Обязанностью мусульманина по отношению к другим людям является и проявление благонравия. Благонравие возвышает мусульманина на уровень тех, кто проявляет старательность в поклонении, проводя дни в посте, а ночи в бдении, поклоняясь Всевышнему. Так говорится в высокочтимом хадисе. Мусульманину следует проявлять уважение к старшим и милосердие к младшим. Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал:“Тот не из нас, кто не уважает старших и не милосерден к младшим” (Табарани, Абу Давуд, Ахмад).
Самура ибн Джундуб (да будет доволен им Аллах) передаёт: «При жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) я был мальчиком и перенимал от него знание, и говорить мне мешало лишь то, что там были люди старше меня». Самура ибн Джундуб (да будет доволен им Аллах) сообщает, что при жизни Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) он был ещё совсем юным, однако он заучивал наизусть некоторое из того, что говорил Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам), и пересказывать заученное ему мешало лишь то, что были люди старше его.
Имам Бухари и Муслим приводят хадис, рассказанный Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) который передаёт слова Посланника Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам): «У мусульманина перед мусульманином пять обязанностей: отвечать на его приветствие, посещать его при болезни, участвовать в его похоронах, отвечать на его зов и читать за него мольбы (дуа): «Да смилуется над тобой Аллах!», если тот чихнёт». А в хадисе, приведённом Муслимом, говорится: «Когда встретишь его (брата по вере), то приветствуй, если он попросит совета, то наставляй».
В хадисе, приведённом имамом Ахмадом, говорится: «Пожелай другим то, что желаешь самому себе, и не желай другим того, чего не желаешь себе».
В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, говорится: «Если кто-то из них (мусульман) попросит что-либо, то отдай ему и помоги тому, кого притесняют».
В высокочтимом Коране говорится о благочестивых верующих (смысл): «Это те, которые милосердны друг к другу» (сура «Аль-Фатх», аят 29). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), комментируя этот аят, сказал: «Это из признаков уммы Мухаммада (саллаллаху алайхи васаллам): когда тот, кто похуже, увидит того, кто лучше него, то он молится за него: “О Аллах, благослови то благое, чем Ты его одарил, и укрепи его в этом, и не лиши нас пользы от него”. Когда же увидит тот, кто лучше, того, кто хуже него, то и он молится за него: “О Аллах, веди его к покаянию и прости ему грехи его”». Но ныне некоторые мусульмане далеки от приведённого в этом аяте признака, ибо благие хулят тех, кто похуже, и наоборот.
В достоверном хадисе, приведённом аль-Бухари и Муслимом, говорится, что Посланник Аллаха (саллаллаху алайхи васаллам) сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу : когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит и оно лишается сна».
Этот высокочтимый хадис призывает мусульман сплотиться, не оставаться равнодушными к боли, страданиям, проблемам друг друга. И если мусульмане не ведут себя подобным образом, значит, вера их несовершенна.
Islom.uz
..