Васатыя в Куръане
Слово «васат» упоминается в пяти аятах Священного Куръана:
1. В суре «Бакара» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«И вот так Мы сделали вас васатыйной (срединной) уммой, чтобы вы были свидетелями над людьми и чтобы был Посланник свидетелем над вами» (143 аят).
В этом аяте Аллах говорит, что сделал мусульман общиной васатыйи. Арабское слово «васат» переводится как «срединная», «умеренная», «центристская», «наилучшая», «далекая от крайностей», «справедливая», но чаще используется в значении середины, умеренности. Этому значению и отдается, как правило, предпочтение. Середина потому и считается хорошей, что крайние части чего-либо больше поддаются внешнему воздействию и более подвержены порче, в то время как середина остается не поврежденной.
Середине также придается значение справедливости потому, что «центр» расположен одинаково относительно всех сторон и не нарушает равновесия, склоняясь в какую-либо из сторон.
2. В суре «Бакара» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«Оберегайте намазы, и средний намаз. И стойте [в намазе]ради Аллаха смиренными» (аят 238).
«Оберегать намаз» означает совершать намаз своевременно, искренне и безупречно.
Относительно «среднего намаза» существуют различные мнения ученых. Однако, сопоставив различные точки зрения, ученые признали, что под «средним намазом» подразумевается послеполуденный намаз (аср).
Имам Муслим передает, что Пророк саллаллаху алайхи васаллам (да благословит его Аллах и приветствует) в битве Ахзаб сказал: «Они помешали нам исполнить средний намаз – намаз послеполуденный. Да наполнит Аллах их сердца и дома огнем».
Переводимое нами как «средний намаз» словосочетание соответствует арабскому «солатул вусто».
В источниках Шариата, в частности, в Куръане и сунне, о значении «солатул вусто» говорится очень много, как и в данном аяте. Здесь Аллах, Пречист Он, Всевышний, повелевает соблюдать все намазы, после чего подчеркивает необходимость особо беречь «солатул вусто». Это свидетельствует об особой значимости данного намаза.
3. В суре «Маида» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«И искупление этого — накормление десяти бедняков средним из того, чем кормите свои семьи, или одевание их, или освобождение раба» (аят 89).
В качестве искупления (каффарат) нарушенной клятвы человеку, не сдержавшему ее, следует накормить десять бедняков. При этом мерой, по которой возмещающий должен накормить их, является средний уровень пропитания его собственной семьи. Такое возмещение самое лучшее.
4. В суре «Калам» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«И сказал их средний: «Разве не говорил я вам: “Пречищайте же!”» (аят 28).
Иными словами: я же говорил, чтобы вы не забывали и вспоминали Аллаха, пречищая Его! – Еще до того, как хозяева сада из дурных намерений приняли несправедливое решение, среди них уже были внутренние разногласия. Многие из них сказали, что не дадут закáт с урожая, что это не является долей бедных. Но лучший из них предостерег их, призвав не поступать так и побояться Аллаха.
5. В суре «Адият» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«…И (ворвались) с ней в середину толпы (врага)» (аят 5).
Кони воинов, словно ветер, прорывают ряды врага и проникают в их середину. После этого победа становится ближе.
Наряду с этим в Священном Куръане есть много аятов, выражающих смысл «васатыйи».
6. Так, в суре «Исра» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«И не совершай свой намаз [очень] громко, но и не шепчи его, а стремись к среднему между ними пути» (аят 110).
В этом аяте дается наставление о том, каким должен быть намаз Пророка саллаллаху алайхи васаллам:
«И не совершай свой намаз [очень] громко».
Чтобы идолопоклонники не услышали и не сделали чего-либо плохого.
«но и не шепчи его».
Чтобы те, кто за тобой смогли слышать твое чтение Куръана в намазе.
«а стремись к среднему между ними пути».
Пусть будет нечто среднее. Это лучше всего.
