Мы уже касались того, как решается в Куръане вопрос собственной воли человека. Поговорим об этом подробнее, ибо это связано и с решением проблемы судьбы, чтобы избавиться от лукавого ее толкования некоторыми недобросовестными людьми. Еще в давние времена, в ответ язычникам – многобожникам, которые хотели оправдать свои недобрые дела якобы волей и желанием Аллаха, Куръан объяснял:
«Непременно скажут те, которые придали сотоварищей: «Если бы пожелал Аллах, не придавали бы сотоварищей ни мы, ни наши отцы, и не запрещали бы мы ничего». Так же сочли лжецами те, которые были до них, пока не вкусили Нашу мощь. Скажи: «Есть ли у вас какое-либо знание, чтобы обнаружили его нам. Не следуете ни за чем, кроме предположения, и вы лишь предполагаете!» Скажи: «А у Аллаха – совершенное доказательство. И если бы Он пожелал, непременно наставил бы на праведный путь вас всех»» («Анъам», 148-149).
Уже из этого очевидно, что, если бы Аллах желал, чтобы все люди следовали по одному пути, то Он и повел бы их путем прямым. Следовательно, Он не считает обязательным принуждение к следованию всех людей только одним определенным путем. А для того, чтобы научить людей различать верное от неверного, Аллах посылал к ним пророков и дал Своим рабам свободу выбора путей.
В суре «Инсан» («Человек») говорится:
«Поистине, Мы наставили его на путь. Стал либо благодарным, либо неверным» (3 аят).
Другой аят гласит:
«И скажи: «Истина – от вашего Господа: и кто пожелал, пусть уверует, а кто пожелал, пусть не уверует» («Кахф», 29).
Воля Аллаха проявляется в послании пророков для наставления людей на правый путь, отвращая от неверного, а воля человека проявляется в выборе между этими двумя путями. И во многих аятах подчеркивается, что воля человека принадлежит ему самому, он и отвечает за свои деяния. Когда в обществе получает распространение зло, во всем этом повинны только мы сами.
Один из аятов суры «Рум» так и гласит:
«Появилась порча на суше и море за то, что приобрели руки людей…» (аят 41).
При этом Аллах проявляет еще и большую терпимость, снисходительность, как раз для того, чтобы люди сами совершали свой нравственный выбор, понимая, что их ждет за доброе, либо за злое.
В аяте из суры «Шуро» говорится:
«И какое бы несчастье не постигло вас – только за то, что приобрели ваши руки, и прощает (Он) многое» (аят 30).
Еще один аят из суры «Фуссилат»:
«Кто содеял праведное деяние, то во благо себе, а кто творил зло, то во вред себе. И твой Господь – Не несправедливый к рабам» (аят 46).
В Куръане не раз и очень ясно указано на необходимость усилий каждого для улучшения жизни.
Например, в суре «Раъд» говорится:
«Поистине, Аллах не меняет то, что с народом, пока не изменят то, что с ними» (аят 11).
Эти аяты Куръана ясно показывают, что воля и дела человека – единственное основание для воздаяния, либо наказания. Нет, ничем и никак не мешает Ислам свободному волеизъявлению и развитию своих последователей, напротив, призывает относиться к бытию активно и созидательно.
Из книги «Ийман – Ислам – Куръан»
Шейх Мухаммад Садык Мухаммад Юсуф
..