Тафсир Хилал. Сура "Ниса" (аяты 145-147)
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ فِي الدَّرْكِ الأَسْفَلِ مِنَ النَّارِ وَلَن تَجِدَ لَهُمْ نَصِيرًا
145. Поистине, лицемеры — в самом нижнем слое огня, и никогда не найдешь им помощника.
Мунафики еще более вредны и опасны для Ислама, чем неверные. Поэтому и в последней жизни они будут подвергнуты более тяжким мучениям, чем неверные. Они будут брошены в самое дно ада — на самый нижний его уровень. Это место в аяте названо «ад-Даркул асфал».
В переданном от Абу Хурайры радияллаху анху хадисе сказано, что «ад-Даркул асфал» — это однодверные дома, в них заводят мунафиков, запирают за ними двери, разжигают огонь сверху и снизу. И мунафики будут подвергнуты таким жестоким мучениям.
«…и никогда не найдешь им помощника».
В следующем аяте излагается, которые из них могут спастись от этого положения:
إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ وَأَصْلَحُواْ وَاعْتَصَمُواْ بِاللّهِ وَأَخْلَصُواْ دِينَهُمْ لِلّهِ فَأُوْلَئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا
146. Кроме тех, которые покаялись, и совершали праведные деяния, и [крепко] держались за Аллаха, и были искренни в своей религии ради Аллаха. Так те — с верующими. И вскоре даст Аллах верующим вознаграждение великое.
Следует обратить внимание: в других ситуациях все ограничивалось лишь формулировкой «те, кто покаялся и совершал праведные деяния». То есть говорилось, что для прощения всех других грешников достаточно этого — покаяния и праведных деяний. Однако в обхождении с мунафиками наряду с этими двумя важными условиями ставится еще одно условие — «[крепко] держаться за Аллаха и быть искренним в своей религии ради Аллаха».
«Кроме тех, которые покаялись, и совершали праведные деяния, и [крепко] держались за Аллаха, и были искренни в своей религии ради Аллаха. Так те — с верующими».
Потому что мунафики, как уже говорилось ранее, хуже неверных. Их сущность настолько порочна, настолько непостоянна, что достаточные для всех раскаяние и праведные деяния для них не достаточны. Для их исправления нужно в два раза больше средств, чем для других, а именно еще крепко держаться за Аллаха, за Его повеления, за Его Книгу и проявить искренность в религии ради Аллаха. И только после соблюдения всех этих условий раскаявшиеся из числа лицемеров смогут быть вместе с правоверными, присоединиться к рядам истинных верующих.
В хадисе, переданном имамом Ибн Абу Хатимом от Муаза ибн Джабала радияллаху анху, Посланник Аллаха саллаллаху алайхи васаллам изрек: «Прояви искренность в религии, и тогда тебе будет достаточно даже немногих деяний».
В конце аята напоминается о достоинстве правоверия:
«И вскоре даст Аллах верующим вознаграждение великое».
مَّا يَفْعَلُ اللّهُ بِعَذَابِكُمْ إِن شَكَرْتُمْ وَآمَنتُمْ وَكَانَ اللّهُ شَاكِرًا عَلِيمًا
147. Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если благодарите и уверуете? Ведь Аллах — Признательный (Благодарный), Знающий.
Почему Всевышний Аллах подвергает мучениям неблагодарных и неверных рабов? Неужели Он мог бы получать выгоду от их мучений? Или же мог бы получать удовольствие от предания их мучениям? Конечно же, Аллах не имеет никакой выгоды от мучений неблагодарных и неверных рабов, и не получает также никакого наслаждения от предания их мучениям.
«Зачем Аллаху подвергать вас мучениям, если благодарите и уверуете?»
Главной причиной этих мучений является неблагодарность раба и его неуверование. Если неблагодарный и не имеющий веры человек подвергается страданиям в этом мире, то это делается как кара за совершенную им ошибку, чтобы он вернулся на верный путь. А предание его мучениям в последней жизни — это наказание за его неблагодарность и неверие. На самом деле, «Аллах — Признательный (Благодарный), Знающий».
То есть Он будет доволен Своими благодарными рабами и дарует им великие награды, ибо Он Признательный — Премного Благодарящий Своим воздаянием.
.