7. В суре «Фуркан» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«И те, которые, когда расходуют, не расточительствовали и не скупились, а были между этим умеренны» (аят 67).
Мусульманин должен быть всегда умеренным в расходовании денег или имущества. Он никогда не должен ни расточительно тратить имущество, ни быть чрезмерно жадным, ни отказываться тратить на нужное и в необходимом количестве.
8. В суре «Исра» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«И не делай свою руку прикованной к своей шее и не раскрывай ее во всю длину, [иначе] как бы тебе не сесть [не оказаться] порицаемым, жалким» (аят 29).
Аллах, Пречист Он, Всевышний, в этом аяте говорит о том, как в действительности нужно расходовать деньги и имущество.
«И не делай свою руку прикованной к своей шее».
Не будь жадным, скупым.
«и не раскрывай ее во всю длину».
Не будь и расточительным, раздавая все, что у тебя есть, другим.
«[иначе] как бы тебе не сесть [не оказаться] порицаемым, жалким».
Человек, необдуманно и напрасно растративший все свое состояние и оставшийся без копейки, сам оказывается виновным в этом. В Исламе рекомендуется осуществлять любое дело взвешенно и в меру.
Вот так, в вопросах обретения и расходования имущества, иными словами, во всей организации экономической деятельности, в Исламе практикуется принцип васатыйи, то есть, наилучший, справедливый, средний, умеренный и предпочтительный путь.
9. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Лукман» сказал:
«И умеряй свою походку и понижай свой голос...» (аят 19).
Действия человека должны быть выверенными и целенаправленными. Не следует тратить энергию на ненужные действия, нельзя быть ни слишком самоуверенным, ни растяпой.
«…и понижай свой голос».
Говорение громким голосом часто свидетельствует о самоуверенности.
Наилучшим примером поведения в обществе является жизнь и поведение нашего Пророка саллаллаху алайхи васаллам. Его поступь была уверенной и размеренной, его речь была негромкой, но отчетливой.
10. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Аъраф» сказал:
«И ешьте и пейте, и не расточительствуйте. Поистине, Он не любит расточительных!» (аят 31).
Ислам требует от мусульман умеренности в вопросах еды и одежды.
11. Аллах, Пречист Он, Всевышний, в суре «Аъраф» также сказал:
«Исполняйте же сполна меру и вес! И не уменьшайте людям их вещи и не творите порчу на земле после ее устроения» (аят 85).
Всякое действие, что делается на Земле вопреки велениям Аллаха, является смутой, запретной для правоверного человека. Это приносит пользу и благо, в первую очередь, ему самому.
12. В суре «Фатиха» Аллах, Пречист Он, Всевышний, сказал:
«Наставь нас прямым путем. Путем тех, которых Ты облагодетельствовал, не подпавших под гнев и не впавших в заблуждение» (аяты 5 - 7).
«Путем тех, которых Ты облагодетельствовал» – означает путь пророков, верных, мучеников и всех праведных рабов Аллаха.
Путь «подпавших под гнев» – путь порочных в религии людей. Главная причина гнева Аллаха на них – их отступление от законов Аллаха, которые были им известны. Допустившие нарушения в религии не должны повторять свои ошибки.
Впавшими в заблуждение являются те, кто выходит за рамки закона, шариата. Заблудшими они стали из-за того, что, пытаясь по-своему строго следовать религии, они стали сами совершать и требовать от других деяния, которые Аллах не заповедал. Правоверным нельзя повторять их ошибки!
Таким образом, смысл аята заключается в следующем: «О Аллах, наставь нас дорогой пророков, святых и тех, кто дорог тебе, а не тех, кто порочен в религии и выходит за установленные Тобою рамки».
Это наивысшая форма проявления принципа «васатыйи». И наибольшее в жизни количество раз мусульманин читает именно эту суру. Читая эту священную суру во время каждого ракъата намаза, мусульманин этими словами молит Аллаха о том, чтобы постоянно быть в состоянии высатыйи.
.