и слове обмануть Аллаха.
«Тогда как Он — “обманывающий” их!»
Улемы утверждают, что Аллаху нельзя придавать качество «обманывающего». Это выражение используется в метафорическом значении. «Обман» Аллаха состоит в том, что Он на время предоставляет мунафиков самим себе, сколько бы они ни совершали лицемерия, грехов и подлостей. Даже тогда, когда они, думая, что обманывают Аллаха, продолжают грешить, Он не насылает на них кару, а дает им продолжить свои деяния. Потому что нередко человек может сделать выводы даже из бед и невзгод, которые обрушиваются на него в этом мире, и встать на верный путь. А Всевышний Аллах не желает мунафикам даже этих поводов, которые могут стать для них напоминанием. В итоге, желая обмануть Аллаха, они обманывают самих себя.
Еще один из самых больших признаков мунафиков приводится в следующей фразе священного аята:
«А когда встают на намаз, то встают ленивыми, ханжат людям. И поминают Аллаха лишь немного».
Трудно сравниться с мунафиками в пустословии, ибо они, претендуя на ийман и Ислам, все заполонят своими речами. Потому что говорить легко. Но когда дело доходит до доказательства правдивости или лживости слов — то есть до совершения действий, они разоблачаются. И действительно, в поступках проявляются истинные лица людей. Также и оценки ставятся по деяниям. Наказание или вознаграждение в последней жизни тоже назначается исходя из деяний. И одним из таких деяний, отделяющих белое к белому, а черное к черному, является намаз. Намаз является столпом Ислама. Кто его воздвигает, тот воздвигает и религию. Кто не воздвигает намаз, тот не воздвигает религию. Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам говорил: «Различие между нами и другими — это намаз».
Тем не менее из вышеприведенной фразы мы узнаем, что намазы отличаются между собой. Мунафик встает на намаз лениво, брезгливо и нехотя начинает его совершать. Это признак того, что у него нет иймана и что его речи об иймане являются поверхностными. Если бы его ийман был настоящим, то он бы с радостью и с восторгом вставал на намаз. Потому что намаз для верующего является миъраджем, обращением к своему Господу. Во время намаза он стоит лицом к лицу со своим Господом. Если вознесет молитву, она будет принята. Если есть грехи, они простятся. И только мунафик приступает с ленью к такой великой степени. Была бы его воля, он бы и не вставал, но встает для показухи. Встает, потому что стыдится людей. Поэтому мунафики периода ниспослания этих аятов редко выходили на намазы фаджр и иша, на которые собиралось мало людей. А нынешние мунафики и вовсе не совершают намаз.
В хадисе, переданном имамом Бухари и имамом Муслимом, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Самые обременительные намазы для мунафиков — это иша и фаджр. Если бы они знали достоинства этих двух намазов, то приползли бы даже на четвереньках. Мне бы приказать одному человеку собрать людей на намаз, а другому повелеть возглавить их намаз, а потом вынести бы дрова и поджечь дома тех, кто не явился на намаз».
В хадисе, переданном Хафизом Абу Яъла от Абдуллаха, Пророк саллаллаху алайхи васаллам сказал:
«Кто при людях совершает намаз полноценно, а наедине совершает плохо, то это принижение своего Господа».
Наряду с тем, что мунафики совершают намаз с ленью и то для показухи, они очень редко поминают в нем Аллаха. То есть они совершают намаз без ихласа (искренности), без хушуъ (смиренности) и хузуъ (покорности). Они не осознают, что говорят. При совершении намаза их мысли заняты другими раздумьями.
В хадисе, переданном имамом Маликом от почтенного Анаса ибн Малика радияллаху анху, Пророк алайхиссалам сказал:
«Вот это намаз мунафика. Вот это намаз мунафика. Вот это намаз мунафика — сидит и смотрит на солнце, а когда оно заходит между рогами шайтана, четыре раза совершает саджду подобно птице, клюющей землю. В нем он очень редко поминает Аллаха».
В этом хадисе речь идет о намазе аср. Как известно, существуют хадисы, в которых сказано, что солнце, когда оно садится, заходит между рогами шайтана. Стало быть ленивый человек, о котором говорится в этом хадисе, не совершает намаз вовремя и сидит, пока солнце не начинает заходить. Только тогда он второпях станет совершать саджду.
.