[аят 144]
144. Действительно, Мы видим частое обращение твоего лика к небу, так непременно Мы обратим тебя к кибле, коей будешь доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной Мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону. И, поистине, те, которым дана книга, действительно знают, что, поистине, это – истина от их Господа. И Аллах – не остающийся в неведении о том, что они делают!
Значит, согласно фразе в начале священного аята, Посланник Аллаха алайхиссалату вассалам пребывал в ожидании того, что Величественная Каъба будет назначена киблой. Поясняется, что Аллах Сам видит, как из-за безграничной любви по отношению к Каъбе, а также излишних кривотолков иудеев и под влиянием других факторов он ожидает и надеется, часто обращая взор к небу, что поступит вахий с сообщением об изменении киблы.
«Действительно Мы видим частое обращение твоего лика к небу».
Несомненно, Всевышний Аллах видел и знал это, а потому, когда настало время, Он объявил о том, что Каъба стала киблой.
«Так непременно Мы обратим тебя к кибле, коей будешь доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной Мечети. И где бы вы ни были, обращайте свои лица в ее сторону».
Хотя Каъба и была целью, однако по причине того, что упомянута была Заповедная Мечеть, то есть мечеть вокруг Величественной Каъбы, улемы определили: совершающему намаз человеку не обязательно быть обращенным лицом точно на Каъбу, а допустимо просто быть обращенным в том направлении.
Умму мусульман, проживающих в разных уголках земного шара, объединяет единая кибла. Несмотря на разнообразие их стран, мест проживания, цвета кожи, языков, строения тел, пола, возраста и социального положения, все они во время намаза обращаются лицом к единой кибле. Обращение к единой кибле есть символ их единства как физического, так и духовного, символ единства их цели и пути, символ того, что у них один Господь, одна книга и один Пророк.
Этот символ, как и другие символы Ислама, отделяет мусульман от других. Исламская нация самостоятельна, она следует по пути преобладающего над всем Аллаха. Поэтому нужно, чтобы в каждом деле проявлялась их самостоятельность. Нельзя следовать за теми, кто впал в заблуждение. Поэтому Всевышний Аллах запрещает мусульманам подражать другим, перенять их обычаи, девизы и символы. Человек состоит из души и тела, поэтому он склонен использовать для себя видимую символику духовных, нематериальных вещей. Человеческие эмоции успокаиваются только тогда, когда обретают свой материальный символ. И тогда душа получает удовлетворение. Словно у человека внутреннее объединяется с внешним. В Исламе все состояния касательно ибадата организованы на этой основе. У каждого ибадата есть своя форма, свои действия, символы, которые и нужно соблюдать, а не ограничиваться лишь намерением или произнесением про себя некоторых аятов и молитв. В намазе – это кийам, рукуъ, саджда, приветствие; в хадже – ихрам, талбийа, таваф, саъй, вукуф, бросание камней, жертвоприношение и другие.
А Величественная Каъба, являющаяся вершиной таких исламских символов, считается центральным эмоциональным символом в намазе и в хадже. В намазе, вне зависимости от того, в каком уголке земного шара он совершается, нужно стоять лицом к Каъбе. Даже если кто-то, будь то в путешествии, будь то в пустыне или степи, не может определить, с какой стороны находится Каъба, он должен твердо вознамериться и принять одну сторону как киблу и начать намаз.
И во время хаджа, вне зависимости от того, из какого места земного шара прибыл мусульманин, пока он не придет с намерением и не совершит таваф вокруг этого чтимого Дома Аллаха, его хадж не будет настоящим хаджем.
Наряду с тем, что Всевышний Аллах сделал исламскую умму лучшей уммой, Он также сделал и киблу этой уммы лучшей киблой – в центре Земли, в самом центре суши, в самом священном и благословенном месте земного шара. Каъба, построенная отцом всех пророков – любимцем Всемилостивейшего Аллаха Ибрахимом алайхиссалам по Его велению, была сделана киблой всей нации мусульман, и это великая честь для этой уммы. Величие этой степени, высоту этого положения хорошо знают не только люди книги, но и другие тоже. Однако свою зависть они скрывают. Об этом в священном аяте говорится:
«И поистине, те, которым дана книга, действительно знают, что, поистине, это – истина от их Господа».
В божественных книгах иудеев и христиан – Таурате и Инджиле, а также в других их религиозных источниках существуют сведения об этом. Они прекрасно знают, что перевод киблы на Величественную Каъбу был истиной от Аллаха.
Один из наших собратьев, который одно время был священником христианской религии, а потом, по милости Аллаха обретя хидаю, искренне предался Исламу и стал одним из его проповедников, утверждает, что кибла в одной из главных церквей христианской религии также обращена в сторону Величественной Каъбы.
Но люди книги, в частности иудеи, в связи с изменением киблы в сторону Величественной Каъбы сочинили всякие наветы и подстрекательства. Они попытались сбить мусульман с толку. Хотя «Аллах – не остающийся в неведении о том, что они делают!»
.