Вопрос:
Ассаламу алайкум! Становится ли человек грешником, если не совершает свои намаза вовремя?
Ответ:
Бисмиллахир Рахманир Рахим
Ваалайкум ассалам. Всевышний Аллах в суре «Маъуун» смилостивился сказать следующее:
فَوَيْلٌ لِّلْمُصَلِّينَ الَّذِينَ هُمْ عَن صَلَاتِهِمْ سَاهُونَ
4. Да будет вайл «совершающим» намаз!
5. [Тем] которые о своих намазах забывающие!
Горе тем, которые совершают намаз слепо, не вникая в его суть, забывают о его смысле, мудрости, о чистоте человеческой совести, о пробуждении в сердце милосердия. Горе им и да будет местом их пребывания ад.
Всевышний Аллах в суре «Анкабут» сказал:
«Поистине, намаз отвращает от мерзости [распутства] и порицаемого» (аят 45).
Кто совершает намаз, но сам не отошел от скверных деяний, тот является из сообщества забывших о намазе.
По поводу этих аятов муфассиры Куръана высказывали ряд толкований.
Абул Àлия говорил: «Это те, кто совершает намаз не вовремя и не безупречно, неполноценным образом совершают рукуъ и саджду».
Абдуллах ибн Аббас радияллаху анху говорил: «Это такой совершающий намаз, который не надеется на награду за свой совершенный намаз и не страшится кары Аллаха, если не совершит его».
В приведенной Ибн Джариром Табари хадисе сказано, что когда у Пророка саллаллаху алайхи васаллам спросили об этом аяте, он сказал, что здесь речь идет о тех, кто отодвигает (откладывает) время своего намаза от положенного.
Муфассиры комментировали аят также исходя из его грамматического построения, уделяя особое внимание падежам и служебным словам. В аяте говорится «Ан солатихим саахуун» — «о своих намазах забывающие», а не «фии солатихим» — «в своих намазах забывающие». Следовательно, в аяте речь идет о лицемерах-мунафиках, потому что и верующий человек может что-то забыть в намазе. Но между забывчивостью верующего и забывчивостью лицемера — большая разница. Забывчивость мунафика (лицемера) — это о намазе — несовершение намаза, пренебрежение к нему. Верующий же, если ошибется в намазе, забыв что-то, тут же исправит свою ошибку совершением садждатус сахв .
О том, что упомянутые в данном аяте категории людей есть лицемеры, свидетельствуют и нижеследующие два аята.
الَّذِينَ هُمْ يُرَاؤُونَ
6. Которые совершают рийа.
Совершают рийа, то есть лицемерят, деяния совершают ради чужих глаз. Если человек совершает намаз, но забывает суть намаза, не оставляет злодеяния, подстрекательства, клеветничества, лжи, сеяния раздора и других подлых поступков, то такой человек и есть совершающий рийа, лицемер-мунафик, ханжа и пустосвят. Он совершает намаз и занимается очковтирательством чтобы показаться перед людьми набожным человеком, ради подложного авторитета.
وَيَمْنَعُونَ الْمَاعُونَ
7. И запрещают маъуун!
Как было сказано выше, некоторые муфассиры утверждают, что слово «маъуун» — это закàт, а другие — «утварь» или «ничтожная вещь», «мелочь».
Ислам — не поверхностная религия, не религия всего внешне проявляемого. Ислам — религия ихласа (искренней верности) и деяний. Если ибадаты человека неискренние, без ихласа, если эти поклонения не ведут его к благим поступкам и деяниям, то они не могут быть подлинными. Человек может устами сказать «я мусульманин», может исполнять некоторые исламские деяния, может совершать намаз, притязая на мусульманство, но это еще не значит быть настоящим мусульманином. Но если человек является истинным мусульманином, то признаки иймана — веры — можно усмотреть в его образе жизни, поведении, обращении с людьми, манере говорить, деяниях, нравственности и во всем, во всем остальном.и(из книги «Тафсир Хилал», шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф). Валлаху аълам.
Коллегия «Спросите людей зикра»